Исток трех великих рек
Великое открытие простого сельского учителя, Чита, Забайкальский край
Это уникальное место в Забайкалье, достойное считаться восьмым чудом света - точка планетарного раздела пресных вод. В чем его уникальность? Это символ круговорота воды в природе, именно отсюда воды расходятся в три великие реки мира – Лену, Енисей, Амур; в три моря – Лаптевых, Карское и Охотское; в два океана – Северный Ледовитый и Тихий, а также в самое глубокое пресное озеро мира Байкал. И открыл это место простой сельский учитель Тимур Жалсарайн.
В современных условиях возрастает интерес людей разных поколений к изучению родного края, истории своего народа. Многовековая духовная культура бурятского народа с ее древним прошлым, богатым на традиции, своеобразным видением мира, самобытностью, весьма сложна и интересна. Великая Агинская степь подарила России много выдающихся людей, среди них Петр Бадмаев - дипломат, ученый, лекарь царской семьи, Цыбен Жамцарано, Базар Барадин и другие. Наш рассказ о простом учителе из села Кусочи Агинского Бурятского округа Т. У. Жалсарайне, сделавшим уникальное географическое открытие.
Младший из 13 детей
Родился Тимур Ухинович Жалсарайн в селе Судунтуй Агинского района в 1928 году в семье бедного пастуха Полон Ухин, самым младшим тринадцатым ребенком.
В 1936 году Тимур пошел в школу и, закончив ее, продолжил образование в Агинском педагогическом училище. После которого в 1946 году он поступает в Иркутский государственный университет на географический факультет. После успешного окончания университета Тимур Ухинович работал в средних школах Агинского Бурятского округа. Вот такая, казалось бы, на первый взгляд, простая биография. А за этими строками, на самом деле, скрывается необычайно интересная, в чем-то и драматичная, судьба учителя-мыслителя.
Мелодия с грампластинки – какая страна?
В течение многих лет Т.У.Жалсарайн работал учителем географии в Кусочинской средней школе. Он считал географию как научный предмет не кабинетного уровня, а принимал ее только в тесном контакте с живой природой. Преподавание предмета на сопке горы при заре или закате солнца, рисование контурных карт на школьной парте, не боясь, что сотрут ластиком бумагу до дыр, создание и применение логических “опорных” схем и карт – вот некоторые методы проведения уроков.
Тимур Ухинович на своих уроках применял большую карту, сделанную из фанеры с отверстиями, куда вставлялись фишки с номерами, так по карте проходили политическое устройство страны, затем экономические зоны. И таких педагогических находок у него было очень много. Например, по нарисованным контурным картам на парте ученики определяли, где могут быть горы, острова, озера, делили их на бассейны, регионы, - вспоминает одна из учениц. Иногда, он приносил на урок патефон и грампластинки с музыкой разных стран, задача ученика состояла в том, чтобы угадать по мелодии страну и рассказать о ней. Так, любой урок у Жалсарайна превращался в действо.
Такие нестандартные методы преподавание предмета в 1970-1980-ые годы вызывали недовольство со стороны начальников разных рангов в системе образования Агинского округа.
Его программа обучения не входила в рамки методических рекомендаций, инспекторские проверки следовали одна за другой. В конце концов, у Жалсарайна отняли кабинет, который был самым оснащенным в школе, содрали со стен все нарисованные им карты, уничтожили наглядные пособия, сделанные его руками, и передали под кабинет музыки. Есть коллеги, которые помнят эту необычайную по драматизму картину, когда этот большой и сильный человек сидел и плакал в своем разоренном кабинете….
Разносторонняя личность
Тимур Ухиновича любили и уважали ученики, коллеги-учителя за оригинальность, нестандартность, эрудированность и т.д. Круг его интересов был необычайно широк, и каждая область творчества была одинаково важна и интересна ему. Увлекаемый неуемной любознательностью и потребностью мыслить, легко переходил с одной идеи на другую.
Его мысли могли касаться самых разных сфер творчества, как вопросы мироздания, астрономии, истории, так и могли вылиться в коротенький юмористический рассказ. В 60-е годы, он с увлечением занимался режиссурой в народном театре, кстати говоря, это ему удавалось. Он изучал труды Архимеда о числах, о правильных многогранниках, позже, в 80-е, написал ряд статей по ономастике, нумерологии, художественные рассказы, стихи, очерки, пьесы. Интересовался историей своего народа и передавал ее детям. Скрупулёзно выяснял откуда пошли названия местностей, гор, водоемов, хорошо играл в шахматы. Его труды и статьи печатали на страницах местных газет и журналов.
Он много проводил экскурсий по родному краю, являлся инициатором походов школьников на Алханай, горный массив Сохондо, озеро Байкал, пещеру Хээтэй и многие другие географические и исторически значимые объекты. Тимур Ухинович воспитывал в детях чувство гордости за свой бурятский народ, уважение к своему родному языку, потребность к его изучению и любовь к родному краю.
Три реки с одной точки?
В 1977 году Тимур Жалсарайн во время изучения карт обнаружил, что на Яблоновом хребте близ Читы имеется водораздельная точка — стык речных бассейнов Амура, Лены и Енисея. Тимур Ухинович рассчитал эту точку путём анализа карт, потом детально проанализировал картографические материалы не только своего края, но всей планеты Земля, а ведь в те годы не было Интернета, космических сьемок, научных исследований в этой сфере. И в результате была написана статья «Точка великого водораздела», которая была опубликована в областной газете «Забайкальский рабочий».
Школьный учитель утверждал, что и в Забайкалье есть замечательные места, достойные того, чтобы там стояли географические знаки, подобные знаку в городе Кызыл — «Центр Азии», в Верхоянске — «Полюс холода северного полушария». К таким уникальным местам он отнес водораздельную точку с высотой 1236 метров. Естественно, указать он ее мог лишь примерно: в те времена несекретными были карты лишь масштаба 1:7 500 000. По его мнению, эта точка — Амуро-Лено-Енисейский стык (выражение тоже принадлежит Тимуру Жалсарайну) — не имеет аналогов на земном шаре.
Долгое время она носила название «Водораздельная гора на Яблоновом хребте». И только в 2012 году получила имя выдающегося географа Петра-Симона Палласа, который внес большой вклад в изучение Забайкалья.
Позже, случайно была обнаружена ещё одна статья Т.У.Жалсарайна под названием «Четыре точки на планете», опубликованная в 1979 г. в газете «Агинская правда», в которой Т. Жалсарайн утверждал, что имеется система подобных водораздельных точек по всему земному шару. Например, он предположил, что на американском континенте также имеется Водораздельная точка, которая, как оказалось, действительно находится в Америке между речными системами Колумбии, Миссисипи и Нельсон. Поразительно, но Жалсарайн точно указал, что она находится на границе США и Канады и назвал точкой трёх океанов (именно так её называют в Америке). Там уже давно создан Национальный парк - Triple Divide Peak (Трипл Дивайд Пик), десятки организаций (турфирмы, университеты) изучают, снимают фильмы, рекламные ролики. Построены прекрасные дороги, развита инфраструктура, при этом сохраняется природа в первозданном виде.
Анализ мировых научных публикаций показал, что научный прогноз агинского учителя во многом совпадает с выводами российских и американских исследователей, что лишний раз доказывает состоятельность его научной концепции. Это было блестящим теоретическим открытием ХХ века, подтверждённое позже экспедицией.
Так, узнав об этом открытии в 1982 году, забайкальские географ Юрий Руденко и краевед Алексей Шипицин во время пешей экспедиции нашли и отметили данную водораздельную точку на местности.
Брендинг - узнаваемость региона.
Одним из факторов экономического развития Забайкальского края, несомненно, является реализация туристического потенциала региона. К числу природных объектов, где можно создать международный туристический образ географического пространства Забайкалья, относится и гора Палласа, которая может стать своеобразной Меккой в познавательном туризме и брендом Забайкальского края.
Идея, многих географов о создании Национального парка, на территории которого будет находиться гора Палласа становится вполне реальной. Думается, что Забайкалье не менее богато прекрасными ландшафтами, разнообразием флоры и фауны, национальным колоритом, как и штат Монтана на противоположной стороне земного шара.
В конкурс проектов эмблем, объявленных губернатором Забайкальского края, мы предложили и облик Географического знака, показывающего положение Забайкалья на планете. Этот знак отражает не идею раздела вод, на всем протяжении Мирового водораздела, а идею сочленения, соединения, контакта частей земли.
«Потрогали» глазами
Когда оказываешься на этой вершине, то возникает такое волнительное чувство: так вот оттуда берут свое начало наши великие три реки - Лена, Амур и Енисей!
В ежегодно в День Земли и Воды краеведы, земляки, родственники Т.Жалсарайна, общественные организации, которые понимают значимость этой Великой водораздельной горы, совершают походы на эту точку. По бурятскому обычаю на самой вершине вкопан столб, название которого «сэргэ», в переводе с бурятского – коновязь, а над ним прибиты дощечки, вырезанные в форме голов лошадей, на которых написаны названия рек, и их головы направлены в сторону бассейна этих рек.
Побывав на месте – на самой Точке Великого Водораздела, появляется чувство удовлетворения, что научная концепция Тимура Ухиновича оказалась верна, подтверждаемая зримым доказательством, которое можно было «потрогать» глазами. И конечно, чувство сожаления, что сельский учитель Жалсарайн - сам не увидел это место, не встретился с людьми, которые поддерживают эту идею. А их на горе было очень много, не смотря на трудную дорогу и далекое расстояние.
Как найти:
Адрес: Забайкальский край, г.Чита, Водораздельная точка на Яблоневом хребте
Проезд: от г. Читы до села Тасей на автомашине,
от с.Тасей до подножия вершины пешком или на вездеходе,
общая протяженность около 40 км
Комментарии