Заметный след незаметного человека - ХранителиРодины.рф

В этом году Белевскому художественно-краеведческому музею, одному из старейших в Тульской области исполняется 110 лет. Случайно или закономерно, но ровно 110 лет назад, в Белеве, в семье сапожника и кустаря, родился человек, которому суждено было стать инициатором возрождения утраченного в годы войны музея, Илья Иванович Петраков.

Сколь должна быть привлекательна для сердца русского история того места, где он родился, где живёт, где народные предания о предках воспламеняют его любовью к Отчизне. Сахаров И.П.

Конец XIX и первые десятилетия XX столетий стали не только «серебряным веком» для российской поэзии и литературы в целом, но ещё и для музейного дела. В истории отечественного музееведения эту четверть века принято называть «музейным Ренессансом». Были созданы государственные, частные и общественные музеи, целью которых являлось накопление, изучение и введение в научный оборот наиболее значимых материальных памятников историко-культурного наследия мировой цивилизации, а также сохранение живой народной культуры и традиций родного края.

19 августа (по ст. стилю) 1910 года «в уездном городе Белеве на 15 заседании Белевской уездной земской управы созыва 1910-1912 гг.» был учрежден Белевский земский научно-образовательный и художественный музей. Интересный факт: из 72 частных его фондообразователей 16 человек были детьми.

Можно с полным основанием сказать, что музей являлся поистине всенародным и стал плодом совместной деятельности всех слоев местного населения, сумевшего в этом вопросе перешагнуть через сословные и имущественные барьеры. Он пользовался большой популярностью, однако, основную массу посетителей составляли ученики различных школ. Он стал «центральным более богатым педагогическим музеем для всех школ уезда», центром народного просвещения в уезде.

Дальнейшая судьба Белевского земского музея оказалась достаточно трагичной. После установления в уезде советской власти его деятельность и содержание экспозиций претерпели существенные изменения. В годы гражданской войны из фондов и экспозиций были изъяты многие музейные экспонаты «контрреволюционного» содержания. Это были существенные потери. После окончания войны он стал именоваться Белевским музеем истории края (1922 год). А через 20 лет, во время Великой Отечественной войны, экспонаты музея были уничтожены пожаром.

В этом году Белевскому художественно-краеведческому музею, одному из старейших в Тульской области исполняется 110 лет. Случайно или закономерно, но ровно 110 лет назад, в Белеве, в семье сапожника и кустаря, родился человек, которому суждено было стать инициатором возрождения утраченного в годы войны музея.

Илья Иванович Петраков. В 12-летним возрасте Илья уже помогал отцу в сапожном деле. Но шустрому и любознательному мальчишке всегда трудно усидеть на месте. Гораздо интереснее было бродить по лесу, открывать новое об окружающем мире. Тем более, что мир вокруг был полон тайн и загадок. Интерес ещё больше подогревался рассказами старых людей о «прежних» временах. Ведь белевская земля богата преданиями, легендами и разными находками, характерными для древних обитателей родного края. Всё это волновало воображение. Но надо было работать, чтобы прокормить большую семью. И юный Илья устроился на кирпичный завод. По состоянию на 1925 год в городе, кроме железнодорожного участка, не было крупных предприятий. Одним из самых старинных был кирпичный завод, сырьём для работы которого были залежи огнеупорной глины высших марок. Завод снабжал своей продукцией не только город, но и ближайшие районы, потому что белевский кирпич славился своим качеством.

После работы на таком знатном производстве, где получил трудовую закалку, молодой человек по семейным обстоятельствам перешёл в коллектив электростанции, которая имела большое значение в жизни людей, ведь до 1905 года улицы Белева практически не освещались. Только перед домами состоятельных людей устанавливались керосиновые фонари. После длительных подготовительных работ на Козельской, в некоторых местах Калужской улицы, на железнодорожной станции местные власти установили столбы с газовыми светильниками. А в 1913-1914 годах в Белеве появилось электричество. Электростанция была построена белевскими купцами на Верхней площади. Первыми получили электрическое освещение дворяне, купцы, крупные торговцы. Свет подвели к зданиям Дворянского собрания, Городской думы и железнодорожного вокзала. Появились столбы с электрическими фонарями и на главной улице города – Большой Козельской…

И всё-таки, детское увлечение историей земли, на которой родился, не давало Илье покоя. Он уехал в Калугу и поступил в горнопромышленную школу, после окончания которой работал в Калужской геологоразведочной партии, что стало отправной точкой в изучении родного края и его исторического прошлого.

В 1939 году Илья Иванович ушёл на финскую войну. В 1940-м вернулся. А 1941-м – снова война… Защищал Родину, самоотверженно сражаясь на фронтах Великой Отечественной. В результате тяжёлого ранения потерял ногу и был комиссован. Вернулся в Белев. Но прежняя жизнь закончилась, надо было начинать новую. Как и все жители помогал восстанавливать разрушенные дома, школы, детские сады, больницы, заводы и фабрики. Пришлось восстанавливать и промкомбинат, на котором трудился. Мирный быт постепенно налаживался, и Илья Иванович вернулся к давнему увлечению древностями, ставшему делом всей жизни.

Десятилетия он посвятил сбору керамики и артефактов на территории города и района. Это была не простая любознательность, реализованная в кабинетных исследованиях, а желание познать окружающий мир, чтобы помочь современникам и потомкам правильно в нём ориентироваться.

Своей неуёмной энергией Илья Иванович заряжал всех, кто с ним общался. Его увлеченность, любовь к истории родного края привлекали к нему детей. Илья Иванович организовывал для них походы по окрестным местам. Им были интересны не только городские достопримечательности, но и близлежащие окрестности: были исследованы берега рек Малой Вырки, Бобрик, Лютимки, древнее городище в Жабыни, селище в Сестриках и т.д. Ильёй Ивановичем с его юной командой было найдено множество предметов каменного века: ножей, резцов, проколок, скребков, наконечников стрел и многое другое. Долгими зимними вечерами он изучал труды известных учёных-археологов, а затем подробно описывал предметы, классифицируя их по временным периодам. Не все понимали его увлечение. Что это за занятие, бродить по округе и собирать какие-то черепки, кости, железки? Даже родные и близкие люди считали его «странноватым» чудаком, который носится со всем этим «хламом», как с драгоценнейшим кладом. Но никакие обывательские пересуды не могли сбить энтузиаста с однажды выбранного пути. Казалось бы, странная жизнь странного человека... Но какой яркий и незабываемый след оставил он в истории нашего города, нашей малой родины.

В результате многочисленных экспедиций была собрана большая коллекция предметов археологии и останков доисторических животных. Она и легла в основу экспозиции одного из залов послевоенного музея. Вспоминая то время, Илья Иванович писал: «В 1960 году мне, как краеведу, Райком партии и Горсовет поручили организовать в Белеве народный музей, который был открыт для посещения в ноябре этого же года». Его директором он был в течение 6 лет.

Прошли годы… Музей по-прежнему бережно хранит историю родного края. Экспозиция пополняется новыми коллекциями и экспонатами. Значительная роль в этом принадлежит Надежде Петровне Ходасевич (Леже) – ученице, а затем другу и жене французского художника Фернана Леже, которая некоторое время жила в нашем городе и училась в женской классической гимназии. В 1968 и 1977 годах Н.П. Леже из Франции отправила в дар Белевскому музею более ста копий с лучших произведений мастеров мирового искусства, выполненных по её личному заказу в мастерских Лувра.

В настоящее время музей располагается в двухэтажном купеческом особняке 19 столетия, в историческом центре города.

Двери всегда радушно открыты и для жителей города, и для его гостей, которых с каждым годом становится всё больше и больше. Их привлекает нынешний Белев – тихий и провинциальный. Где, как ни здесь, сохраняется Россия в её первозданном виде?! Где, как ни в глубинке, в таких вот уездных городках, можно почувствовать её настоящее дыхание и даже саму её душу? Где, как ни здесь можно прикоснуться к подлинной русской святости и чистоте? И всё это - старинный русский город, в культурной жизни которого оставил заметный след скромный и незаметный человек – Илья Иванович Петраков.

Комментарии