Родина Бабы-Яги - ХранителиРодины.рф

Нет, пожалуй, в Воронежской области ни одного краеведа, который бы не смог вам рассказать какую-либо сенсационную «доподлинную» историю. Под Богучаром, к примеру, вам покажут то самое Куликово поле, на котором дружины Дмитрия Донского рубились с туменами Мамая. В Аннинском районе под большим секретом поделятся достоверной информацией о месте, где разбойник Кудеяр зарыл свои несметные богатства. На том зиждется краеведение. Попытка связать свою малую родину с каким-нибудь громким именем или памятным событием и рождает в человеке интерес к ее истории. А вот дальше все зависит от «новорожденных» краеведов: остаться в мире легенд и версий или взяться за работу, которую кроме них, пожалуй, сегодня некому сделать. С Владиславом Вдовенко мы познакомились лет 15 назад. Моя знакомая тогда в шутку отрекомендовала его как человека, точно знающего, где находится родина Бабы-Яги. После такой интригующей рекомендации не встретиться с ним было бы преступлением. Проговорили тогда часа три, за которые я и узнала о том, почему могу считаться землячкой одного из любимых сказочных персонажей, а заодно и о том, как у человека появляется эта загадочная болезнь под названием «краеведение».

Река Бабы-Яги

В его случае началось все с маленькой по меркам Подонья речки Чигла, пересекающей с юга на север Таловский район.

Существует много версий перевода этого гидронима. Например, "граничить". Мол, во времена хазар наша река была границей между русскими и хазарскими владениями. Другие уверены, что Чигла с татарского переводится как глинистое место, болото. Такое ощущение, что на всем многокилометровом пути татарских всадников не было более топкого места, или здесь они впервые увидели глину.

Владислав, тогда еще свежеиспеченный инженер-технолог, выпускник студент Воронежского технологического института, обратил внимание, что на картах даже вековой давности Чиглы не найти. Вместо нее по бумаге извилисто петляет Чиголка.

Родных братьев и сестер на современной карте бассейнов Дона и Днепра у Чиглы-Чиголки немало: Оскол, Ворскол (нынешняя Ворскла), Воргол. В большинстве случаев, пытаясь отыскать этимологические корни имен этих рек, исследователи ограничиваются формулировкой: «очень древний гидроним, утративший ясность».

По мнению Вдовенко, подобные гидронимы образованы из этнонимов различных сарматских племен, соединенных со вторым элементом - «кол», в тюркском языке означающем «река, долина». То есть, Оскол – это река асов, Ворскла – аорсов (было такое сарматское племя), а Чигол – река чигов.

Можешь не напрягать память, роясь в остатках школьных знаний, дорогой читатель. Вряд ли ты что-то слышал об этом довольно многочисленном ираноязычном племени, даже не смотря на то, что о чигах, зихах, зигах, языгах или адзыгах повествовали в своих трудах десятки авторов античности и средневековья. Хотя они могли скрываться и под другими именами: бродники, берендеи, черные клобуки, черкасы, чаги. Под ними чиги кочуют по русским летописям из списков в списки.

Да что там летописи! Ты, дорогой читатель, и сегодня можешь оказаться среди отдаленных потомков этого народа, побывав в хоперских казачьих станицах. Так, во всяком случае, утверждают многие исследователи, весьма убедительно доказывающие происхождение малороссийских, гребенских и донских казаков именно от этого племени. Кстати, до сих пор «низовые» донские казаки называют своих «верховых» братьев, хоперцев, «чигой».

Но, как уверяет Владислав Вдовенко, чиги могли оставить след не только в трактатах античных историков и трудах русских летописцев. Возможно, они стали еще и прообразом одного из персонажей русских сказок - Бабы-Яги.

Скоро сказка сказывается...

Баба-Яга на протяжении нескольких веков была излюбленным персонажем фольклора, особенно волшебных сказок. В них она не была однозначно отрицательным персонажем. В зависимости от настроения могла то попытаться погубить русского героя, то парила его в баньке, дарила ему коня или волшебный клубок и указывала дорогу в царство супостата.

Такая двойственность поведения, коварство свойственны и обитателям междуречья Хопра и Дона на протяжении многих столетий. Прослеживаются эти качества и у языгов, и у бродников, да и ранние казаки порой грешили этим. Основой их поведения были политическая и экономическая конъюнктура. Они вступали в союзы с более сильными завоевателями, не раз приходившими на их землю, а когда ситуация менялась, сами или при помощи бывших врагов расправлялись с ослабевшим бывшим партнером. Именно такая манера поведения позволяла тогда существовать на границе двух миров.

Вот лишь один тому пример. Будучи православными христианами, бродники вступали в битве на Калке на стороне татарского хана, а через полтора века уже громили полчища золотоордынского оглана Мустафы вместе с московскими дружинниками у Переяславля-Рязанского.

Баба-Яга - чародейка, наделённая магической силой, ведунья. Ее прототипом могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений. К тому же, у сарматов существовали различные формы огненного ритуала, вплоть до трупосожжений. Не отсюда ли проистекает навязчивое стремление Бабы-Яги посадить в печь, изжарить, сжечь героев русских сказок?

А еще на ум приходит Власовский лабиринт, изученный экспедицией Воронежского пединститута в середине 80-х годов прошлого века. Этим весьма странным объектом у села Власовка Грибановского района до сих пор интересуются любители всего паранормального. По мнению ученых, подобные подземные капища не встречаются ни у славян, ни у хазар. Да и предки мордвы, которых можно было встретить в те времена в бассейне Дона, за подобным занятием замечены не были. Объект действительно необычен. В центре лабиринта располагался некий каменный или деревянный объект, возможно, идол. И идолу приносились жертвы - глубже был обнаружен скелет человека со следами трепанации черепа. По периферии лабиринта также обнаружены многочисленные жертвенники, где располагались останки животных, преимущественно головы лошадей, датируемые VIII-Х векам нашей эры. Кто как не Баба-Яга занимался здесь магическими ритуалами и жертвоприношениями?

Но вернемся в сказку.

Неотъемлемый атрибут быта Бабы-Яги ¬- избушка на курьих ножках. Действительно, дома чигов, населявших преимущественно поймы рек, стояли на курынях или куренях – сваях. Позже это слово было перенесено на всю постройку и сохранилось как название жилища в районах, населяемых казаками, и в некоторых украинских областях. Сваи спасали от подтопления во время широких разливов рек, на берегах которых селились чиги. Черты свайной постройки легко просматриваются в казачьем жилище. Курень верхнедонских казаков, тех самых чигов, - двухэтажный по устройству. И, скорее всего, его нижний ярус это не выросший «подклет», а воспоминание о сваях, на которых когда-то стояли жилища. Вполне естественно, что такая конструкция была отмечена славянами, основной формой жилища которых в VIII-X веках являлась полуземлянка, «вросшая» в землю по самую крышу.

Стоит избушка Бабы-Яги на границе миров - Яви и Нави, через которые пролегает путь в Кощеево царство (землю Кочеев – кочевников). Явь – родная, знакомая земля. Окружена она со всех сторон Навью – миром непознанного, чужого. Именно на границе двух миров - славянского и тюркского – и жили чиги.

Кстати, чиги и кочевники оказались рядом не только в сказках. В знаменитом «Слове о полку Игореве» князь Святослав пеняет князю Всеволоду на то, что тот оставил его на поле брани: «Аже бы ты былъ, то была бы чага по ногатѣ, а кощей по резанѣ». То есть, соизмеряясь с существовавшими в XII – XIII веках на Руси денежными номиналами, чига стоил в два с половиной раз дороже кочевника-половца.

В некоторых сказках спутниками Бабы-Яги являются гуси-лебеди – персонажи, то и дело стремящиеся унести с собой детей. И это еще одна точная привязка чигов к кочевникам: половцам и татарам.

Во многих летописных источниках степняков-номадов отождествляют с гусями и лебедями. В «Задонщине»: «Уже бо те соколы и кречеты за Дон борзо перелетели и ударилися о многие стада гусиные и лебединые. То ти наехали рустиие сынове на силную рать татарскую». Да и самоназвание половцев – «кумане» («кумане рекше половцы») в буквальном переводе и значит «лебеди».

Так что славянские ребятишки, унесенные гусями-половцами и являющиеся для кочевников обузой, могли «оседать» во владениях Бабы-Чиги, ассимилируясь и превращаясь в предков славного казачьего племени.

Есть у Владислава и предположение касаемо ступы. Возможно, описываемый в сказках летательный аппарат - просто приспособление для переправы людей грузов через речные поймы, к примеру, во время разливов. Подтверждение тому обнаружилось в Венгрии, в области Ясшаг. Считается, что там компактно проживают потомки асов, вероятнее всего языгов, оказавшихся здесь предположительно в XII-XIII веках. Так вот, еще в XVIII веке местные жители предпочитали пересекать небольшие речушки и ручьи посредством навесной переправы. На длинных тросах привязана глубокая деревянная люлька, напоминающая ступу, а приводят ее в движение, отталкиваясь длинным шестом.

Было бы неправильно не попытаться ответить и на вопрос: «А почему Яга, собственно, Баба?» Это, по мнению Владислава Юрьевича, совсем просто. Греки называли савроматов и родственных им сарматов «женоуправляемыми». Именно так переводится с греческого этот этноним. То есть женщины играли у этих племен куда большую роль и в мирной жизни и в военное время, чем у тех же эллинов или славян. Это бросалось в глаза иноплеменникам. Греки в своем эпосе даже вывели образ амазонок. Они ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага.

Сарматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Восхищаясь их доблестью, мифотворцы ужасались нравами дев-воительниц. Вслед за скифами Геродота те пили кровь из мужских черепов, выставляли головы убитых на шестах вокруг домов, украшали узду своих коней скальпами врагов и т.д. Кстати, в некоторых наших сказках вокруг избушки Бабы-Яги стоят шесты с черепами…

Но здесь, пожалуй, я прервусь. Если тебе, читатель интересно, как же появились в Подонье прототипы Бабы-Яги и куда, собственно, подевались их потомки – спроси сам у Владислава Юрьевича. Он об этом расскажет интереснее. Да и не только об этом.

Настолько интересно, что после нескольких бесед с ним становишься его единомышленником, стремящимся хоть чем-то помочь раскрутить очередной тугой клубок тайн и загадок.

Зеленое краеведение

Я еще не говорила тебе, читатель, что наш герой возглавляет экологическую службу в администрации муниципального района? Да, именно так. Не журналист, не учитель, а эколог. Так что по долгу службы занимается еще и «зеленым краеведением», как он это называет. И почва для этого в Таловском районе более чем благодатная.

На территории Среднерусской лесостепи сформировались неповторимые памятники при¬роды и оригинальные антропогенные ландшафты. Один из них, созданный человеком в полном согласии с природой, - расположенный на территории Таловского района государственный природный заказник федерального значения «Каменная степь».

Разнообразие лесоаграрных ландшафтов Каменной сте¬пи делает ее уникальным природным музеем. В отличие от заповедников с их первоз¬данной природой здесь все создано твор¬ческой мыслью и руками людей. Восемь поколений ученых и практи¬ков, среди которых можно назвать Василия Докучаева и Николая Вавилова, приняли участие в ландшафтном благоустройстве засушливой степи.

Именно здесь зарождался Сталинский план преобразования природы. А познакомиться с историей создания уникального лесоаграрного комплекса, с идеями научных поисков, не¬удачных экспериментов и оправдавшихся надежд мож¬но, со¬вершив экскурсии по эколого-ландшафтным тропам Камен¬ной степи, одним из авторов которых является Владислав Вдовенко.

Впервые попытка показать, а главное, интересно рассказать об этом рукотворном чуде природы посредством экскурсий и индивидуального туризма была предпринята Владиславом Юрьевичем и его единомышленниками еще в 2014-м. Сейчас эти маршруты по Каменной степи являются экскурсионным объектом для учащихся школ, а также гостей района.

Пройдя по одной из двух предлагаемых троп можно не только позна-комиться с ландшафтами, этими сложными при¬родными комплексами, которые возникают в результате взаимодействия почв, растительности, климатических условий, грунто¬вых вод, но отыскать поистине уникальные места.

Например, реликтовое дерево — осина исполинской формы. Ее происхождение, а равно и секрет долголетия остается загадкой даже для ученых здешнего научно-исследовательского института сельского хозяйства имени В.В. Докучаева. Имея в клеточном строении древесины тройной набор хромосом, осина, дожив до 130 лет, остается абсолютно здоровой.

Или знаменитые в прежние годы косимые и некосимы¬ми залежами. Не косимые с 1882 года залежи были оставлены с целью сохранения одного из коренных типов степной растительности. Однако близкое соседство этих участков с лесными полосами, прудами, которых еще век назад здесь не было, заставили степи из¬менить свой облик. Это говорит о большой роли антропогенного фактора в развитии даже таких естественных типов ландшафтов, к ко¬торым руки человека непосредственно не прикасались.

Или главное чудо наших мест – чернозем, монолит которого демонстрировался В.В. Доку¬чаевым в 1888 году на Парижской Всемирной выставке и получил золотую медаль и был признан эта¬лоном плодородия почв. Здесь он сохранился практически в первозданном виде.

Словом, пройдясь по этим тропам с Вдовенко за каких-нибудь три часа, можно получить такую порцию знаний по агроландшафтному земледелию, что можно смело претендовать на успешную сдачу зачета по данному предмету в ВУЗе!

А еще ты начинаешь яснее осознавать ценность малой родины, ее значимость в твоей жизни. И здорово, что есть люди, готовые тебе помочь почувствовать это острее. Такие, как краевед, поисковик, эколог Владислав Вдовенко.

Комментарии