Колыбель народных художников - ХранителиРодины.рф

Одна из самых необычных галерей, существующих в России, находится так далеко от крупных культурных центров, что путешественник не сразу поверит в реальность увиденного.

Вид на здание галереи осенью
Вид на здание галереи осенью (фото - Анастасия Киселева)

Историческое здание

Уникальность музея заключается в том, что создан он по инициативе самих художников. Экспонаты коллекции датированы 1941-1943 годами. Большинство картин нарисованы в этих же местах, герои полотен – люди, которых можно встретить на улице или в магазине, а основная тема – быт обычного села.

Галерея расположилась в старинном кирпичном особняке постройки 1915 года, памятнике архитектуры федерального значения, в котором раньше жил заводской врач Эргард Иванович Корлейс (1870–1927).

Известный хирург, участник Китайского похода 1900 – 1901 годов, награждённый за «обслуживание раненых в боях» высокими наградами Отечества на протяжении ряда лет лечил заводчан в Воскресенской больнице. Хозяин дома, образованный и эрудированный любитель прекрасного, кажется, предопределил будущее этого здания задолго до создания в нем галереи.

Вынужденный культурный десант

Случилось так, что во время Великой Отечественной войны в Воскресенское эвакуировали детей, собранных по всей стране в 1939 году в художественной школе при Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. К началу войны школа сконцентрировала под своей крышей не только качественных педагогов, но и самых талантливых детей. Поэтому, несмотря на суровые фронтовые сводки, власти всерьез озаботились сохранением будущей творческой элиты.

Семь педагогов и 150 воспитанников (самые маленькие с родителями) были тремя группами отправлены на Урал. На поезде до Уфы добирались шесть дней: пропускали встречные эшелоны с танками, идущие на запад. Еще день ехали на подводах. Этюдник, краски и немного вещей – все, что взяли с собой в дорогу юные художники.

Воскресенское выбрали не случайно – село было центром Юрматинского кантона, где было все необходимое для цивилизованной жизни – школа, больница, магазин. С другой стороны, расположение в глубинке, вдали от южноуральских центров гарантировало безопасность детей.

Не последний аргумент – живописная природа в обрамлении Уральских гор и богатая история края – в селе располагался медеплавильный завод, на котором отливали пушки еще во времена Пугачевского восстания, и старинная церковь – объекты культурного наследия федерального значения.

Эвакуационные будни юных художников

Старожилы вспоминают, что завидели эвакуированные обозы еще на том берегу реки Тор. Прибывшие из столицы гости выглядели очень необычно для этой местности: туфельки, шортики, юбочки с оборками, панамки. Москвичи же при виде ватников и лаптей ощутили себя в декорациях прошлого века.

Гостей приняли радушно, частично разместили в здании райсовета, частично – в семьях. Так юные художники прожили два года.

– Рисовали неистово, в творчестве дети словно пытались найти спасение от страха и отчаяния. Очень много рисунков было вывезено и впоследствии экспонировалось на выставках, посвященных Великой Отечественной войне

Елена Баранова, заведующая галереей

Ребят не пугали даже трескучие уральские морозы. Художник Валентин Пурыгин вспоминал, как прятал горячую картошку в ватник и бежал на улицу, к своему этюднику. Там доставал картошку, и пытаясь согреть об нее пальцы, продолжал рисовать.

Двадцать три воспитанника школы ушли отсюда на фронт. Шестеро погибли, одному присвоено звание Героя Советского Союза. Остальные вернулись домой в 1943 году, когда удалось переломить ход войны.

Время, проведенное в Воскресенском, художники вспоминали как период своего творческого становления и часто наведывались сюда в 60-е годы. А в 1970 году решили отблагодарить приютившее их село созданием галереи. Она была открыта в 1971-м, в канун 30-летия начала Великой Отечественной войны.

Так сформировалась экспозиция

Первоначальную экспозицию составили 126 работ живописи, графики и скульптуры, переданных в дар инициаторами, – Виктором Бабицыным и Русланом Кобозевым и их друзьями по школе – народными художниками СССР, академиками Академии художеств Гелием Коржевым, Петром Оссовским, Алексеем Ткачёвым, Андреем и Сергеем Тутуновыми, академиком Виктором Ивановым, заслуженным деятелем искусств Владимиром Стожаровым, заслуженными художниками Валентином Пурыгиным, Борисом Немечеком, Кларой Власовой, а также скульптором-анималистом, заслуженным художником Андреем Марцем, иллюстратором и графиком Иваном Архиповым, живописцем Олегом Буткевичем и другими. Каждое имя – отдельная страница в истории советского изобразительного искусства.

Впоследствии коллекция пополнялась произведениями заслуженного художника Михаила Добросердова, а также педагогов школы – заслуженного деятеля искусств Акиндина Шорчева, Василия Почиталова, Сергея Михайлова, Григория Шегаля. Более половины экспонатов – произведения, созданные в годы 1941-1945 годы.

«Воскресенец» Борис Немечек как художник-декоратор принимал участие в создании таких фильмов как «Баллада о солдате», «Афоня», «Берегись автомобиля», «Джентльмены удачи», «Мимино». Элементы закулисья культовых советских картин и кинематографа в целом тоже можно увидеть в Воскресенской галерее.

На эскизах - жители села
На эскизах - жители села

Наряду со зрелыми работами здесь выставлены многочисленные ранние наброски художников – карандашные зарисовки и эскизы, ведь достать в военное время краски и кисти было нелегко. Эскизы, на которых изображены девочка-башкирка, сельские мальчишки, девочка в белом платке, старик, плетущий лапти, экспонировались в Москве на выставке, посвященной 60-летию Победы. Они же в числе других 60 работ отобраны для участия в экспозиции, посвященной 75-летию Победы, которая прошла в парке «Зарядье» в Москве.

Притягивает внимание и картина Виктора Бабицина «Проводы на фронт», написанная на основе эскизов, сделанных еще в Воскресенском, по живым прототипам. Созданная в 90-е, она переносит зрителей в 1940-е, позволяет ощутить не только дух прошлого, но и чувства и настроения провожающих.

Галерея сегодня

В фонде галереи немало предметов декоративно-прикладного искусства, связанного с историей села, Воскресенского завода и местной церкви, культурой и бытом жителей. В отдельном зале экспонируются произведения современных художников Башкирии и других регионов России.

На постоянной основе проводятся лекции об искусстве, мастер-классы художников и мастеров прикладного искусства.

Сейчас в Воскресенской картинной галерее насчитывается около 1000 работ, 400 из которых – картины. Это настоящая гордость Башкирии и важная точка на маршруте «золотого кольца» республики. Посещение села с его прекрасной природой и богатой историей, картинной галереи, наполненной замечательными произведениями искусства, обещает стать незабываемым приключением.

Как найти

Село Воскресенское расположено в 26 км от города Мелеуза, до которого можно добраться на поезде или пригородном автобусе Уфа–Мелеуз или Оренбург–Мелеуз.

Галерея как филиал Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова (с 1979 года) работает со среды по воскресенье с 10:00 - 18:00 часов.

Адрес: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, с. Воскресенское, ул. К. Маркса, 68

Телефоны: +7 347-64-62-4-83, +7 927-933-22-66, +7 919-159-23-88

Комментарии