«Моя родословная. В страну далеких предков » - ХранителиРодины.рф

Человек живет на Земле, и каждый день его окружают люди. Но самое близкое и родное окружение это семья. Потому что нет ничего роднее, чем родители, братья и сестры, бабушки и дедушки. Однажды, отдыхая у бабушки в с.Хаталдон, я наткнулась на семейный альбом с фотографиями. Мне стала интересна каждая фотография, на которой были запечатлены родственники по папиной линии. И я поймала себя на мысли, что очень мало знаю о своей родословной. Для меня это стало мотивом к более подробному изучению генеалогического древа своей семьи. 

Гордиться славою своих пред­ков

не  только можно,  но и должно;

не уважать оной есть постыдное

ма­лодушие.

А.С.Пушкин

Человек живет на Земле, и каждый день его окружают люди. Но самое близкое и родное окружение это семья. Потому что нет ничего роднее, чем родители, братья и сестры, бабушки и дедушки. Однажды, отдыхая у бабушки в с.Хаталдон, я наткнулась на семейный альбом с фотографиями. Мне стала интересна каждая фотография, на которой были запечатлены родственники по папиной линии. И я поймала себя на мысли, что очень мало знаю о своей родословной. Для меня это стало мотивом к более подробному изучению генеалогического древа своей семьи. 

Актуальность. Генеалогические предания и таблицы давно уже признаны ценным историческим источником. Родословные помогают воссоздать не только прошлое отдельных фамилий, но и историю Осетии в целом. Во все времена, из поколения в поколение знатоки прошлого фиксировали наиболее значимые для той или иной фамилии события, те или иные поступки предков, которые служили примером для новых поколений. Считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо(дерево) рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.



Цель работы: изучить родословную своей семьи.

Задачи работы:

1. Выяснить происхождение фамилии Гутновых.

2. Узнать место возникновения фамилии Гутновых.

3. Составить генеалогическое древо семьи.

4. Собрать исторический материал о знаменитых выходцах своей фамилии.

Методы исследования:

1. Опрос родственников.

2. Изучение семейных архивов, документов, фотографий, научно-исследовательской литературы.

3. Анализ полученной информации.

Предмет исследования: родословная семьи Гутновых.

Выполнение работы началось летом 2017 года  со сбора и изучения информации по выбранной теме: понятиями  родословная, генеалогия, генеалогическое древо, фамильный диплом, родословная семьи. К важными этапам работы  можно отнести - знакомство с публицистическими статьями по данной теме и методиками составления генеалогического дерева, выбор электронной  генеалогической программы,  подбор текстов и их корректировка, работа в  сети Интернет, создание презентации в программе Microsoft Power Point.



Слова « Родина», « родители», « род», - слова одного корня.  Они помогают нам узнать традиции и историю своей семьи. Сейчас эта традиция возрождается.

Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняет нашу жизнь высоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших поколений. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.

Основная часть

1.Что такое родословная

Род, семья, дети и родители. Все наши родственные связи напоминают огромное дерево, или, по крайней мере, ветвистый куст. И не прав тот, кто говорит, что у него мало родственников. Это маловероятно, почти невозможно. Просто он, скорее всего, не знает свою родословную

Родословная - свод данных, описывающих происхождение тех или иных сущностей (существ) от других сущностей. Наиболее часто это понятие используется для обозначения родословной человека.

 Родовое (генеалогическое) дерево родословное или генеалогическое древо - схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» - различных линиях родословия, известные его потомки - «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными

Генеалогическим или родословным древом занимается генеалогия (родословие)

Родословная – ваше наследство, ценность которого никогда не устареет и может быть приумножена потомками. Родословную им не придется делить, напротив, она будет объединять их, служить важным жизненным ориентиром, на самом деле повысит Ваш вес, упрочит статус и создаст реальный имидж в сообществе.                                                

В последние годы в  нашей республике  заметно возрос интерес к генеалогии и семейной истории. Причина проста: раньше зачастую было опасно заниматься своей родословной, да и возможности такой не было. Архивы на запросы частных лиц не отвечали, да и в семьях старшее поколение старалось не говорить на эту тему. Само понятие "родословная" стало связываться с породами собак и кошек. И вот открылись архивы, стало не стыдно за предков-дворян, предков-купцов, да и узнать, что твои предки были "кулаками", "врагами народа" или белогвардейцами стало совсем не страшно. Возникли историко -родословные общества, стала издаваться специализированная литература. Теперь уже стало неудобно говорить в приличном обществе, что не интересуешься своими предками. Также как до революции лучшая часть общества – дворяне знали о своем родословии, так и теперь преуспевающему, состоявшемуся человеку, стало важным знание об истории своих предков. Знание родословной стало непременным атрибутом культурного человека.

Родословная книга – будущая летопись рода, которая будет передаваться из поколения в поколение

Фамильный диплом – это информация о происхождении фамилии.                                                                                                                                           

В дипломе научно изложено, как и почему образовалось родовое имя, каковы его языковые и культурно- исторические корни.

Генеалогическое древо  оформляется на основании результатов генеалогического    исследования.                                          

Фамильный диплом  создается на основании изучения происхождения рода,  проведения документальных изысканий,  изучения данных  в различных источниках. Книга является художественным изложением   о родословии                                                  



2. Зачем знать свои корни и происхождение предков

 В последнее время  наблюдается  увеличение интереса к истории своего рода. Что же происходит сейчас с обществом? Почему люди с большим интересом и рвением начинают углубляться в свои истоки?

Конечно же, у этого есть свои обоснования. В каждой отдельной семье и в каждом отдельном случае найдутся более конкретные причины, чтобы объяснить это движение. Но основных причин две.

1. Люди хотят знать свою историю, потому что хотят заполнить существующие «пустоты» в своей родословной. Надо сказать, построение своей родословной (мы чаще говорим - генеалогического древа) процесс крайне увлекательный и захватывающий. Стоит только начать участнику группы собирать свою историю, он заряжает этим интересом  всю свою родню. 

2. Еще одна тема, которая часто звучит рядом с понятиями – род и сила рода – это получение поддержки, некоторого ресурса от своего рода. Очень часто причиной обращения к истории своего рода является запрос на получение энергии, силы, веры в себя,  для того, чтобы пережить какое-то трудное событие в своей жизни. Таким образом, отвечая на вопрос «Зачем искать и знать свои корни?», возникает ответ – затем, чтобы хорошо жить в дне сегодняшнем, чтобы не повторять ошибок предков, чтобы пересмотреть старые устои и  сделать свою жизнь свободной и счастливой.

3. Методика проведения исследований

Исследование в генеалогии – это поиск всей доступной информации о предках. Оно основывается на сборе данных, изучении различных генеалогических документов, систематизации информации. Информацию можно собрать по одной линии, например, линии отца –в этом случае поиск данных будет проводиться по линии отца, деда и отцовской линии, прадеда и отцовской линии и так далее, насколько позволит сохранившаяся архивная информация. Так же исследование можно провести по двум линиям, например отца и матери, четырем (бабушек, дедушек) восьми линиям (прабабушек и прадедушек).

В истории каждой  семьи как в капле воды отразилась история Осетии со всеми ее взлетами и падениями, войнами и революциями. И мои  предки тоже были свидетелями и участниками жизни "старой" Осетии, и они внесли свою лепту в копилку общего исторического и культурного богатства нашей  страны.

         Выполнение работы началось летом 2017 года  со сбора и изучения информации по выбранной теме: понятиями  родословная, генеалогия, генеалогическое древо, фамильный диплом.  К важными этапам работы  можно отнести - знакомство с публицистическими статьями по данной теме и методиками составления генеалогического дерева, выбор электронной  генеалогической программы,  подбор текстов, их корректировка, работа в  сети Интернет, создание презентации в программе Microsoft Power Point.

Изучение истории семьи я проводила по плану:

1. Сбор информации о предках моего рода.

2. Изучение вспомогательных источников (фотографии, справки, доку-

менты и др.).

4. Изучение мест проживания предков.

5. Систематизация и оформление документов.

Первый    этап  - тщательное изучение домашнего архива.    

В архиве моей семьи я нашла старые семейные бумаги - документы, письма и фотографии. Все они дали мне  первичную информацию о том, кто были и как жили мои  ближайшие предки. Старые бумаги  я  рассортировала, сделала  их копии. Мне  повезло, так как ещё живы старшие родственники, которых я  смогла  расспросить о них самих и обо всем, что сохранила их память.

На втором этапе работы  мне  пришлось  обратиться к печатным источникам информации, которые я нашла  в библиотеках. И, конечно, много полезной информации я получила в сетях Интернет. Я  познакомилась с энциклопедиями и другими справочными изданиями, с краеведческой литературой, с географическими картами.

И, наконец, пройдя первые два этапа, отправилась с тетей в с.Дзивгис, где я лично увидела родину своих предков.





 

4. Откуда родом Гутновы.

Впервые родословная фамилии Гутновых составлена Карасе Гутновым

2 января 1860 года для сословно-поземельной комиссии Владикавказского округа. В родословной говорится, что предки Гутновых жили в Дзивгисе.

Дзивгис – селение у огромной скалы горного массива Кариухох на левом берегу реки Фиагдон, неподалеку от самого узкого места Куртатинского ущелья – теснины Кадаргаван. Дзивгис играл важную роль в обороне ущелья и потому был хорошо укреплен.

 По предположению археологов, Дзивгис основан в XIII веке равнинными аланами, оттесненными в горы татаро-монголами. Возможно, являлся одним из центров аланских княжеств золотоордынского периода, своеобразной пограничной крепостью с гарнизоном, состоявшим из опытных бойцов.

Особо место среди архитектурных памятников селения занимает Дзивгисы фидар – одно из мощных средневековых фортификационных сооружений Осетии.         

Комплекс представляет собой «целые крепости, пристроенные к пещерам и естественным полостям, тянувшимся вдоль подошвы скального массива. 

Крепость состоит из шести пещер, каждое из которых имеет самостоятельный очаг обороны, но связан с другими высеченными в скалах тропами, навесными лестницами. Если лестницы убирались, то осаждающие имели возможность добраться до обороняющихся лишь с вершины отвесной скалы. Поэтому в ходе боя сообщение между укреплениями было невозможно, и каждое из них было самостоятельной огневой точкой.

Главное укрепление отличалось значительными размерами и могла вместить более 100 воинов, располагалось на нижнем уровне у подножья горы, попасть в него можно было по каменной лестнице. Другие укрепления располагались на высоте 10-20 м и вмещали до десяти воинов. Использовались для флангового прикрытия главного сооружения.

Крепость вызывает восхищение размерами и качеством кладки. Посетивший ее путешественник Ф. Гребенец писал: «Положительно изумляешься, кто и как мог возводить эти колоссальные сооружения и каких они многолетних трудов стоили, какой талантливой работы».

Помимо Дзивгисской крепости, в селе сохранились: сторожевая башня Гутновых, сторожевая башня Гутиевых, средневековые постройки, пивоварня, памятные столбы-цырты, грунтовые могильники, склепы.

Знаменито и почитаемо у жителей Северной Осетии - Дзивгисское святилище (Дзывгъисы дзуар).  Культовый комплекс состоит из христианского храма XIV-XVI веков и более древнего святилища XIII в честь Уастырджы. Древняя церковь, «воплотившая в себе симбиоз христианского храма и чисто языческого святилища, окруженных каменной оградой – сочетание символичное для горной Осетии». Внутри церкви хранились медные котлы, серебряные кубки и три колокола разной величины, на одном из которых надпись на грузинском языке, датированная 1683 г.: «Мы, государь Карталинии, царь Георгий Малый, пожертвовали сей колокол Дзивгисскому святому Георгию в нашу победу». Второй подарил царь Арчил, а третий подарен царем Картли и Кахетии Георгием (1613 г.).

Праздник в честь Дзивгисского святилища отмечается осенью в дни Джеуаргуыба.

На южной окраине Дзивгиса расположено кладбище, состоящее из 14 склепов: полупещерные, надземные, полуподземные. В верхнем могильнике (XIII - XV вв.) обнаружено свыше 230 погребений.  Возможно, это массовые захоронения, связанные с опустошительными походами Тимура.

В окрестностях Дзивгиса находится уникальная мезолитическая стоянка - грот Сау-лагат, где были найдены предметы каменного века. Немного выше расположилось живописное урочище Фашкау (Фаскау, 11 га) - поляна с густыми сосновыми лесами и лугами, служившими хозяйственной базой для жителей селения. Поляна окружена от ветров горами, что создает особенный микроклимат. Хорошо сохранились следы оросительного канала длиной около 200 метров - единственное обнаруженное в горах свидетельство орошаемого земледелия.  

Лес Дзивгисского святилища (Дзывгъисы дзуары хъæд) – заповедный лес в окрестностях с. Дзивгис. Здесь нельзя было вырубать деревья, собирать хворост. Этот лес предназначался только для праздничных мероприятий. Летом заготавливали дрова и оставляли для просушки, а в дни празднования Джеуаргуыба их вывозили. Вся ритуальная пища готовилась только на огне из дров, вывезенных из леса Дзивгисского святилища. Считалось, что лес принадлежит самому Уастырджи и что он сам охраняет его.

Из Дзивгиса ведут свое происхождение многие фамилии. Согласно посемейным спискам осетинских крестьян 1886 года здесь жили Фарниевы, Гутновы,  Елкановы, Хаутовы, Хуцистовы,  Цоколаевы, Схановы и другие. Численность дворов составляла в 1780 году – 60, в середине XIX в.- 26, в начале XX в. – 32, в 1989 г. – 12 человек.

Об этом селении, представляющем большой историко-архитектурный интерес, писали многие исследователи: В.С. Толстой, В.А. Кузнецов, В.Х. Тменов и др.  

 5. Моя родословная.

Наши корни – это наши предки. Прежде всего – родители, отец и мать. Затем бабушка и дедушка. И так далее – в глубину времени. История своей семьи, своего народа и своей страны – вот три слова корней, удерживающих и укрепляющих в жизни, от самого ее начала и до самого ее конца, любого из нас. Знать эти три слоя своих корней должен всякий, чтобы себя понимать, себя уважать, чувствовать себя сильным и уверенным, чего-то хорошего достигать.

Со слов мамы и тёти, а также из фотографий и документов семейного архива, я собрала материал о своей родословной по папиной линии.

Начну я конечно со своего отца. Его не стало, когда мне было 3 года, а моей сестре полтора года. Мы его не помним, но мама очень часто о нем рассказывает. Мой папа Гутнов Таймураз Асланбекович. Родился в с.Хаталдон Алагирского района. Закончил Хаталдонскую среднюю школу. Затем поступил в СОГУ на юридический факультет. По распределению его отправили на работу в г.Чебоксары, где он проработал 4 года следователем.

По возвращению домой работал в райотделе милиции в г.Алагир, начальником следственного отдела, а последние 6 лет его жизни федеральным судьей в Алагирском районе. Построив карьеру, женился на моей маме Кайтмазовой Аиде Ахсарбековне, и вскоре у них родились я и моя младшая сестра. Папа погиб в 2009г. в автокатастрофе, похоронен в с.Хаталдон.

Его отец, мой дедушка – Гутнов Асланбек Асагоевич. Родился в с.Хаталдон, тогда в селе школы не было, и он рассказывал, как через поля ходил в Дзуарикаускую среднюю школу. Потом окончил СКЛТ. Долгие годы проработал шахтером в п.Садон, а потом лесником, защищал лес от браконьеров. В 1961г. женился на моей бабушке Браевой Римме Александровне, родом она была из с.Старый Батако. Бабушка была хорошей хозяйкой мудрой женщиной, занималась воспитанием детей: сына и трех дочерей.

Наша мама сохранила родословную схему, составленную нашим отцом.

По записям я поняла, что прадеда звали Асаго, а его отец Мамсыр родился от Габила, у которого было 5 сыновей, каждый из которых продолжил род. На нашем отце мужская линия заканчивается, и родословную ветку продолжаем мы с сестрой Ириной. Очень постараемся сохранить честь и достоинство своих предков, продолжить их добрые традиции.

6. Знаменитые представители фамилии Гутновых.

В моей фамилии нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди, с по-своему интересными биографиями, которые внесли свой вклад в развитие человечества. И мне важно знать и сохранить память о них.

Евгений Гутнов - известный издатель, в 20-е годы сделавший так много для развития образования в Северной Осетии. Благодаря стараниям З. Бутаевой, его судьба известна достаточно подробно. Родители Евгения, Соломон и Гази Гутновы, долгое время жили в Дзвгисе. К 1907 году, когда Соломон решил перебраться во Владикавказ, его семья состояла из 5 сыновей и 2 дочерей. Евгений, старший сын, переехал во Владикавказ еще раньше. В общем-то, именно он настоял на переезде семьи в город. Несколько лет они жили на квартире. Позднее, на окраине Владикавказа (на бывшей улице Подгорной напротив школы) построили домик. Трудовую деятельность Евгений начал наборщиком в Екатеринодаре. В 1908 году Евгений перебрался в Петербург, где одновременно учился и работал в типографии Министерства финансов. В 1912 году за участие в беспорядках его арестовали и по суду запретили жить в центральных областях России. Накануне I-ой Мировой войны у него обнаружили признаки скоротечного туберкулеза легких. Консилиум питерских врачей поставил суровый диагноз: жить их пациенту оставалось не более полугода. Спасение пришло неожиданно, в клинике великого российского гомеопата Л.Бразоля. Обследовав Евгения, знаменитый врач посмеялся над «вердиктом аллопатов», и своими снадобьями излечил своего пациента. Однако позднее Евгений вынужден был уехать в Германию. Немецкие врачи оказались в курсе болезни и выздоровления Е.Гутнова. Они находились в сильном замешательстве относительно методов лечения Бразоля. Осознавая всю уникальность бразолевских методов борьбы с туберкулезом, германские эскулапы упросили Евгения завещать свое тело одному из немецких университетов для последующего анатомического изучения.

Е. Гутнов остался в Германии и стал работать в небольшой берлинской типографии. Там он познакомился с дочерью владельца типографии, Фридой, и вскоре женился на ней. К тому времени, когда Берлин наводнила волна белых эмигрантов после октября 1917 года, Евгений, по словам его внука Дмитрия Алексеевича Гутнова, уже возглавлял типографию. В 1921 году в этой типографии вышел в свет первый номер альманаха «Сполохи», сделавший ему имя в истории русской эмиграции. С Е. Гутновым сотрудничали Бальмонт, Бунин, Минский, Оцуп, Ходасевич, Волошин, Алексей Толстой.

В 1924 году Евгений обратился в отдел народного образования Наркомпроса с предложением издать книги на русском и осетинском языках для школьников Северной Осетии. Всего с 1922 по 1925 год Евгений издал и отправил в Северную Осетию 11 тиражей книг. Всего же в названном издательстве было напечатано около 250 названий книг и журналов. Часть из них закупалась Народным Комиссариатом просвещения для советской России. Сотрудничество с советской властью велось и в модернизации полиграфической базы РСФСР. Евгений содействовал и в закупке для Советского Союза линотипов, другого полиграфического оборудования, шрифтов. В этом ему помогал его средний брат, Кирилл, который часто бывал у брата, стажировался на новом оборудовании, сопровождал поставки

техники в Россию. В конечном итоге это предопределило печальную участь Кирилла. В 1937 году его арестовали, обвинили «в участии в буржуазно-националистической, шпионской организации» и в том же году расстреляли.

Евгений подумывал о возвращении на родину. Сохранилась выписка из протокола № 8/47 заседания Президиума ЦИК СОАО от 16 ноября 1925 года. «Слушали: заявление проживающего в Берлине гр.Гутнова Евгения Александровича о даче ему отзыва для приложения к возбужденному им ходатайству о восстановления его в правах гражданина СССР. Постановили: не возражать против въезда гр. Гутнова Е.А. в СССР и поддержать ходатайство Гутнова о восстановлении его в правах гражданина как выехавшего за границу до империалистической войны и не являющегося политэмигрантом». Однако выехать на родину он так и не смог. Последние годы своей жизни известный в прошлом издатель провел в одиночестве в Западном Берлине. В последнем письме младшему брату от 11 марта 1968 года он с грустью отмечал: «Ровно 11 марта сего года живу 80 лет. И это достаточно человеку. Свое тело после моей смерти я подарил университету для студентов. Они найдут там много интересного. После меня сожгут. Обо мне не будет плакать ни Германия, ни одна другая страна. Но у меня находится еще пять килограммов книг, изданных у меня, и я не знаю, можно их послать тебе или нет?»

Младший брат Евгения, Эльбрус, в 14-летнем возрасте в самом начале Гражданской войны без раздумий вступил в 5-ю красную армию и в ее составе принимал участие в освобождении Северного Кавказа от белогвардейцев. Служил в ЧОНе, был ранен. При этом, по данным упомянутого выше Д.А. Гутнова, Эльбрус еще и прилично рисовал. Об этом знал весь отряд, и, когда подразделение посетил Серго Орджоникидзе, ему показали рисунки молодого бойца. Орджоникидзе рисунки, видимо, понравились. Он приказал бойцу сдать оружие и отправил его с личным письмом в Москву, на прием к Сталину. Примерно в это же время Евгений обратился к официальным властям Москвы с просьбой разрешить младшему брату пройти обучение в одной из художественных школ Германии. После окончания художественного училища и графического факультета в мастерской профессора Эмиля Орлика, в 1927 году Эльбрус вернулся в СССР. По признанию газеты «Московский художник», Эльбрус Гутнов стал «одним из зачинателей советской книжной графики, его

работы 20-30-х годов внесли заметный вклад в творческие поиски новых художественных форм графического искусства».

Разумеется, учебу заграницей и левый уклон в искусстве ему припомнили. В 1938 году Эльбруса без всяких на то оснований арестовали и долгое время содержали в тюрьме.

Проведя 8 месяцев в тюрьме, он вернулся домой. «Вместо молодого, энергичного, красивого мужчины, – отмечала Евгения Владимировна (супруга), – я увидела глубокого старика с одутловатым мучнисто-бледным лицом, обросшего длинной бородой, с потухшими глазами, исхудавшего, с опухшими ногами. Он не мог ничего есть, и первые дни его приходилось кормить одной манной кашей».

Е.В. Гутнова тяжело пережила смерть мужа, ушедшего из жизни в 1981 году. Но через несколько лет она испытала еще один тяжелый удар судьбы: смерть единственного сына – Алексея (1937-1986). Он был доктором архитектуры, профессором Архитектурного института, заместителем директора НИИПИ Генерального плана Москвы; перу Алексея принадлежат свыше 100 статей и четыре монографии. Его научные исследования использовались в Италии, США, Японии, Франции, Австрии, ФРГ. Последний его крупный проект – разработка плана реконструкции Арбата.

Гутнов Батырбек Каурбекович (1901-1938) – инженер, директор московского танкостроительного завода, первый осетин – кавалер ордена Ленина.

Судьба Батырбека сложилась трагически. После окончания

Института стали в Ленинграде, он, работая инженером на военном заводе в Ленинграде, внес несколько предложений по усовершенствованию производства танков. Серго Орджоникидзе, отвечавший в то время за тяжелую промышленность, обратил внимание на молодого специалиста и

отправил его на стажировку в Германию. Однако вскоре после прихода к власти Гитлера Батырбек вернулся на родину. Здесь его назначили директором 37-го танкового завода; помимо этого, он являлся членом коллегии комиссариата тяжелой промышленности. За высокие достижения в своей области Б. Гутнов был награжден орденом Ленина. За хорошую работу в 1936 году его премировали легковой машиной «М-1». Затем он на свои средства приобрел два грузовика «ЗИС» и отправил их в Кадгарон. Под его руководством конструкторское бюро завода разработало танк-амфибию. Успели выпустить три образца, но 1 сентября 1937 года Батырбека арестовали; три месяца провела в тюрьме и его жена, а детей –

сына Руслана и дочь Людмилу – отправили в пензенский детский

дом.

Примерно в эти же дни освободилась должность руководителя главного управления танковой промышленности. Сталину предложили кандидатуру

A. Гутнова. Сталин приказал Поскребышеву срочно разыскать инженера. Когда тот выяснил, что Батырбек арестован, то немедленно доложил об этом Сталину. Последний поручил Ежову разыскать Гутнова. Но через два дня Ежов доложил, что Б. Гутнов скончался от болезни. И лишь в 1957 году выяснилось, что Батырбека просто-напросто замучили до смерти во время допроса.

Однако, хорошие дела не проходят бесследно. Одна из больших улиц Кадгарона носит имя Батырбека Гутнова.

Заметный след оставил Руслан Батырбекович Гутнов. Родился в 1930 году в Ленинграде. В 1954 году после окончания Московского института стали и сплавов пришел на знаменитый завод «Серп и молот». Здесь он проработал 30 лет до своей скоропостижной смерти в 1984 году. За это время он успел защитить кандидатскую диссертацию, пройти путь от мастера в мартеновском цехе № 2 до начальника центральной заводской лаборатории. К глубоким теоретическим знаниям прибавился огромный практический опыт. Он внес значительный вклад в модернизацию производства на заводе, активно участвовал в реконструкции предприятия. Его творческая, новаторская работа была по достоинству оценена: он стал лауреатом государственной премии СССР, награжден орденом «Знак

Почета» и многими медалями.

Немало представителей фамилии участвовало в Великой Отечественной войне.

Из деятелей советского периода следует отметить Хазмурзу Кальцикоевича (Харитона Кирилловича) Гутнова (1911-1973 гг.).

Родился в семье крестьянина. В 30-е годы работал учителем, заведовал отделами Правобережного райкома и Северо-Осетинского областного комитета ВЛКСМ. С 1939 по 1941 год был первым секретарем Обкома ВЛКСМ Северной Осетии. Оказавшись осенью 1941 года по служебным делам в Ленинграде, он скрыл, что является секретарем Обкома комсомола Северной Осетии и добровольцем ушел воевать с захватчиками. Прошел всю войну; трижды был ранен, войну закончил в чине майора; награжден многими орденами и медалями. В послевоенное время занимал руководящие посты в Обкоме КПСС Северной Осетии, преподавал в Университете.

Хазмурза Кальцикоевич оставил 4 сыновей (Владимира, Руслана, Феликса и Олега) и дочь – Наташу. Старший из детей – Владимир Хазмурзаевич (1942 г.р.) – известный журналист, драматург, сценарист. В разные годы возглавлял Северо-Кавказскую студию художественных и документальных фильмов, Северо-Кавказское отделение «ИТАР-ТАСС», региональное отделение Российского Информационного Агентства «Новости». Его перу принадлежат популярные не только в нашей республике пьесы, среди которых «Костыль», «Большие маневры в психбольнице», либретто оперы «Аланы» и др. По сценариям В.Х. Гутнова снято несколько десятков документальных и художественных фильмов, самый популярный из которых – «Сюрприз».

Другой сын Хазмурзы Кальцикоевича Гутнова – Феликс Хазмурзаевич (1952 г.р.) – доктор исторических наук, консультант Парламента РСО-Алания. В разные годы он работал главным научным сотрудником отдела Истории СОИГСИ, возглавлял кафедру древнего мира и средних веков. Феликс – автор около 200 работ по древней и средневековой истории осетин и их предков. Среди них – 11 монографий (Генеалогические предания осетин как исторический источник. Орджоникидзе, 1989; Средневековая Осетия. Владикавказ, 1993; Аристократия алан. Владикавказ, 1995).1.4 Откуда мы родом и где наши корни?

Мои бабушки и дедушки



А сейчас я хочу рассказать о своих любимых бабушках и дедушках (Приложение№4).

Лучше друга не найти – обойди весь свет.

Лучше бабушки моей в целом мире нет.

Ярче солнышка она улыбается

И печали все мои забываются.

Губаевы

Мой дедушка Губаев Иван(Алихан) Асламурзаевич, родился 06 января 1934года. Дедушка, после окончания школы, ушел в Армию. Когда вернулся выучился на зоотехника и его по распределению отправили в Ставропольский край, наурского район. Но его мама ( Катя) выставила свое требование, сначала жениться. На одном из мероприятий(свадьба) он встретил бабушку, которая играла на гармошке. Она так красиво играла, что наверное не влюбиться в нее нельзя было. Мой дедушка был очень интересным человеком. Все люди его очень уважали. И до сих пор вспоминают о нем лишь хорошее.

Моя бабушка, Губаева (Гиоева) Сима Каурбековна, родилась11 октября 1941 года в селе Коста, Ардонского района. Училась в школе, играла на гармошке, танцевала в ансамбле. Работала в колхозе. Очень общительная, трудолюбивая, терпеливая. Еще она очень добрая и рассказывает интересные сказки, которых нет в книгах, они из ее детства. А еще у нее большие красивые глаза.

Дедушка с бабушкой вырастили четверых детей: Эдуарда(моего дядю),Индиру(мою тетю), Ларису(мою тетю), Павла( моего отца). Мои дедушка и бабушка, всю жизнь прожили в родном поселке. Труд в их семье считался основой всего. Они с малых лет приучали детей к труду.

Абаевы

Мой дедушка, Абаев ТимурбулатАлексадрович (Ники), родился 30 августа 1940года в городе Курган – Тюбе, Таджикской ССР. Дедушка закончив школу поступает в пединститут на факультет физвоспитание. Окончив его устраивается на работу в мединститут и преподает физическую культуру. Там же он создает свою студенческую футбольную команду. Он очень хорошо играл в футбол, мама рассказывает, как он их брал на футбол, и как она с братом болела за его команду. У дедушки было, очень много друзей, они его очень любили и уважали.

С бабушкой познакомились в Северной Осетии. В то время невест похищали мою бабушку дедушка похищал три раза, и только на третий раз смог украсть ее. А воровал ее из за того, что ее не хотели отдавать, потому, что дедушка жил в далеком Таджикистане.

Моя бабушка, Кулаева Зоя Бошкиевна родилась 26 марта1947 года в селении Ардон. Училась в Ардонской школе (где обучение проходило на русском языке). Окончила десятилетку на отлично и поступила.в Пятигорский медико – фармацевтический институт. Она воспитала двух детей: Заурбек(мой дядя) и Зарину (мою маму).Она прожила очень сложную, тяжелую жизнь, рано овдовела, когда ей было всего 27 лет. На руках двое детей и свекровь (прабабушка жила с ними, так как дедушка был у нее единственным, дочь умерла еще раньше). Но они жили душа в душу. Бабушку очень уважали она была очень грамотная , умная и красивой женщиной. В фамилии Абаевых очень ценили ее.

Хотя они прожили очень мало, семь лет, но эти годы были самые счастливые. Дедушка заболел (у него было заболевание почек – урумия) и вскоре его не стало. Друзья почти каждый год в день смерти приезжают на могилу дедушки.

Сейчас их с нами нет, но мы будем всегда их помнить и любить.

Я считаю, что мне в моей еще очень короткой жизни несказанно повезло. Мои бабушки и дедушки, очень светлые, добрые и интеллигентные люди, любившие мир, друг друга, своих детей и внуков. И потому, что они есть в моей жизни, я могу с уверенностью сказать: - Я горжусь своей семьей.

Семья, которую никто и ничто не сможет разрушить, ведь царят в ней любовь, взаимопонимание и уважение. Разве это не счастье?

Мои прадедушки и прабабушки



Четвертое поколение – это поколение моих прадедушек и прабабушек ( Приложение№5). Как и каждого человека у меня было 4 прадедушки и 4 прабабушки. Очень жаль, но я ни кого не застала. Они задолго до моего рождения ушли из жизни.

Губаевы

Мой прадедушка, ГубаевАсламурза Николаевич. Родился в селении Коста, Ардонского района. Был очень сильным и красивым. В начале Великой отечественной войны ушел на фронт и не вернулся, погиб в первые дни войны, где- то под Украиной.

Моя прабабушка( по отцу) Козаева Екатерина Григорьевна. Родилась в селении Рассвет. В очень раннем возрасте была выдана замуж за моего прадедушку. Она была очень ласковой бабушкой, папа называл ее нана. Она воспитала 4детей:Алихан- мой дедушка,Геор,Барон,Зарема.

Гиоевы

Мой прадедушка,ГиоевКаурбекВасильевичевич. Родился в селении Коста, Ардонского района. В большой семье, детей было 7 человек, тяжело было жить. Прадедушка продал, большой котел и на вырученные деньги уехал в город учиться на ветврача. Когда выучился ,вернулся домой, а тут война. Но его на фронт не взяли, у него была повреждена кисть руки.

Моя прабабушкаГиоева(Джелиева)НаташаИласовна. Родилась в селении Ногир. Она была очень красивой с голубыми глазами. Она воспитала 6 детей: Эльбрус, Солтан,Тотырбек,Будзи, Асланбек, Симу (мою бабушку).Она прожила тяжелую жизнь, половина, из которой в постели без движения.

Абаевы

Мой прадедушка, Абаев Александр(Ники)Салаевич. Родился в селении Кирово, Ардонского района. Семья Абаевых была большая из 7 человек: Чермен, Евген, Ванка, Геор, Ники, Алихан, Кишка. Начало рода идет от Абаева Тока, у которого было 5 сыновей: Курдан, Хосдзау, Пинт, Бабай и Матера. Ветвь моего дедушки идет от Курдана и его сына Сала (это с записей двоюродного брата моего дедушки).

Моя прабабушка, Гогаева Залу Борисовна. Родилась в селении Кирово, Ардонского района. Прадедушка воевал в Великую отечественную войну, защищал Моздок от немцев, где получил тяжелое ранение и его комиссовали. Он вернулся в село и взял в жены прабабушку Залу, которой было 18 лет, а ему 32года.И они уехали в Среднюю Азию. Там у них родились дети: Зоя и мой дедушка Тимурбулат.

Кулаевы

Мой прадедушка, Кулаев Бошки Асабеевич. Родился1903 года в селении Ардон. В семье было 9 детей. Бошки (прадедушка), Саукудз, Жамират, Олга, Гозекка, Богатырь, Георгий, Зиногка, Ленка. Он работал в колхозе завскладом. В 1941 году ушел на фронт, попал в плен, после освобождения из плена попал в лагерь. Вернулся в 1946 году.

Моя прабабушкаАдырхаева Елизавета (Лешка) Кубадиевна.История семьи моей прабабушки , очень интересная так как связана с другим государством – Турцией. Мама (Гакка) моей прабабушки была дочерью турчанки( дочь богатого турка, который занимался торговлей), которая была женой Арчегова Тотыра. Семья Тотыра была знатной и имела несколько магазинов.За товаром они ездилив Турцию, где и Тотыр встретил свою возлюбленную.Она тоже была в него влюблена и сбежала с Тотыром в Осетию. Но здесь семья Арчеговых плохо приняли девушку другой страны. Не знание языка, обычаев, традиций и культуры, сильно усложнили жизнь этой пары. Еще и факт того, что у нее рождается первая дочь, отношение к ней сталоеще хуже. Девушка очень переживала и решилась вернуться обратно домой в Турцию. Она отправляет весточку отцу и через некоторое время он приезжает за ней. Но к тому времени она рожает еще одну девочку, которая было несколько дней от роду. Арчеговы не отдали первую девочку, а новорожденную оставили матери, сказав, что она все равно не вынесет дороги. Молодая женщина прокляла семью Арчеговых и с тех пор ветвь этой семьи проходит, только через маму моей прабабушки. Гакка вышла за отставного офицера АдырхаеваКубады. У них родились дети: Замират, Дакцико, Елизавета.



1.4.3 Далекие предки



В ходе исследования, происхождения фамилий Губаевых и Абаевых, я выяснила, что род Губаевых вышел из Куртатинского ущелья и основателем рода был Губаев Георгий, а род Абаевых с Цейского ущелья и основателем его был Абаев Ток.

Я наверно могу перечислить еще родственников. Но это все нужно отразить в генеалогическом древе каждой ветви.

Наша семья очень многолюдная. С детства нас воспитывали в родственных отношениях, учили уважать и понимать друг друга.

Семья для меня – это совершенно особое понятие, и я хотела бы сделать все, чтобы мои родные всегда были счастливы и здоровы, и чтобы видели во мне реальную поддержку и воплощение своих надежд. А я в свою очередь постараюсь сохранить и передать историю своих предков будущим поколениям моих родственников. (Приложение№6). Заключение

Итак, с помощью родителей, бабушек и дедушек, мы, насколько это возможно, восстановили родословную своей семьи. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых. Как и во многих других семьях, война оставила глубокий след в истории моей семьи.

Мои родные – простые труженики ковали историю нашей державы. Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всем им помогать.

На примере моей работы и я поняла, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надежные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по- другому осмысливаем свое положение в настоящем!

Семья обеспечивает продолжение человеческого рода, берет на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закрепленные в обществе.

Семья оказывает решающее влияние на личность ребенка, а также на взрослых членов семьи. Она удовлетворяет потребность человека в любви, духовном общении, в моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха.

Я накопила определенный опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда – нибудь, напишу книгу историю нашего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.



Заключение



Славная вещь – родословное древо! Но если присмотримся к нему, то можно заметить, будто из меня вырастают папа с мамой, а из них бабушка с дедушкой и т.д. Странная картина получается. Если перевернуть рисунок, то воображаемая крона станет корнем, в большом разветвлении которого выросла я.

Я узнала много интересного о своей родословной и хочу продолжить ее изучение. Я много узнала о своих корнях, много для меня было ново. И я теперь понимаю, что мой род зарекомендовал себя только с хорошей стороны, и я обязательно должна сохранить и преумножить заслуги моего рода.

Я думаю, что человек не знающий истории своей страны, не знающий своих предков – это невежественный и неблагодарный человек. Каждый из нас должен уважать и преклоняться перед старшими.

Семья- это счастье, любовь и удача

Семья это летом поездки на дачу

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!



Заключение

В заключении своей работы, соглашусь с словами Василия Пескова «Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас Земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни».

Поработав над этой темой, я многое узнала о своих корнях, о своем отце, о котором память хранится только по фотографиям и рассказам родных и близких.

Благодаря этим исследованиям, я научилась работать с большими объёмами информации, научилась ее обрабатывать, систематизировать.

Попрактиковалась в составлении и анализировании  генеалогических таблиц, освоила электронные генеалогические программы.

В результате работы было составлено родословное древо моего рода, исследована история моей фамилии.

Проект еще не завершен. В дальнейшем я планирую глубже и всесторонней изучить свою родословную, больше узнать о знаменитых выходцах соей фамилии, а также глубже изучить достопримечательности с.Дзивгис.

Но и то, что исследовано, дает мне право гордиться своими корнями, вызывает большую любовь к своей фамилии, к её истории. Поэтому выполненная работа имеет для меня большое значение.









Комментарии