Одобрено редакцией
Непобежденная Корела
Музей-крепость "Корела", Приозерск, Ленинградская область
Семь столетий стоит крепость «Корела» в городе Приозерске, одном из древнейших в России. Свое название цитадель получила от названия племени, которое первоначально жило на этой земле.
Интересно, что древние карелы назвали свое поселение по одной из проток реки Вуоксы – Кякисалми. Этот пролив когда-то был очень бурным, а сегодня превратился в ручей. Так же и крепость – столетия назад она видела беспощадные бои: иноземцы пытались взять ее огнем, измором, страхом позора и обещаниями. А сейчас она является памятником, который с интересом посещают десятки тысяч туристов в год.
Гордые жители
Крепость на небольшом острове при впадении реки Вуоксы в Ладожское озеро новгородцы основали в 1310 году. Бесконечные битвы со шведами заставили их укрепить свое поселение как можно сильнее. Но жили здесь не только воины, но также женщины, дети, а в общей сложности население составляло 300 человек. Изначально Корела была полностью деревянная, но после страшного пожара в 1364 года здесь поставили четырехугольный «костёр» – боевые каменные башни из больших гранитных камней.
– Во второй половине XVI века, после того, как шведы несколько раз пытались захватить Корелу, полководец Флеминг отметил, что крепость «является самым прекрасным из всего, что ему приходилось когда-либо видеть.
Но были у иноземцев и удачные попытки захватить крепость – в 1580 году семитысячное войско шведов окружило Корелу и выстроило осадные укрепления. От штурма отказались и применили новинку в артиллерийском деле – обстреляли калёными ядрами. Начался пожар, который невозможно было потушить: горели стены, дома, склады. Гарнизон крепости состоял из двухсот стрельцов, но укрывались внутри и больше 2000 местных жителей. Когда стало ясно, что все оборонявшиеся погибнут в огне, было решено крепость сдать.
17 лет после этой битвы шведы перестраивали крепость по последнему слову фортификационного искусства. Валы облицевали камнем, появились бастионы для размещения артиллерии, был возведен каменный Артиллерийский дом (арсенал) и Пороховой погреб.
Но крепость русские все равно отвоевали во время очередной русско-шведской войны. Правда, ненадолго: во времена Смуты царь Василий Шуйский попросил у Швеции военную помощь для борьбы с Лжедмитрием II. А в качестве оплаты отдал «в вечное владение» Корелу. Местные жители восприняли это как измену – несмотря на грамоты, обещавшие им «райские» условия вне крепости, родную землю местные бросились защищать.
– Когда к крепости осенью 1610 года подошло шведское войско началась полугодовая осада. В Кореле насчитывалось около трех тысяч человек. Воеводой был Иван Пушкин, предок великого поэта. Противник, не имея возможности для штурма мощных укреплений, решил взять Корелу измором. Когда после ежедневных стычек с врагом, голода и цинги в живых осталось не более сотни защитников, Пушкин пошёл на переговоры.
Но шведы потребовали, чтобы русские не просто сдали город, а вышли в изношенной одежде. Гордые кореляне на это не согласились и пригрозили взорвать крепость. Шведы были вынуждены согласиться. Корела была сдана: из крепостных ворот вышла измученная болезнями и ранами горстка людей. Но шли они к русской границе со знамёнами и оружием. Желающих остаться в городе не оказалось.
Недельный пир
Окончательно Корела вернулась русским во время Северной войны, при Петре Первом. Теперь это была неприступная для того времени цитадель: стены выросли до восьми метров! Победу над шведами праздновали не только в Кореле, но и Петербурге, и Кронштадте. Датский посланник Юст Юль писал в донесении своему правительству: «Царь стал господином всей Лифляндии, Эстляндии и Кексгольмского округа. Успех был беспримернее, что при взятии названных крепостей было расстреляно меньше пороху, чем в ознаменование радости по случаю этих побед».
– Царь Петр решил отпраздновать возвращение Карельского перешейка в состав России большим пиршеством. В октябре 1710 года он с большой свитой: князем Александром Меншиковым, генерал-адмиралом Федором Апраксиным и графом Никитой Зотовым прибыл в Корелу. Со всех бастионов в честь этого события палили пушки.
Согласно преданию, государь приказал местным кузнецам расплющить многочисленные шведские трофейные кирасы – металлические пластины, которые защищали спину и грудь воинов, а потом велел ими обить ими крепостные ворота. Это был символ русской победы над шведами. До наших дней сохранились одни такие ворота. Сегодня они находятся на первом ярусе Круглой башни крепости, – рассказывает Андрей Лихой.
Празднества продолжались почти неделю. Особенно роскошный пир задал Меншиков. После обеда устроили маскарад – ходили вокруг города процессией, а царь Петр в форме полкового музыканта бил в барабан.
Император и узник
Со второй половины XVIII века Кексгольмская крепость (это еще одно название крепости), оставаясь важным оборонительным объектом на российско-шведской границе, стала еще и политической тюрьмой для государственных преступников. Здесь находился в заключении Иван Антонович, свергнутый с престола в младенческом возрасте, и семья вождя крестьянской войны Емельяна Пугачева. Кстати, камеру, в которой их содержали, можно увидеть во время экскурсии.
– В то время узникам запрещалось называться по фамилии и именам, у них были только номера, но всё местное население знало о них и башню в народе прозвали Пугачёвской. Жёны и дети работали в крепости: носили воду, дрова, стирали на гарнизон, убирали. Летом 1803 года крепость инспектировал молодой император Александр I. Пообщавшись с Пугачёвыми, он заменил им тюремное заключение пожизненной ссылкой и разрешил жить в городе.
Кстати, с этим приездом императора связана легенда о таинственном узнике. Говорят, что Александр захотел лично пообщаться с заключенными крепости и попросил коменданта открыть ему двери любой камеры. Выбрали небольшое помещение в Пороховом погребе, где на 30 квадратах стояли нары с узниками.
В углу император заметил большую печь – она топилась даже летом из-за сильнейшего холода. В центре камеры горела единственная свеча. Александр вежливо общался с заключенными, спрашивал их имя и за что отбывают наказание. Его внимание привлек старик с длинными седыми волосами и длинной седой бородой, сидевший возле печки.
– Дедушка, а вас как зовут, почему вы здесь? – спросил Александр.
Старик встал, немного помолчал, а затем тихо произнес:
– Кто я и почему здесь, скажу вашему величеству, когда останемся один на один.
Император согласился. Из камеры вышли все, в том числе и царская свита. Когда дверь погреба открылась, царь вышел не один – под локоть он поддерживал старика. На глазах Александра были слезы. Узник, проведя в камере, тридцать лет, почти ничего не видел и долго не мог привыкнуть к дневному свету. Император взял дедушку с собой на обед, который устраивали офицеры гарнизона. Усадил рядом и долго о чем-то беседовал. Интересно, но царь сам ухаживал за неизвестным узником: наливал вино, накладывал еду.
Шинель для старика
Александр Первый подарил старичку свою шинель, а также распорядился построить дедушке дом в городе. Пятнадцать лет бывший узник прожил на этой земле, пользуясь уважением местных жителей, которые называли его «дедушка Безымянный». Его приглашали в гости, спрашивали советы. Не взирая на расспросы, он никогда и никому не назвал своего настоящего имени. Когда таинственный узник скончался, об этом сообщили императору. От Александра на могилу старика прислали беломраморную плиту, на которой золотыми буквами было выбито одно слово – «Безымянный».
Кто же был этот загадочный старик? Документов мало, а версий много. По одной из них это – родной дядя императора Александра. Ведь в начале 1770-х годов в крепость был доставлен переводчик Коллегии иностранных дел Иван Пакарин. Он уверял, что является незаконнорожденным сыном Екатерины Алексеевны, будущей императрицы. А отцом называл графа Никиту Панина, наставника наследника престола Павла. Правда это или нет – уже не узнать. Однако окружающие действительно наблюдали изумительное сходство Ивана с императрицей.
К сожалению, могила его не сохранилась, как и место захоронения семьи Пугачева.
Как найти
Приозерск находится в 140 километрах от Петербурга. Добраться в музей можно на электричке до станции «Приозерск», которая отходит от Финляндского вокзала практически каждый час. Время в пути составит около 3 часов. Или на автобусе № 859 от метро «Девяткино» (автовокзал «Северный»).
Музей-крепость работает с 10 до 18 часов.
Выходные дни – понедельник, вторник.
Комментарии