Картины жизни Евгения Евтушенко - ХранителиРодины.рф

История создания Евгением Евтушенко уникального музея-галереи в Переделкино

Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017), выдающийся поэт современности, символ литературы шестидесятых годов ХХ века, в 2010 году передал в дар Российской Федерации коллекцию картин, земельный участок и дом-библиотеку в посёлке Переделкино для создания музея-галереи. Музей стал подарком российскому народу и читателям, поддержавшим его в трудные минуты жизни.

«Музей-галерея Е. Евтушенко», открытый 17 июля 2010 года, как структурное подразделение Государственного центрального музея современной истории России, – это музей коллекций и увлечений талантливого поэта, здесь собраны лучшие произведения знаменитых художников ХХ-ХХI вв.

Музей расположен в одном из живописнейших уголков Москвы в Переделкино – живой истории советской литературы. Здесь жили и творили Всеволод Иванов, Леонид Леонов, Валентин Катаев, Николай Тихонов, Константин Федин, Вениамин Каверин, Ярослав Смеляков, Владимир Солоухин и другие. По-прежнему влекут любителей словесности музеи Бориса Пастернака, Корнея Чуковского, Булата Окуджавы, Зураба Церетели, а теперь и музей-галерея Евгения Евтушенко.

Инициатором создания музея стал Е.А. Евтушенко. Основу музея-галереи составила собранная им коллекция картин и авторских фотографий.

Впервые идея создания музея появилась у Евгения Александровича еще в советское время, потом он к ней возвращался не раз. И только 17 июля 2010 года этому замыслу было суждено осуществиться – в писательском поселке Переделкино открылись двери музея-галереи. Музей разместился в специально построенном рядом с дачей поэта здании. Переделкинская дача, полученная поэтом в 1969 году от Литфонда после смерти писателя В.Н. Ажаева, стала для него не только домом, но и творческой мастерской, в которой создано не одно произведение.

В музее, который он строил много лет, представлены живописные полотна, приобретенные лично Евгением Александровичем Евтушенко или подаренные ему художниками, среди которых мастера мирового уровня, а также большая коллекция фотографий, сделанных самим поэтом в разные годы XX века.

В 1957 году на международном фестивале молодежи в Москве Евтушенко сразу и на всю жизнь подружился со скульптором Эрнстом Неизвестным, живописцем Юрием Васильевым и художником Олегом Целковым. Они покорили его своей внутренней свободой, дерзостью замыслов, поисками новых способов самовыражения. Эти люди первые, кто подарил ему свои работы, с которых и началась коллекция, ставшая основой экспозиции галереи.

Художественная коллекция складывалась, по словам Евгения Александровича, непредсказуемо, как и вся его жизнь. Чаще всего картины дарили, иногда он их покупал у опальных, полунищих художников – хотя и сам был отнюдь не богат – на те деньги, которые мог заплатить, порою на последние. «Художники, - как говорил Евтушенко, - инстинктивно чувствуют, кто собирает картины для надежного капиталовложения, а кто бескорыстно, по любви. Они хорошо читают глаза людей, которыми те смотрят на их холсты. Эти картины – мои товарищи, и когда мне грустно, то я молча разговариваю с ними».

Особая ценность экспозиции состоит в том, что она создана под руководством Евгения Евтушенко. И ещё важно отметить, что коллекция собрана им одним – по его любви и вкусу. Свою коллекцию он «проживал». Каждая ее частица была частицей жизни, творчества, дружбы, встреч с интересными и великими людьми. Галерея Е.А. Евтушенко, открытая для всех, - это многие картины, сложившиеся в картину жизни поэта.

Музейная коллекция состоит из произведений живописи, графики, скульптуры, фотографий, афиш, программ выступлений поэта, раритетных книжных изданий с автографами, личных вещей и материалов из архива Евтушенко, а также произведений поэта, изданных на 72 языках мира.

Экспозицию галереи открывает фотовыставка «Моё человечество», состоящая из 229 работ и посвященная памяти одного из выдающихся мастеров мировой фотографии американца Эдварда Д. Стейхена (1879-1973), который творчество Евтушенко-фотографа ставил очень высоко.

Выставку открывают фотографии сибирских земляков и родственников поэта. Среди них портреты немолодых женщин, чьи лица рембрандтовской силы надолго притягивают взгляд. Говоря о них, поэт высказал свое кредо: «…Хочу писать я для таких старух. Для девочек пускай другие пишут».

Исколесив почти весь мир (Россию, Китай, Юго-Восточную Азию, Италию, Англию, Египет, Испанию, США, Кубу и другие страны), поэт из каждой страны привозил фотографии людей, пейзажей, городов и сельских мест. Человеческие лица Евтушенко – это документ истории, эпохи. Яркие и живые, они иллюстрируют различные стороны жизни человека XX века. Весь смысл представленных авторских фотографий можно выразить одной строкой поэта: «Я хотел бы родиться во всех странах».

В следующем разделе экспозиции представлена коллекция живописи, графики, скульптуры, которая включает не только ценные произведения различных стилей и направлений, созданных знаменитыми художниками России и зарубежных стран, но и отражает мир их души. Коллекция свидетельствует также и о строгих критериях в отношении ценности художественных произведений самого Евгения Евтушенко. Его выбор – это искусство, которое делает человека лучше и чище, заставляет задуматься над собой и судьбой других людей.

Во втором зале, зарубежной живописи, представлены картины знаменитых мастеров ушедшего века – Пабло Пикассо, Марка Шагала, Макса Эрнста, Фернана Леже, Хуана Миро, Жоржа Брака, Светлина Русева, Джанни Пизани, Ивана Генералича, Жана Кокто и других. Особое место занимают портреты Е. Евтушенко, принадлежащие кисти таких художников, как Давид Альфаро Сикейрос, Борис Шаляпин, Гавриил Гликман, Гретти (Рубинштейн), Дора Бонева.

В третьем зале, посвященном друзьям, или, как его называл Евгений Александрович, «Я родился в СССР», дополняя друг друга, расположились работы советских и российских художников. И первая из них – шедевр грузинской живописи – картина Нико Пиросмани «Жирафёнок» 1914 года, рядом картины других грузинских мастеров – Ладо Гудиашвили, Димы Эристави. Здесь же целая плеяда украинских живописцев – Татьяна Шевченко, Виктор Сидоренко, Наталья Коробова, Юрий Чулочников, российских художников – Юрий Васильев, Михаил Шемякин, Владимир Владимиров, Михаил Никонов, Михаил Герасимов, Петр Евтушенко, Геннадий Майстренко, Владимир Зунузин, Леонид Гервиц.

Жемчужина галереи – картина художника, работы которого украшают многие музеи и частные коллекции, – Олега Целкова «С Рембрандтом в наш общий день рождения 15 июля», которой мог бы гордиться любой музей мира. Эта работа стала визитной карточкой «Музея-галереи Е. Евтушенко».

Своими открытиями, которыми Евгений Александрович гордился, он считал художника из Павлодара Александра Бибина и молодого художника из Братска – Сергея Моисеенко.

В залах галереи экспонируются работы известных российских скульпторов: Александра Капралова («Ангел», «Дон Кихот»), Нелли Ганрио («Женская голова», «Бюст Е. Евтушенко» и «Портрет игуменьи Новодевичьего монастыря матушки Серафимы»), Леонтия Усова («Два Гоголя»), Игоря Черноглазова («Виолончель»).

На втором этаже галереи на основе личного архива и книжной коллекции Евгения Евтушенко воссозданы творческая мастерская и библиотека поэта, рассказывающие об удивительной судьбе большого таланта. Экспозиция построена на сочетании различных типов музейных предметов: портреты, фотографии, литературные реликвии, книжные издания, личные вещи, награды, грампластинки, а также редкие артефакты – кусок Берлинской стены, кирпич Ипатьевского дома, где была расстреляна царская семья.

Экспозиционное пространство, и особенно интерьер «Кабинета», созданы при непосредственном участии поэта. На письменном столе размещены печатная машинка, письма, семейные фотографии, черновики стихов.

Особое место в экспозиции занимает книга Бориса Пастернака «Сестра моя жизнь» с напутствием автора молодому поэту: «Дорогой Женя, Евгений Александрович! Вы сегодня читали и трогали меня и многих собравшихся до слез доказательством своего таланта. Я уверен в Вашем светлом будущем. Желаю Вам в дальнейшем таких же удач, чтобы задуманное воплощалось у Вас в окончательных исчерпывающих формах и освобождало место для последующих замыслов. Растите и развивайтесь» (Переделкино. 1959 г.)

Несомненной реликвией является личная трость Марка Твена, подаренная Евтушенко в 1985 году американской семьей Уоткинсов в знак благодарности за поэму «Бабий Яр», послужившую текстовой основой 13 симфонии Дмитрия Шостаковича.

В библиотеке находятся плакаты, афиши, DVD с записями стихотворений в исполнении поэта, фотографии встреч Евтушенко с великими современниками: Г. Бёллем, Габриелем Гарсиа Маркесом, Джоном Апдайком, Артуром Миллером, Робертом Кеннеди, Фиделем Кастро, а также большая коллекция книг по искусству.

Представленная в галерее музейная коллекция дает возможность прикоснуться к той атмосфере, в которой творил Евгений Александрович Евтушенко, а демонстрация документальных фильмов об истории создания музея-галереи «Судьба поэта» и «Монологи Е. Евтушенко в галерее в Переделкино», «Счастливчики 60-х», «Зашумит ли клеверное поле… Евгений Евтушенко» - понять личность поэта.

Комментарии