С неё начинается культура Елабуги - ХранителиРодины.рф

Она, как никто другой, знала, что делать! Дочь "врага народа" стала знаковой фигурой в культурной жизни Прикамского города.

29 декабря 1927 г. под Харьковом была открыта коммуна имени Дзержинского: воспитательное учреждение было создано в системе учреждений ОГПУ при СНК СССР для борьбы с детской беспризорностью на добровольные отчисления от зарплаты чекистов Украины. Свои отчисления на содержание колонии делал бы и Вердеревский Александр Дмитриевич (1887-1938), задержись он по службе в Харьковском округе до конца декабря 1927 года. Но он был связан с этими местами с 1920 по 1922 гг.: был помощником военного комиссара Харьковской губернии, а потом и военкомом. Когда открыли коммуну, Вердеревский уже год как был начальником отдела правления Пермской железной дороги г.Свердловск. Там, в Свердловске, 29 декабря 1927 г. в семье А.Д. Вердеревского, родившегося в 1887 г. в Москве в семье потомственного дворянина, и его супруги Елены Александровны (1896-1980) родится дочь Наталья. Пройдут десятилетия, и 29 декабря 2017 г. Библиотека Серебряного века Елабужского государственного музея-заповедника (ЕГМЗ) проведёт очередной литературный вечер, посвящённый Наталье Вердеревской: ей тогда исполнилось 90 лет. Среди гостей в Библиотеке был известный поэт Николай Петрович Алешков. Собравшимся почитателям таланта Вердеревской он напомнил слова, сказанные однажды профессором Елабужского института Анатолием Ильичем Разживиным: «Культура в Елабуге начинается с Вердеревской». Алешков прокомментировал фразу: «Мне она понравилась, потому что показалась очень точной. Действительно, мы видим сейчас возросшими семена, посеянные Натальей Александровной. Прежде всего, конечно, в её студентах. Да и во многом другом. То, что, к примеру, сделано в Елабуге вокруг имени Марины Цветаевой, начиналось с дней памяти поэта, которые проводила кафедра русской и зарубежной литературы во главе с Вердеревской».

Но вернемся в 1930-е годы: с ноября 1936 г. Александр Вердеревский занимает должность председателя Ульяновского горсовета. Его карьера идет в гору, но в ночь с 3 на 4 сентября 1937 г. его арестовали. Девятилетняя Наташа, когда ночью в их семью пришли люди в военном, не проснулась. После ареста произошел страшный переход из семьи обычной в ранг семьи «врага народа». 11 мая 1938 г. в Куйбышеве А.Д. Вердеревский был приговорён к расстрелу: приговор приведён в исполнение в тот же день. За Еленой Александровной Вердеревской придут 19 июня 1938 г.: Наташе было 10 лет, а её сестре Ольге - 18. Родной брат расстрелянного Александра Вердеревского Сергей Дмитриевич – одинокий холостяк, учитель в сельской школе – единственный, кто предлагает девчонкам свою помощь. Они, собрав нехитрый скарб, уезжают в с. Сосновый Солонец Куйбышевской области. Здесь, в средней школе Наташа учится с 4 по 7 класс, а Ольга, сама не окончившая школу, принята на работу в школу учительницей в 1 класс. В ноябре 1938 г. Е. А. Вердеревскую выпустят из тюрьмы, и семья воссоединится в Сосновом Солонце. О директоре средней школы В.Я. Пронине, на свой страх и риск устроившем на работу не только дочь врага народа, но и его жену, Наталья Вердеревская напишет очерк «Бесстрашная школа Василия Пронина» (газета «Первое сентября», сентябрь 2000).

В 1941 г. Вердеревские жили в 45 км. от Куйбышева. Вскоре им прикажут в 24 часа покинуть обжитое место: с 15 октября 1941 г. в Куйбышев был эвакуирован СНК СССР. О тех событиях Н. Вердеревская напишет в книге «Мы дети тридцать седьмого» (Елабуга, 2009), сообщив, что их тогда выручила, как это ни страшно, чужая беда. В отдаленном от Куйбышева Кошкинском районе были и немецкие сёла, жителей которых депортировали. В одно из таких сёл Вердеревские и перебрались. Сестра Натальи Ольга уходит добровольцем на фронт. Обе сестры после войны получили высшее образование: Наталья - очно, Ольга – заочно. В августе 1950 г. Наталья Вердеревская устраивается учительницей русского языка и литературы в одну из школ г. Кемерово, где проработает до августа 1955 г.: «по семейным обстоятельствам» она переедет в Елабугу. Небольшой город в Татарии станет для нее родным. Не генетическая ли память привела её сюда? В 1991 г. Вердеревская напишет «Балладу о речке Дарье», предварив её посвящением: «Памяти предка моего татарина Салхомира, который в XIV веке вышел из Золотой Орды в Рязанское княжество и основал русский род дворян Вердеревских».

С осени 1955 г. она работает в Елабужском государственном педагогическом институте ассистентом на кафедре литературы, а 23 декабря 1955 года - преподавателем на кафедре литературы. На свой 31-й день рождения Наталья Вердеревская получила особый подарок: 29 декабря 1958 г. Верховный Совет принял «Основы уголовного законодательства», где было упразднено понятие «враг народа». За 21 месяц до этого, 26 марта 1957 г., А. Д. Вердеревский был реабилитирован. Живя в Елабуге, Наталья Вердеревская несколько лет будет хлопотать об установке в городе памятника репрессированным: 29 октября 2009 г. мемориальный комплекс открыли. В шутливом стихотворении «Мы ходим парой» (2006) Вердеревская подчеркнет:

«Мы с Тамарой ходим парой.

Не с Тамарой – с Шамсиёй!

<…>

У начальства на пороге

В тысяча который раз

Мы вдвоем откинем ноги,

Вот и кончится рассказ».

Мемориал - очередная победа Вердеревской. Одна из побед пришлась на 9 июля 1962 г.: в трудовой книжке появляется запись о присуждении ученой степени кандидата филологических наук. Какой в 1950-1960-е гг. была Елабуга? Всесоюзная перепись населения 1959 г. сообщает, что население этого города в Татарии - 21 992 чел. Помимо пединститута есть школа милиции, медицинское училище и училище культуры. Делом всей жизни Вердеревской стала литература: возглавив в ЕГПИ кафедру литературы, она проработала там 43 года. Елабужская газета «Вперед» 1 мая 1960 г. напечатает её первое стихотворение – «Студенческая прощальная».

«Вся жизнь на пороге!

Зовет паровозный гудок.

Уходят дороги

На запад и восток»: это о светлом будущем выпускников вуза. Из её стихотворений 1960-х годов можно узнать, например, что под Елабугой добывают нефть:

«Город поднялся над ширью реки.

Башня старинная – как часовой.

Ночь зажигает свои огоньки

На вышке буровой. («Елабужский вальс»)

Что дороги тогда были никакущие:

«Ах, Елабуга, Елабуга, хороший городок.

Хороша ты всем, Елабуга, да нет к тебе дорог.

(«Ах, Елабуга, Елабуга, хороший городок»)

Что «<…>растут в Елабуге дети

Не видавшие тепловоза.

Далеки от неё вокзалы.

Добираться трудно и долго». («Голубые дороги»).

Что благодаря строителям растет и сам город:

«Кто-то с нами расстанется. Кто-то с нами останется.

Чьей-то долгой судьбою город ласковый станется». («Первым строителям»).

Наталья Вердеревская лучше многих знала, что ей делать, ведь в свое время она исследовала «Что делать?» Чернышевского. «Новые люди» привлекают Наталью Александровну, а она привлекает их. В 1968 г. она приглашает в Елабугу на работу Натана Тамарченко (1940-2011), впоследствии ставшего специалистом в области теории и истории романа. В 1970 г. завлекает Марка Бента (1937- 2011), ставшего вскоре одним из ведущих отечественных специалистов по истории немецкой литературы классико-романтического периода. Она становится знаковой фигурой Елабуги, заботящейся о культурном развитии и просвещении не только елабужан: в 1982 г. в издательстве «Просвещение» выходит её учебное пособие «Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»». Это книга о романе, автор которого - властитель дум молодого поколения 60-х годов XIX века Властителем дум молодого поколения в Елабуге в 60-70-е гг. XX века стала Н. Вердеревская. Она проводит в Елабуге дни памяти Марины Цветаевой и в 1970-е гг. напишет о Поэте:

«Как было жить ей с болью той живою,

Что принесла она издалека

На улицы заросшего травою,

Застывшего в смятенье городка?» («Могила Цветаевой»).

Вердеревская в 1980-1990-е гг. участвует в работе литобъединения «Творяне», которым руководит Николай Алешков. А ещё она руководит в 1960-1990-е гг. фольклорными экспедициями.

В 1998 г. Вердеревская издаст в Елабуге тиражом 1000 экз. сборник «Провинциальные стихи», а через 8 лет после появления этой книги Елабуга отметит 1000-летие, став в Татарстане вторым после Казани миллениумным городом. В конце 1990-х Вердеревская вступает в Союз российских писателей. Канул в Лету век XX-й: в 2001 г. в Набережных Челнах, что от Елабуги в 20 км., выходят её «Этюды о поэзии Владимира Высоцкого» («Двадцать лет спустя»). В книгу вошли и два написанные «в стол» в 1982 г. этюда, в одном из которых подмечено, что смерть Высоцкого «обнажила величину <его> влияния». Думается, что в ближайшем будущем обнажится и величина влияния самой Вердеревской, ушедшей от нас 25 марта 2019 г.

В 2003 г. в Набережных Челнах выходит сборник «Невеликие города» (стихотворения 1957-1998 гг.) с текстами о российской амазонке Надежде Дуровой, поэте Марине Цветаевой. Вскоре Вердеревская, собрав стихотворения, посвященные Цветаевой, издаст сборник «Марине. Семь стихотворений» (2008). Начиная с 2007 г. все книги Вердеревской выходили в Елабуге: был издан, например, сборник «Осень с дыханием весны». В «Вместо послесловия» председатель Татарстанского отделения Союза российских писателей Николай Алешков отметит: «Есть люди, знакомством с которыми дорожишь. Для меня Наталья Александровна Вердеревская – именно такой человек. Люблю нечастые, но долгие прогулки с ней по улицам старой Елабуги, неторопливые беседы о прошлом, настоящем и будущем русской поэзии. Елабуга, в отличие от моих родных Набережных Челнов, в большей степени сохранила традиционные культурные ценности <…> Наталья Александровна – знаковая фигура для такого понимания Елабуги, она сама хранительница прекрасного, не один десяток лет отдавшая собирательству фольклора, преподаванию литературы в стенах знаменитого пединститута…».

Что касается фольклора, то в 2011 г., благодаря ЕГМЗ, выходит сборник «Из-под кустика, из-под камешка…» (русские народные песни, записанные в 1960-1980-х гг. в Татарии). Здесь собраны богатства, о которых профессор из фильма Василия Шукшина «Печки-лавочки» (1972) отзовётся так: «Богат народ! Ах, богат! Веками хранит свое богатство, а отдает даром – нате!». Наталья Александровна Вердеревская всю свою жизнь, ничего не накапливая, отдавала елабужанам, отдавала татарстанцам, отдавала россиянам: «Нате!».

Комментарии