«Школа на всю жизнь» - ХранителиРодины.рф

Чем может привлечь провинция? Только незаурядными, удивительными людьми, которые могут поднять престиж любой профессии. Учитель на селе - не просто человек. Это эталон интеллекта, ума, грамотности, этикета. Учителей на селе всегда называли сельской интеллигенцией, на них хотели быть похожими, спрашивали у них совета. Чем богата наша провинция? Учителями, для которых это не профессия, а образ жизни.

Школа на всю жизнь

Учитель – это человек, занимающийся преподаванием какого-нибудь предмета в школе, преподаватель. Такое определение профессии учитель дано в «Толковом словаре» Д. Н. Ушакова. Но, понятие учитель значительно шире. Это человек, который своим примером, своей жизнью, жизненной позицией, а не только строкой в учебнике, учит детей. Это высокообразованный, культурный человек, который самосовершенствуется всю жизнь. Раньше детей воспитывали на героях книг и фильмов - Павле Корчагине, пионерах- героях, Андрее Болконском, Зое Космодемьянской. В наше время подросткам труднее найти себе жизненный пример в книгах, потому что они мало читают или увлечены больше детективными жанрами. В нашем небольшом селе Белое есть такой жизненный пример, на который хочется равняться, у которого хочется учиться – это Анфимова Наталья Ивановна: прекрасный учитель и замечательный человек.

Родилась Наталья Ивановна 19 декабря 1939г. в д. Суриново Арефинского р-на. С младенчества её и старшую сестру Маргариту воспитывала бабушка. Когда началась Великая Отечественная Война, Наталье Ивановне было 2 года. Голодали в войну и после неё, дети падали на уроках в голодный обморок, ели крапиву, проросшие колоски, гнилую картошку «тошнотики», а сапоги были без подошвы. Война не дошла до Арефина, но они каждый вечер занавешивали окна, прежде чем зажечь керосиновую лампу, и в ужасе убегали, когда пролетали самолёты, думая, что они немецкие. В 1947 году поступила в 1 класс Ильинской школы. Класс был очень большой. Очень хорошо запомнила свою первую учительницу Екатерину Ивановну. В те трудные послевоенные годы она умудрялась устраивать для своих учеников праздники с угощением, ставила с ними большие спектакли. Наталья Ивановна вспоминала, что в то время она не представляла, что может быть человек добрее и прекраснее Екатерины Ивановны. В классе было весело и уютно, и в школу хотелось идти каждый день, хотя она находилась в 4 километрах от дома. Весной, когда кругом ещё лежал снег, разливалась река Ухра. Обувь у всех была очень плохая, поэтому чтобы не сидеть в школе целый день с сырыми ногами, ребята снимали сапоги и переходили реку по ледяной воде босыми ногами. Потом надевали сапоги и бежали дальше, в школу.

Наталья Ивановна вспоминала, что выбрала свою профессию благодаря своей первой учительнице. Хотелось быть такой же умной, доброй, непогрешимой, чтобы на тебя с обожанием смотрели дети, любили тебя. В те времена, хотя учителя мало внешне отличались от рабочих и колхозников, профессия учитель была очень уважаемой. Все учителя в школе были очень хорошие. Училась Наталья Ивановна только на пятёрки. Только в 10 классе, когда писали сочинение по литературе, в Ярославле не утвердили её пятёрку. И поэтому она окончила школу с серебряной медалью. Сомнений не осталось–впереди педагогический институт! И в 1957 году она поступила учиться в Ярославский государственный институт им. К.Д.Ушинского. Поступила без экзаменов на историко-филологический факультет. Стипендии в 24 рубля хватало на еду, тетради и чтоб несколько раз в неделю ходить в кино и театр. А в 1960 году Наталье Ивановне довелось увидеть почти всю страну. Вот что она рассказала: «В 1960 году мне посчастливилось чуть-чуть посмотреть иные места. В это время осваивалась целина, необъятные просторы Казахстана распахивались под пшеницу. А кто будет убирать урожай? Студенты! Радостно, с музыкой отбыли из Ярославля в теплушках, по-солдатски, через всю страну в Северный Казахстан, Кустанайскую обл., Пресногорьновский р-н. Видели столб, отделяющий Европу от Азии. А каких только городов ни проезжали, каких только великолепных мест ни насмотрелись! Казахстан поразил полным отсутствием деревьев. Мы привыкли к лесам, а там не за что глазу зацепиться, никакого горизонта, впечатление, что край земли можно потрогать рукой. А сколько удивительных трав и цветов! Ведь почва – чернозём, а не наши глины. Интересны были многочисленные пресные и солёные озёра. В пресных – жуткое количество пиявок. Мылись в солёных озёрах, так как жили не в посёлке, а в вагонах посреди степи, продуваемой ветрами. Много солнца и тепла летом, но в октябре ужасный холод. Наша работа заключалась в том, что грузили пшеницу в машины или «лопатили» зерно, чтоб не испортилось: оно лежало прямо под открытым небом огромными горами. Уехали загорелые, довольные, весёлые в начале ноября. За труд только кормили: свинина и гречневая каша, очень мало питьевой воды. Денег дали чисто символически, только, чтобы смогли доехать до Ярославля уже не в теплушках, а в настоящем поезде».

На 4 курсе Наталью Ивановну послали на практику в село Белое Ярославской обл. Учителей тогда везде не хватало. Ей очень понравился коллектив, и она тоже очень удачно в него влилась, поэтому после окончания института директор Белосельской школы Шахалева Лидия Васильевна «выпросила» её к себе в школу. Хотя по распределению она должна была ехать работать в Читинскую область. С 1962 года Наталья Ивановна работала в нашей Белосельской школе. Вспоминает, как было страшно идти на первый урок. Ученики почти ровесники, и ещё очень любили озорничать над молодыми учителями. Школа работала в две смены, а вечером ещё нужно было идти в вечернюю школу. В вечерней школе тогда было много учеников и зачастую намного старше своих учителей. Кроме этого было много и общественной работы: проводила политучёбу среди рабочих и служащих различных организаций; читала лекции на торжественных мероприятиях (перед концертами в ДК); ходила с политической агитацией перед выборами. Здесь, в селе Белом, она встретила свою любовь на всю жизнь, родились дочери. Своих детей никогда не выделяла, а спрашивала с них намного строже, чем с остальных и очень любила своих учеников. А ученики очень любили свою учительницу, и если что-то не получалось с уроками, ходили вечерами к ней домой, и она всегда помогала. Каждый год ходили в походы, вместе собирали макулатуру и лекарственное сырьё. И очень жаль было расставаться на выпускном вечере, потому что ученики становились родными детьми. У неё никогда не было «любимчиков». Наверное, это дар - относиться ко всем одинаково и всех любить одинаково. Но Наталья Ивановна не только в работе, но и в жизни была очень честный и прямолинейный человек. Она всегда говорила всё прямо и честно, а за правду могла поспорить. Так, например, она и не вступила в ряды Коммунистической партии, хотя её буквально заставляли, так как она всё-таки не только учитель русского языка и литературы, но и учитель истории. Но она всегда считала, что чтобы вступать в партию, нужно быть убеждённым её идеями, а если ты не совсем согласна, нужно быть беспартийным. Никогда в жизни она не отступала от своих принципов и, как вспоминала позже, «никогда за это не пострадала».

40 лет проработала Наталья Ивановна в школе. Из них 6 лет она работала уже на пенсии. Часто приходилось ездить на всевозможные курсы, потому что учитель истории обязательно должен был пойти курсы по научному атеизму, гражданской обороне, подготовку медицинской сестры запаса, курсы демонстраторов узкоплёночных фильмов для учебных целей и художественных фильмов на судах морского и речного флота. В трудовой книжке всего две записи: «Назначена учительницей русского языка и истории в Белосельскую семилетнюю школу» 5 сентября 1961 и «Уволена с должности учителя истории Белосельской средней общеобразовательной школы по собственному желанию в связи с уходом на пенсию» 20.06.2001. И много благодарностей за добросовестный труд, а также медаль «Ветеран труда».

Наталья Ивановна всегда считала, что нет лучшего места, чем школа. Жизнь в школе всегда активная, интересная. Целый день среди детей. И дети любили свою учительницу, за то, что на уроках истории им казалось, что они побывали в Египетских пирамидах, а на литературе устраивали «диспуты» с Базаровым и представляли себя героями «Войны и мира», а она чувствовала, что нужна. Наталья Ивановна очень гордилась своими учениками, всегда очень радовалась, когда ребята после школы поступали в другие учебные заведения. В нашем селе большинство жителей – ученики Натальи Ивановны. Многие её ученики - известные люди и живут по всей стране: геологи, учителя, врачи, работники с/х, моряки, военные. Всех она помнила по именам и вспоминала с особой теплотой. Прошли годы, и она уже учила детей своих первых учеников. Уже будучи на пенсии, всегда помогала окрестной детворе с уроками, давала советы по жизненным вопросам соседям (а за советом к ней обращались часто, даже бывшие коллеги по работе), рассказывает очень много интересного. Она живо всем интересовалась, очень много читала (у нее огромная домашняя библиотека), любила общаться с людьми. Наталья Ивановна была очень вежливым, культурным человеком (настоящий сельский интеллигент), и всегда говорила на правильном русском языке. Когда к ней приходили школьники, чтобы расспросить о её жизни, она очень стеснялась такого внимания к себе, говорила, что есть много замечательных учителей, а она обычная. В нашей школе до сих пор работают учителя – её ученики. Дочери тоже выбрали профессии, связанные с образованием: воспитатель детского сада и школьный библиотекарь. А внук полностью пошёл по стопам бабушки и стал учителем.

При нашей последней встрече Наталья Ивановна сказала: «В школу нужно идти по призванию. Я пришла по призванию и никогда не жалела, что стала учителем. Самые лучшие годы моей жизни – это 40 лет, проработанные в школе. Я всегда любила свою профессию, потому, что нет ничего лучше озорных детских лиц, весёлого крика детей в коридоре. Учителям я желаю любить детей и щадить, какая бы ни была новая школьная программа. Ребятам после школы желаю поступать учиться на учителя. Это прекрасная профессия, хотя и трудная».

13 января 2019 года Натальи Ивановны не стало. Но добрая память и её советы живут в её учениках, коллегах, школе, в которой она проработала всю жизнь, жителях нашего села!!!

Учитель – это не профессия – это образ жизни!!!

Комментарии