У нашего музея глаза монашеские… - ХранителиРодины.рф

Музей словно странник, шествующий по невидимой дорожке между небом и землёй, из древности прямо в вечность. Здесь время нетленно, и стрелки старинных часов тихо тикают в смиренном сердце. Поищите ключи от его души. Вам он, словно добрый монах, принимающий всех и вся, точно не откажет. Вот уже молитвенно открывает сокровенное...

Отступает ложное и суетное. Слышна колокольная мелодия правды здешней старины. Краеведческий музей Карымского района не терпит синтетических чувств, чурается спецэффектов и праздности. Это место, где любовь к Господу, Родине, друзьям, труду, та самая, которая не помнит зла, не ищет своего и никогда не заканчивается, согревается у очага духовного общения. И тайны по пустякам не растачает, а свято бережёт, да в оборот пускает. Лишь посетителям доверяется, утешая:

– Не беда, что о возникновении посёлка Карымское документов не сохранилось. Дорогого стоит версия, которую в 1958 году в своей рукописи обобщил Семён Михайлович Вейнер.

«Основателями посёлка (ныне районного центра) были два бурята и китаец, которые бежали от преследования из Агинских степей. Они искали место для независимой жизни. Облюбовали такое вблизи нынешнего Карымского, в районе Камня-бычка. Для того чтобы поселиться, необходимо было получить разрешение губернатора. Они отправились в губернское управление в Читу. Ответ губернатора: «Иноверцам селиться в данном месте нельзя, только православным». Искатели приняли православную веру, обряд крещения совершён в реке Читинка. После этого они получили губернаторское разрешение, и в 1878 году в районе Камня-бычка были поставлены юрты. Потом на этом месте стали строить первые избушки. Этот посёлок люди окрестили Карымка.

Примечательно, что своих соплеменников, вступивших в брак с русскими, перешедших в православную веру, буряты назвали Харым (Карым). И означало это «отчуждённый». Вот и населённые пункты, где проживали такие семьи, назывались карымскими».

Удивительно, что со временем штрихи тяготения к аскетическому, духовно возвышенному, не исчезли из характеров местных жителей. До сих пор передаются от поколения к поколению. Жизнь на этой суровой земле в резко-континентальном климате никогда не была простой, но всегда, привлекала людей сильных духом.

Уже нет с нами увлечённого историка, краеведа Александра Мищенко, зато здесь его статья. Она поведала, что «по результатам археологических раскопок, описаниям русских первопроходцев коренным населением были тунгусы». «…По результатам переписи 1897 года на территории нынешнего Карымского района проживало государственного крестьянского населения 4645 человек, казачьего сословия 2613».

Кстати, в настоящее время местное казачество хотя и не организовано, однако сохраняет свои родовые корни. А получение образования на базе кадетского класса Забайкальского казачьего войска во второй школе посёлка Карымское среди старшеклассников весьма престижно.

Отсутствуют данные о том, что кто-то причислен к лику святых, но людские дела следуют за ними. Респект в том, что пульсируют кровотоки судеб подвижников, которыми богата округа. Музейное тело, собранное из тысяч экспонатов-клеточек – живое о том свидетельство.

Однозначно воспринимаемые экскурсионные маршруты отсутствуют. Ой! У порога дорога по музею на три разделяется, каждая в свой зал увлекает.

В зале Боевой славы память о душах на фронтах и в тылу сражавшихся за Отечество приодела их ангельскими одеждами. Среди них много погибших мучеников. Связи с ними не исчезают бесследно, сберегаются современниками, через избранные вещи, в событиях участвовавшие, навсегда в музее прописываются. На какой предмет ни посмотри, будь-то фото, вещь или словесное повествование, всюду дышит испытывающее, героическое. Боевые конфликты в «горячих точках». Чечня. Афганистан. Как же им было страшно и больше всего на свете хотелось жить.

Славное стечение обстоятельств! 9 мая у музея 35-летие и так много ещё впереди. В юбилейный год 75-летия Великой Победы 1945 года над фашистскими захватчиками здесь устроена ценная экспозиция.

Вот звезда! Наш земляк Георгий Павлович Баранов. Узник шести фашистских лагерей, директор «Русской школы» для детей, в 1945 году созданной в фильтрационном лагере для советских военнопленных города Минден. До войны преподавал в школе села Урульга нашего района. В 1942-м вслед за своими учениками добровольцем ушёл на фронт. Попал под Сталинград. В бою контуженный, раненный прошёл шесть фашистских лагерей. Дважды бежал, дважды был схвачен, избит до полусмерти. Чудом выжил.

И ведь насколько у человека высока была жизненная планка! Ребёнок не может повзрослеть, если у него нет учителя. Находясь в застенках, Баранов обучал по программе «Родина» 243 ребёнка. Жили в страхе. Не дерзали думать о будущем, однако учили: географию по глобусу, русский, литературу по газетам и единственной книге «Тарас Бульба». Взгляните, на их одухотворённые лица. Посетители плачут у этой экспозиции. …Была война, томящиеся в заточении, пленные делали вот такие алюминиевые портсигары на заводе города Нахрод (1943–1945 гг.). И как же они желали домой…

Твёрдый взгляд у легенды советской разведки Сергея Михайловича Матыжонка. Старшина ассистировал при знамени 2-го Белорусского фронта на параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Он – герой документальной повести известного писателя Сергея Михайловича Зарубина «Трубка снайпера». После войны работал в нашем посёлке на железнодорожном предприятии. Несколько лет назад память о нём среди карымчан расцвела настолько, что в центре посёлка на народные деньги установили бюст разведчика и разбили сквер, где сейчас благоухает забайкальская сакура.

Разрывается оболочка времён. В нижней части экспозиции авиабомба. Коварно её безмолвие. Рвутся снаряды, только теперь в нашей памяти…

Тянет дотронуться до патефона 1938 года. Подумать только! Ему 82, старина всё ещё в форме. Даже для одного посетителя крутится под иголочкой пластинка с голосом Георгия Отса. Экспонат не уступает натиску лет. Кто, кроме него, так лирично ответит юным карымчанам «Хотят ли русские войны»?

Совсем стареньким стал близкий друг музея – Почётный гражданин Карымского района Анатолий Иванович Павлов. Когда-то он возглавил группу ветеранов, их благотворительными трудами и чистосердечным попечением в районе появилась серия книг «Будем помнить».

Зал истории железнодорожного узла станции «Карымская» – любимая тусовочная площадка местных тинэйджеров. Словно в воду глядели энтузиасты Анатолий Антонович Сидоров, Валентин Семёнович Радченко, Галина Алексеевна Бригман (она экскурсовод музея) и Михаил Александрович Шульгин собирая эту экспозицию.

Всегда оживлённо рядом со стендами, где размещены фото и рассказы о династиях железнодорожников. Многие молодые люди находят здесь своих кровных родственников. Для кого-то это славный толчок к выбору дальнейшего профессионального пути.

Однажды большой друг музея Виталий Апрелков передал музею предметы гардероба своего близкого родственника Андрея Александровича Апрелкова. Он был дорожным мастером 3-го околотка 3-го отделения Урульгинской дистанции пути Забайкальской железной дороги. Выпускник военно-технической школы Забайкальской железной дороги награждён медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Популярный среди подростков Виталий Апрелков – краевед, писатель, поэт, автор исторических книг о георгиевских кавалерах. Он известен далеко за пределами Забайкальского края храбрым характером, как у предка, это ясно читается в его творчестве.

– Какая у музея основная миссия? Правильно! Про-све-ти-тель-ская!!! Только напрямую подрастающему поколению, ясное дело, об этом не скажешь. Мы с коллегами очень любим зал быта и традиций. Переодеваемся в домовух и… всю утварь обыгрываем. При подготовке экскурсий в этот уголок в ход идут и народный фольклор, и старые добрые сказки.

хранительница фондов краеведческого музея

Надо же! Вместе с ней музей – уже не такой уж и одинокий странник. Она преподносит всё так, что сразу же хочется познакомиться.

Итак, Раиса Николаевна Чернякова трудится здесь 13 лет. По первоначальной специальности педагог. Однако нет в её общении ничего скучно-академического. Начинает говорить, и… оживает история. Оказывается, где бы она ни находилась, случается, что музейные экспонаты её сами находят.

– Таковы духовные законы человеческой жизни, что, несмотря на нынешнюю эру высоких технологий и завышенные притязания относительно житейского комфорта, в особенности юные наши посетители, внутренне тянутся к созиданию семейных ценностей. Во время экскурсий в этот зал ясно просматривается, как сильно притягивает их эта тема.

Раиса Николаевна

Мы не ошиблись, когда срубили избу. От неё начала раскрываться тематика, как жили предки в XVIII–XIX веках. И каким бы, наверное, унылым, обделённым выглядел уют старинной избы, если бы однажды…

Лариса Николаевна рассказала, как по дороге на работу они с мужем наткнулись на выброшенную этажерку. Зная толк в старинных вещах, хранительница фондов мгновенно оценила происходящее, и в музей прибыла вместе с находкой.

– Взгляните на эту вафельницу – крючья для выпечки, – раздвигает створки металлической кухонной утвари на длинной-предлинной ручке, – на стряпне из жидкого теста в XVIII веке оттиск клейма мастера, отпечатывался. Люди ходили в лаптях, но уже тогда маркетинг практиковали!

А ещё старшеклассникам нравится узнавать правду о старинных ремёслах бондаря, гончара, скорняка. Вникать в тонкости, как вычёсывали пух у домашних животных, пряли шерсть, били масло, яйца в цурпу складывали.

Самое главное, в каждом доме был красный угол, увенчанный святым образом Господа, Царицы Приснодевы или Николы чудотворца, на столе дар Божий – хлеб главенствовал. Понимаете, предки наши пашню с верой возделывали!

А ведь и в правду здесь, как нигде, назидается, что жизнь небесная на земле начинается. Спасибо, музей!

Как найти

Краеведческий музей Карымского района Забайкальского края.

Адрес: п. Карымское, ул. Ленинградская, 76, правое крыло, 2 этаж.

Тел: (общий) 8 (30234)3-13-54

Комментарии