Очарование Ростовской мозаики - ХранителиРодины.рф

Ростов-на-Дону - единственный город, в котором мозаичные панно подземных переходов признаны объектами культурного наследия. Создана бригадой рабочих не привлекая профессиональных художников. Выполнена на 90% из обычной кафельной шахтинской плитки. Мозаика переносит нас в советское прошлое и мы заглянем в класс, где проходит урок математики. Давайте закроем глаза и вспомним, сколько детей присутствует на уроке? Глядя на сюжет, не верится что 29, так точно вписаны все ученики. Давайте сосредоточимся и поможем решить устный пример вызванному к доске пятикласснику. Этот пример вызывал затруднения и у ребят 19 века (картина Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе В.А. Рачинского» (1895)).

Очарование ростовской мозаики.

Нам, ростовчанам, повезло с таким земляком, как Юрий Никитович Лабинцев. К сожалению, мало кому знакомо его имя. А именно под началом и руководством Юрия Никитовича создавались мозаичные панно в подземных переходах, ставшие со временем визитной карточкой города. Они в 2016 и 2018 годах признаны памятниками культурного значения, а Ростов-на-Дону стал единственным городом, в котором подземные переходы декорированы мозаичными картинами. Ни Юрий Никитович, ни его бригада не могли предвидеть такого будущего своих панно.

В начале 1970-х гг. Ю.Н. Лабинцев возглавил облицовочную работу по созданию мозаики в пяти подземных переходах (на Ворошиловском, Буденновском, Кировском проспектах и на Университетском переулке). Как он вспоминает: «Заказ получили простой – облицевать переход. Можно, конечно, выложить всю стену двухцветной плиткой, тем более что такая работа и легче и сделать ее быстрее. Но начальник «Мостоотряда N 10» Г.И. Было предложил выложить мозаичные панно».

Рассматривая эти панно можно понять, что только любящие свою работу, город и людей, живущих в нем, могли осуществить такую задумку.

Ю.Н. Лабинцев заражал энтузиазмом, нашел талантливых людей, создавших такие картины, которые и через сорок лет не смотрятся старомодно. Необычность работы состоит в том, что на 90% мозаика выполнена из обычной кафельной шахтинской плитки, а из инструментов в начале работы были только кусачки да обыкновенный наждачный станок.

Юрий Никитович сам рисовал картину, карандашом делил ее на клеточки и на листах ватмана воспроизводил изображение в натуральную величину с размером квадратов 15х15 сантиметров. С этого полотна фрагмент переносили на кальку, по его форме вырезался такой же кусочек плитки. И уже на столе все фрагменты собирались в виде картины в специальные рамы. Сверху наклеивалась чистая калька, которая служила скрепляющим материалом для переноса на стену. Чтобы набрать сюжет два на два метра четыре человека работали месяц.

Своеобразный музей подземных переходов знакомит спешащих по своим делам пешеходов с историей Дона и страны.

Именно музей, потому что все картины создавались по авторским эскизам и выполнены с исторической достоверностью: Ю.Н. Лабинцев изучал архивы, встречался с историками и краеведами, ездил на родину Михаила Шолохова.

Точность видна в каждом сюжете, например, при создании панно «Будни перед сражением» из ХVIII века, по воспоминаниям Юрия Никитовича, встал неожиданный вопрос: «Как казаки носили шашки – изгибом ножен вверх или вниз?». Лабинцев пересмотрел иллюстрации, картины, консультировался с работниками музеев. Оказалось, изгибом вниз: казаки наскоку выхватывали шашку, перебрасывали ее в руке так, чтобы лезвие не было направлено в лицо.

Преклоняясь перед участниками Великой Отечественной войны, Юрий Никитович достоверно изобразил подвиг батареи Сергея Оганова: погодные условия 17-18 ноября 1941 г., виды вооружения, военная форма, 4 пушки с двумя-тремя бойцами, отразившие 3 танковые атаки противника. Остановившись у панно, можно представить какой над степными просторами стоял неистовый гул от рева моторов, лязга гусениц, залпов орудий, как таяли ряды отважных защитников. Уделяется внимание тонким деталям: фонтанчик от пули, снег на подошвах бойцов, уцелевшие кустики растений, кровь на бинте раненого бойца. Автор намеренно обезличил лица фашистов.

Дословные иллюстрации сюжетов произведений М.Шолохова стали не только украшением, но и показали красоту Донского края. Рассматривая Аксинью и Григория из «Тихого Дона», деда Щукаря из «Поднятой целины» хочется раскрыть и заново перечитать страницы этих произведений.

Панно «Космос» показывает космическое прошлое, настоящее и будущее. Оно отображает представления средневекового человека о Вселенной (гравюра Фламмариона), первый выход человека в открытый космос 18 марта 1965 года (почти точная копия обложки книги Алексея Леонова «Выхожу в космос»), планеты солнечной системы (чтобы их точно воспроизвести Лабинцев вместе с астрономами по карте звездного неба выяснял, как бы выглядели созвездия из космоса), космонавты, стоящие на спутнике Юпитера Ганимеде.

Панно «Детство» рассказывают о счастливом возрасте: от младенчества до школьного выпускного вальса. И как отмечает на своих экскурсиях Игорь Нарижный, в работах Лабинцева можно увидеть зашифрованное послание из прошлого и неожиданное предсказание будущего. На линейке 1 сентября среди учеников на линейке заметен мальчик в школьной форме 50-х гг. (вероятно это сам Юрий Никитович в детстве), среди гостей видна фигура женщины в генеральских погонах, очень похожая на Валентину Терешкову, но в то время она была полковником, мог ли Лабинцев предвидеть, что через 20 лет в 1995 г. она получит звание генерал-майора. Пророчество ли?

Мы можем проследить и тенденции моды начала 70-х годов. Это простые линии в одежде, классическая длина до колена, синтетические платья и блузки с ярким крупным узором. У многих женщин мы видим голубые и зеленые тени, пристрастие к которым отличало макияж того времени. Правда, для советских женщин это было не столько делом вкуса, сколько выбора – именно этот оттенок был представлен в продаже чаще всего. Но каким бы скромным ни был выбор косметики, советских женщин нельзя назвать отставшими от западной моды того времени. На рекламном плакате Maybelline тех годов мы увидим похожий макияж.

Заодно с переходами бригада Лабинцева дополнительно облицевала и стенки бассейна в сквере у консерватории, и фонтан у Дома книги, и здание зоомагазина на Университетском. Вот такие были энтузиасты.

Проходя по подземных переходам города, трудно удержаться от желания остановиться, разглядеть детали, потрогать дивные картины, и, вернувшись домой, перечитать Шолохова, посмотреть фильм о космосе, перебрать старые советские открытки.

Из интервью Ю.Н. Лабинцева: «Мне кажется, что цель нашей работы не только порадовать глаз ростовчан и гостей. Известно, что ученые по фрескам и мозаике древних городов узнают о быте и жизни их жителей. Нам тоже хотелось бы, чтобы наши работы стали для следующих поколений красочным рассказом о том, что для них уже будет историей», - это слова любви к своей эпохе, стране, родному городу и его жителям – нам - ростовчанам.

Комментарии