​«Цыган» в небе - ХранителиРодины.рф

История Великой Отечественной войны – это история всенародного подвига. Она состоит из тысяч и тысяч беспримерных фактов героизма и самопожертвования. О них написано очень много книг. Одной из таких, является книга Героя Советского Союза, подполковника запаса Мариинского Евгения Пахомовича.

​В своей документальной повести «Внизу – передний край» он рассказывает, как советские летчики-истребители охраняли наших солдат на фронте от ударов с воздуха и ожесточенных боях с вражеской авиацией. Автор этой книги в годы Великой Отечественной войны служил командиром звена 129-го гвардейского истребительного авиационного полка. Его боевое подразделение прикрывало наши наземные части от налетов фашистской авиации. В этом полку служил и наш земляк – ступинец Николай Федорович Бургонов. Ему в этой книге уделено много теплых строк.

​Николай Бургонов мечтал стать летчиком, с тех пор, как впервые увидел в голубом небе самолет. Воздушная машина произвела настолько сильное впечатление на маленького мальчика, что его главным желанием стало – научиться летать. Окончив в 1940 году школу, Николай поступает в Борисоглебское военное училище. С начала Великой Отечественной войны он пересел на боевой самолет и после учебы стал летчиком – истребителем. С октября 1943 года младший лейтенант Николай Бургонов сражался на фронте.

​Прославленный летчик – истребитель Герой Советского Союза Федор Федорович Архипенко вспоминал: "Осенью 1943 года к нам в полк прибыл Младший лейтенант Николай Бургонов - застенчивый симпатичный блондин, прозванный мною "цыганом". Я взял его своим ведомым. Очень скоро мы сколотили боеспособную эскадрилью. Особенно сильна была шестёрка: Архипенко - Бургонов, Королёв - Мариинский, Лусто – Глотов».

​«Цыган» - это прозвище было дано от противного, у Николая были белые, почти как у альбиноса волосы, светло-голубые глаза и довольно широкий, чисто русский нос. Все очень быстро привыкли к такому прозвищу и ни в воздухе, ни на земле иначе его не называли.

​Самым напряженным периодом боевых действий для 129-го гвардейского истребительного авиаполка стал 1943 год. Особенно ожесточенные сражения развернулись под Белградом и Харьковом.

В своей книге Е. П. Мариинский описывает подвиги и мужество наших солдат, готовых в любую секунду отразить удар врага, не допустить самолеты противника к цели. В ней были описаны и заслуги нашего земляка Н.Ф.Бургонова.« В этот день за четыре часа, с двенадцати до четырех часов дня, полк провел четыре воздушных боя и сбил двадцать фашистских самолетов. Но радость такой крупной победы омрачилась гибелью Цыгана, которого все любили в полку…

Но тут случилось что-то неправдоподобное. Когда летчики забрались в кузов трехтонки, то обнаружили, что вместе с ними в кузове сидит и Цыган!

-Откуда ты взялся?! Его расспрашивали, награждали дружескими тумаками под бока, по спине. А он, только молча, смущенно улыбался.

Оказывается, когда он погнался за «Юнкерсом», прямым попаданием зенитка отбила ему хвост. Ястребок стал на дыбы и вошел в облака. Там Цыган и выпрыгнул, раскрыл парашют. Архипенко видел падение обломков самолета, а Цыган в это время был еще в облаках…

Вышел из облачности над немецкой передовой. Его обстреливали с земли, не попали. Хорошо, ветерок дул в нашу сторону. Опустился на нейтральной. Снова обстреливали. Даже «тигр» выполз из-за бугра, стрелял бронебойными снарядами. Тогда Цыган понял, что его выдает купол парашюта. Отполз немного в сторону. А тут подползли два наших солдата, утащили в окоп …»

​На аэродроме Бургунов, обычно молча, сидел у костра или у открытой дверцы печки, изредка грустно улыбался и внимательно слушал. Но идя в атаку, все были уверены, что он надежно прикроет товарищей от истребителей противника.

​В мае 1944 года эскадрилья Архипенко была направлена в район Ясс для защиты наземных войск от ударов бомбардировочной авиации противника. Подлетая к линии фронта, произошла встреча с истребителями противника. Завязался бой. Во время схватки Николай Бургонов отбивал все попытки немецких летчиков атаковать самолет Архипенко сзади. Как это бывает порой в воздушном бою, ведущий не заметил, что ведомый был сбит. То ли зенитный снаряд, то ли очередь из авиационной пушки… Самолет Цыгана загорелся, он выпрыгнул с парашютом и… попал в плен. Это была большая потеря для всего полка. Мало того, что Цыган был опытным надежным ведомым, совершившим около 151 боевых вылетов, 99 воздушных боев, искушённым воздушным бойцом, лично сбившим 7 неприятельских самолетов. Он был еще и очень хорошим другом.

​Николай Бургонов остался жив, хотя и пробыл в плену до конца войны. Он был освобожден советскими солдатами и вернулся на родину в Подмосковье, город Ступино. Служить в армии ему больше не пришлось. Отважный и мужественный в воздухе, он был скромным по природе на земле. О его заслугах смогли узнать только, когда вышла в свет документальная повесть Евгения Мариинского «Внизу передний край», где было рассказано о летчиках 129-го гвардейского истребительного авиационного полка. Но ничего не сделаешь, судьба его сложилась трудно. Самое главное, что он с честью вынес все мучения войны, плена, лагерей и остался жив. Началась новая жизнь. Он с семьей жил в городе Ступино, работал на заводе, где стал профессионалом высокого класса.

​Прошли годы…. Другие мальчишки, вступая в жизнь, мечтают теперь о своем будущем.… Ради их счастья, более 75 лет назад, отдавали свои молодые жизни их ровесники, чтобы никогда больше не повторились ужасы войны.

Комментарии