Екатерина Великая подарила имя, Максим Горький – историю - ХранителиРодины.рф

У какого села было 4 названия? Какому селу дала название Екатерина Великая? В каком селе побывал Максим Горький? Всё это о селе с ярким названием Красновидово.

Село

Это село имело четыре названия. Первое – Захарьино, село получило от имени первого поселенца. Когда деревня разрослась, ее стали называть Старым Зимовьем, потому что туда приходили зимовать рыбаки. Когда число жителей перевалило за тысячу и в деревне поставили первую деревянную одноэтажную церковь, она стала селом Ильинское по имени святого Ильи порока, в честь которого был освящён храм.

В 1767 году Екатерина Великая, объезжая свои владения, пять дней была в Казани, затем на галере «Тверь» пошла вниз по Волге. Стоял май. По легенде, проезжая мимо Ильинского, она поразилась красоте этих мест. Берег был белым от цветущих садов. «Какой красный вид» – произнесла императрица. Это и послужило новым названием села, которое с тех пор стало называться Красновидово.

– Красновидово уже имеется на карте народонаселения Казанской губернии 1870 года. О чем в Книге «Поволжские города и селения Казанской губернии 1892 года» было записано: Красновидово исконно русское село, имеет 2000 жителей, 375 дворов, 350 садов. Основное занятие – рыболовство, садоводство, пчеловодство. Почему садоводство, потому что на правобережье Волги почва мало подходила для зерновых, зато хороший урожай давали сады, да еще лен в Красновидово родился знатный.

Людмила Николаевна Майорова, сотрудница музея Горького

Лен сеяли поздно – в середине мая. Занимались этим только мужчины. Когда лен созревал, его головки наливались, в дело вступали уже женщины. Они его выдергивали с корнем, головки обрывали и вязали снопы. Вот эти снопы связывали и опускали в Волгу на 15 дней, потом вытаскивали, обдирали костригу (одревесневшие части стеблей) и приступали к расчесыванию волокон льна гребнями. Потом пряли, нитку свивали на вьюшки и уже после этого отправляли на ткацкий станок. Ткали в Красновидово в основном однотонные полотна. В селе были красильни, там полотна красили. Так и жили наши предки тем, что сами вырастили, что своими руками сделали.

Людмила Николаевна Майорова коренная жительница этого села, четверть века проработала в торговле. Сейчас замещает ушедшую в декретный отпуск сотрудницу музея. Я не раз слушала экскурсоводов этого музея, но столько информации о селе и писателе услышала впервые. Оказалось, что ее учителем и классным руководителем была языковед местной школы Валентина Васильевна Левина, которая прививала своим ученикам любовь к литературе и очень тесно сотрудничала с музеем. Это и стало отправной точкой для Людмилы Майоровой, которая кроме литературы активно интересовалась историей своего села, о чем много читала и собирала воспоминания односельчан.

Горький

Но село это, коих по берегу Волги много, и одно краше другого, славится в округе не только своим красным видом, яблоневыми садами и душистым медом. Здесь расположен единственный в России сельский музей Горького. И как он появился в селе – не менее интересная история.

В 1886–1887 годах в пекарне Андрея Степановича Деренкова подручным пекаря работал Алеша Пешков, приехавший с мечтой об университете в Казань из Нижнего Новгорода.

После безуспешной попытки стать студентом и ареста из-за связи с марксистским кружком, будущий писатель пытался стреляться. К счастью, рана была не смертельной. После больницы его позвал к себе в Красновидово Михаил Антонович Ромась, который держал в селе лавку, хотя основной целью его была марксистская пропаганда среди сельского населения.

С Горьким они встречались на собраниях у Деренкова. Уже тогда Ромасю приглянулись упорство и стремление к знаниям этого паренька. Ромась завлек его еще и тем, что у него было много книг, в том числе и редких.16-летний Алеша Пешков (Максим Горький) имел к тому времени за плечами всего два класса церковно-приходской школы. Был он малограмотным, но этому юноше благодаря целеустремленности и тяге к знаниям удалось стать всемирно известным писателем.

В марте 1888 года Алеша Пешков приехал в Красновидово. По Волге еще плыли льдины. Потом наступила весна, о которой сам А. М. Горький в «Моих университетах» позже вспоминал: «Яблони цветут, село окутано розоватыми сугробами и горьким запахом, он проникает всюду».

– Прожил он здесь недолго – всего полгода, пока лавку Ромася не сожгли конкуренты. Вместе с ней сгорела почти половина улицы – дома были деревянные, крытые соломой. Обгоревшие стены лавки стояли долго, до тех пор, пока в тридцатые годы прошлого столетия у Андрея Деренкова не возникло желание восстановить здания, связанные с Горьким. Восстанавливать лавку в Красновидово помогал краевед и коллекционер Владимир Владимирович Чумаков. К сожалению, воссоздать ее чердак, где жил Алеша Пешков, не удалось.

Людмила Майорова

После восстановления до 1958 года в этой лавке размещался магазин сельпо. В пристроенных к нему помещениях жили люди.

В начале шестидесятых годов прошлого века было решено создать музей Горького в селе. И началась большая кропотливая работа.

Большую роль в создании музея Горького в Красновидово сыграла Елизарова Мария Николаевна, которая с 1941 по 1978 год была директором Казанского Музея А. М. Горького.

Она была лично знакома с писателем, их встреча состоялась в 1935 году, на его даче в Крыму, где она показала ему свою рукопись – повесть «Марьям». Позже они переписывалась, и писатель советовал ей продолжать работу, обязательно окончить Литературный институт и побольше общаться с писателями.

В 1960 году Мария Николаевна окончила Литературный институт, а в 1957 г. вошла в состав Союза писателей СССР.

Сбором экспонатов для музея занялись две женщины директор школы Валентина Ивановна Кобзова и заведующая клубом Валентина Григорьевна Останина. Строительство пристроя к лавке взял на себя колхоз имени Горького. Тогда его возглавлял Александр Алексеевич Камонин. В 1979 году музей был открыт. Валентина Кобзова стала его первым директором, позже ее сменила Валентина Останина. Сегодня музеем заведует Ольга Анатольевна Артамонова.

Экспозиционный зал музея поделен на две части. Одна посвящена казанскому и красновидовскому периодам жизни писателя. Она наполнена документами, фотографиями, рассказами очевидцев. Другая часть – краеведческая, она рассказывает об истории села, о том, чем жили красновидовцы. Здесь можно увидеть русские костюмы XIX века, орудия труда, фотографии села и узкой Волги, настоящий ткацкий станок.

Но все же самая популярная часть музея – это лавка Ромася.

– Буквально сегодня на экскурсии были три группы подростков. Они эту лавку буквально по сантиметру исследовали.

Людмила Майорова

Здесь можно посмотреть старинные весы с гирьками, свисающие с потолка, кассу XIX века. Ребята никогда в жизни не только не видели, но и не слышали, что такое сахарная голова или семирядные счеты, аптекарский магазин или аршин. А здесь все это можно не только посмотреть, но и потрогать. Особенно им интересны связки баранок и сахарные головы. Стоит отметить, что экспонаты за исключением баранок и сахара все подлинные, собранные по селу.

Интересна детям жилая комната с русской печью, чуланом и очень необычными для сельской местности того времени бумажными обоями. Их цвет и рисунок, к слову, подбирали по описанию Андрея Деренкова. Связанные вручную кружевные покрывала, самотканые дорожки, часы-ходики – все это погружает посетителей музея в другой, неведомый им мир.

Долгие годы работу музея возглавляла Ольга Гришукова. Именно она пятнадцать лет назад решила возродить интерес к садоводству и стала проводить в музейном саду праздник «Яблочный спас». С годами праздник вырос из местного сельского до масштабного республиканского. С фольклорным фестивалем, старинными русскими играми, с широкой ярмаркой сувениров, поделок и угощений из яблок. Фестиваль вдохнул новую жизнь в музей и в село.

Специалисты Национального музея Татарстана курируют этот проект. Они проводят мастер-классы, на которых взрослые и дети могут узнать, что такое «верховая набойка» и научиться ее делать, плести мудреные веревочные браслеты, увидеть, как наши деды шили кожаную обувь и многое другое. А уж примерить национальные костюмы и сфотографироваться в русском сарафане желают многие. А еще в этот день в музейном саду можно выпить чаю из самовара на углях и попробовать самых разных яблок.

Улочка, которая ведет от музея к Волге, и по которой спускался на берег Алеша Пешков, теперь носит имя Горького. Туристам после экскурсии всегда предлагают пройти по ней и ощутить дух русского села, восхититься в конце пути могучей рекой.

Как найти

Контакты музея Горького: РТ, Камско-Устьинский район, село Красновидово, ул. Горького, д. 53. Тел.: 8-843-77-307-12

Комментарии