Одобрено редакцией
Купеческое наследство
Серпуховской историко-художественный музей, Серпухов, Московская область
Наша современная жизнь наполнена вечной спешкой куда-то, бегом за временем и попытками успеть сделать сто дел одновременно. А хочется в редкие моменты все бросить и остановится, хотя бы на минуту. Вспомнить прошлое свое и предков, что было век назад или даже два. Лучше всего такие мгновения тишины раскрывают музеи. Дома, где живет память и история многих поколений людей, отраженная в картинах и предметах. Одним из таких домов является Усадьба Мараевых в городе Серпухове, в наше время известная, как Серпуховской историко-художественный музей.
История музея
Его история началась издалека – во второй половине XIX века в Москву решила перебраться разбогатевшая семья купцов-старообрядцев Мараевых. Основными владельцами всего доходного дела были Мефодий (Нефеда) Мараев и его отец Василий Афанасьевич. Но совершенно неожиданно, спустя время после переезда, умер отец Мефодия, а через год и он сам. За богатое наследство началась долгая многолетняя борьба. Судебные тяжбы растянулись на 10 лет. По преданию, не без помощи Ю. В. Мерлина (очень влиятельного чиновника) дело выиграла 37-летняя вдова купца – Анна Васильевна Мараева.
Став купчихой 1-й гильдии, Анна Васильевна в 1896 году решила построить особняк рядом со своими фабриками. Проектом усадьбы занимался известный в то время московский архитектор Р. И. Клейн. Перестройка велась вплоть до 1896 года: в одно целое сооружение были объединены два близкостоящих строения, выкупленных ранее еще В. А. Мараевым – отцом Мефодия.
Купеческая семья переехала в новый дом. И Мараева приобрела у Юрия Всеволодовича Мерлина большую часть его художественной коллекции. Не осталось подлинной информации о том, почему Анна Васильевна совершила подобную сделку, заплатив по тем временам, огромную сумму в 50 тысяч рублей золотом за 1000 предметов. В основном это были живописные полотна, графические работы, скульптуры иностранных авторов XVI–XIX вв., а также картины русских мастеров XVII–XVIII вв., произведения декоративно-прикладного искусства, старинная мебель, керамические изделия. Интересный факт, что свое собрание Мараева постоянно пополняла предметами древнерусского искусства, не приобретая больше предметов для западноевропейской своей коллекции. С этого момента и начинается история музея.
Позже, в 1918 году, дом Мараевых вместе с фабриками национализировали, а в 1919 году – внутри разместили штаб Южного фронта. Сам Иосиф Сталин жил в бывшем кабинете Мараевой.
Все собранные шедевры оказались в ведении фабрично-заводских комитетов, но концу 1918 года, благодаря неустанной работе Н. Троцкой – заведующей отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, в особняке Мараевых началось формирование музейных коллекций. Фонды музея начали пополнять картинами, посудой, антикварной мебелью и скульптурой из других имений: Вяземских, Орловых-Давыдовых, Нащокиных и т. д.
Для самих же Мараевых действительность оказалась крайне жестокой, в 1920 году всю семью выгнали из дома.
Музей в том же году начал принимать первых посетителей.
В 1957 году музей стал историко-художественным. И прославился тем, что некоторые работы из коллекции представлены в единственном экземпляре, и только в Серпуховском музее.
Начнём с икон
В это уникальное место люди приходят, чтобы рассмотреть историю в деталях. В картинах, скульптурах, предметах быта и стенах самой усадьбы. Условно всю экспозицию музея можно поделить на две тематические части: русскую и западноевропейскую. Сегодня фонды музея насчитывают более 40 000 единиц хранения.
Всех гостей прямо при входе в двери встречает сама хозяйка особняка – Анна Васильевна Мараева. И пусть этот портрет в музее является современным, выполненным по фотографии, тем не менее, он здесь на своем месте.
Начало экспозиции открывается с древнерусской коллекции икон XVI–XVII веков. Когда-то давно Мараева покупала их лично, ввиду своей большой религиозности.
Далее идут залы, посвященные русскому искусству с необыкновенными работами XVIII, XIX и XX веков.
Как ни странно молодую часть посетителей очень привлекают работы именно русских мастеров: Верещагина, Левитана, Айвазовского, Поленова и многих других. Сами жители Серпухова отмечают именно работы Поленова. Потому что половину своей жизни он прожил в этом городе.
Но и отделы, представляющие западноевропейское искусство, заслуживают пристального внимания: здесь можно увидеть живопись французской, итальянской, фламандской, голландской, и других школ. Экспозиция дополнена также мебелью, керамикой, памятниками скульптуры и стекла.
Есть в особняке особые парадные залы: Каминный и Белый. В них перед глазами посетителей предстает живопись салонно-академического направления: здесь находятся картины К. Е. Маковского, А. П. Боголюбова, Л. Ф. Лагорио и то самое необыкновенное, будто живое море И. К. Айвазовского.
Но залы эти сами по себе уже великолепные памятники искусства. Каминный зал – бывшая столовая, а вот Белый – торжественная гостиная, сверкающая белизной стен и позолотой, с расписанным лепниной потолком.
Жемчужиной экспозиции также можно назвать коллекцию скульптур С.Т. Конёнкова, которая раскрывает картину искрящей, непростой художественной жизни в России в начале XX века.
Да, этот музей – особенный. Годами люди сохраняли в его стенах особую самобытность русской культуры разных веков. И наградой за их старания стала память потомков и восторженные глаза посетителей. Много было хранителей сокровищ Усадьбы Мараевых. Начиная еще с Анны Васильевны. Она по крупицам собирала свою коллекцию, дала начало целому музею памяти. После нее столь же активным собирателем и борцом за сохранность на некоторое время стала Н. Троцкая, добившаяся в свое время открытия первого музея. Не позволившая разграбить и растерять то, что для потомков и спустя века осталось ценнее всего – память.
Хранители музея
В наше время хранителями музея по праву можно назвать всех его работников: главный хранитель фондов – Татьяна Михайловна Быкова, Наталья Александровна Заборская – заведующая отделом, Галина Николаевна Строева – экскурсовод 1 категории, Юлия Валентиновна Агеева – экскурсовод 2 категории, Ольга Алексеевна Еренцова – научный сотрудник, хранитель фонда редкой книги и другие.
Эти люди искренне болеют за свое дело, радуются каждому посетителю. А Галина Строева говорит о посетителях любимого музея так: «Люблю неравнодушных и пытливых посетителей, люблю их живые эмоции, когда задают много вопросов, когда спрашивают “не по теме”… И уверена, что побывав у нас всего лишь единожды, вы будете сюда возвращаться ещё и ещё…». И хочется проверить, так ли это, снова и снова.
Справочная информация
Адрес: 142206, Московская область, г.о. Серпухов, ул. Чехова, 87
пн, вт – выходной, ср, чт, вс – 10:30–17:00 (касса до 16:30), пт – 10:30–20:00 (касса до 19:30), сб – 10:30–19:00 (касса до 18:30), последний четверг месяца – санитарный день
Транспортная доступность:
Электропоездом с Курского вокзала до станции «Серпухов», далее автобусами № 3, 8, 20 до остановки «Музей»; автобусом № 458 от станции метро «Лесопарковая» до остановки «1-я школа», далее с пересадкой с остановок «Крупская» или «Рынок»/«Корстон» автобусами № 3, 8, 20 до остановки «Музей».
Тел.: 8 (4967) 35-15-59.
Комментарии