«С любовью по Дону»
(Творчество художника Тишакова В.Н.), Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Каменск-Шахтинский - небольшой зеленый город на Северском Донце в 120 км от Ростова-на-Дону со своей необыкновенной историей: создан он был после подавлении восстания Степана Разина в 1671 г. двадцатью двумя казаками, 5 раз перебирался с одного места на другое, сохраняя свое начальное название - казачья станица «Каменская». И живут в нем люди необыкновенные, любящие и сохраняющие свою историю.
Основа творчества- казачий быт
«Сколько самобытных талантов встречал я не только в городах донского края, но и в станицах, рабочих поселках, хуторах... Самостоятельно осилившие дорогу в профессиональное искусство тонкие лирики степного края... Один из них - бытописатель казачьих традиций, яркий представитель народного юмора, искренний в своем «наивном» стиле живописец Владимир Николаевич Тишаков из Каменска»- так сказал донской писатель Анатолий Вениаминович Калинин о человеке, с которым мы хотим познакомить Вас сегодня.
Основа творчества Владимира Тишакова - художник, основа творчества которого - казачий быт. Родился в Каменском районе в 1931 г., в 1947 г. окончил Каменское ФЗУ.
С 1951 по 1977г.г. служил в Советской Армии. Лауреат фестиваля народного творчества СССР.
Имя его известно сегодня не только в г. Каменске, но и во многих других городах (Ростов, Таганрог, Новочеркасск, Старочеркасск и др.) потому, что Тишаков работает не только с красками, но и с деревом, создавая скульптурные композиции; с кожей - это регалии донского казачества (бунчуки, нагайки, стеки, казачьи плетки, темляки, и прочее). Изготовленные его руками произведения народного искусства разъехались не только по нашей стране, по нашим музеям, но и за границу.
В.Н.Тишаков принимал непосредственное участие в создании герба г.Каменска. Наш герб зарегистрирован в геральдической палате при президенте России. Это говорит о том, что герб создан по всем канонам геральдики. Но основное творчество Тишакова - это создание картин.
Его картины доставляют не только эстетическое удовольствие, по ним можно изучать историю Донского края.
Наш Пиросмани
Рисует Владимир Николаевич очень просто, можно сказать - примитивно. Но... примитивизм в данном случае - профессиональный термин, обозначающий стиль творчества, лежащий в основе многих художественных свершений: от детского рисунка до работ талантливых художников-примитивистов.
Символ примитивизма - грузинский художник Нико Пиросманишвили - «ПИРОСМАНИ». Каменским «Пиросмани» называют художника Тишакова. Потому как природа и крестьянско-городской быт - питательная среда для художника-примитивиста. А где, как не на Дону искать разнообразие тем и красок.
«Народная сказка переплетается здесь с прозой ежедневных будней. По степям скачут казаки на лошадях, по Тихому Дону плывут на веслах жены-казачки... В станицах и хуторах гогочут гуси, у реки поются песни, звонит к службе церковный колокол... В городах ходят по улицам нарядные казаки, шумят на рыночной площади торговцы... Жизнь на Дону бьет ключом. Приходи художник и бери вдохновения, сколько хочешь…»(газета «Пик», Найденов А.)
Казачьи сюжеты
Вот, например, принесли новый номер газеты «Донские войсковые ведомости», который казаки с 1839 г. встречали с огромной радостью. Каждый номер газеты - это целое событие. Сначала собирались гуртом, а один читал газету. Остальные слушали и обсуждали интересующие их как военные, так и гражданские новости. Но казаки всегда оставались казаками. Если что-то касалось женской красоты, то даже прекращалось чтение газеты.
Или вот, решил казак жениться. Чтобы засватать девушку в жены, родители с молодым женихом во главе со свахой приходили в дом невесты. Там сваха начинала свой разговор.
Но бывали случаи , когда сваты доходили до крыльца невесты, а она их уже ждала с тыквой - гарбузом и преподносила его сватам, тем самым делая от ворот-поворот - полный отказ. Такой поворот не могла поправить самая золотая сваха.
Многое может рассказать о себе простая хуторская улица, и в этих бытовых сценах прошлого и настоящего и есть основа творчества В.Тишакова.
Дон всегда славился казаками-воинами. А ведь были у казаков жены и дети, быт и хозяйство, домашние дела, увлечения - одним словом - своя личная жизнь. Вот и решил Владимир Николаевич запечатлеть «донские рассказы» в красках, показать какими были казаки в обычной жизни. Но возник вопрос , в каких формах и жанрах лучше всего подать быт и нравы казаков? Нельзя ли воспользоваться методами наивного искусства, в котором художник может «подружить» на полотне и наивное и серьезное? Нарисовал Тишаков несколько картин, показал друзьям и профессионалам. Посетил пару выставок. И завертелись казачьи образы Тишакова на культурных просторах Дона. Стал он завсегдатаем различных фестивалей. Картины Тишакова приобрели некоторые музеи и частные коллекционеры как нашей области, так и других регионов. Его репродукции появились в книгах и учебниках краеведения. Стали потихоньку уходить образы Тишакова туда, откуда пришли - в Донские станицы и города .
Еще сюжет из жизни : казачка, проводив мужа на службу, осталась в доме одна. На ее плечах и воспитание детей, и дом с огородом, и все хозяйство. И вот дождалась она мужа-соколика да с такой радостью обняла его, что тому ни вздохнуть, ни выдохнуть. Чуть не задушила мужа...
Персонажи картин
Многие персонажи на тишаковских картинах-«стоп-кадрах» Тихого Дона - это родственники и друзья художника. На некоторых он сам. Вот он стоит третьим справа от знаменитого донского атамана Платова.
В картинах Тишакова время былое переплетается с временем нынешним. Вот картина «Братка с Питера приехал». Казаки, служившие в Петрограде, привозили домой со столицы разные диковинки. А иные «молодые -неженатые» приобретали модную городскую одежду, которая вызывала в казачьих станицах и хуторах смех и удивление. В такой одежде нельзя работать по хозяйству, даже в церковь «срамно» идти, такой казак был как белая ворона. Но молодежь и тогда стремилась к жизненному прогрессу.
Одна из последних его картин «Былое, современное и вечное». Написана она была по достоверным событиям, произошедшим с художником и его сподвижниками в 2012 г. во время поездки в хутор Митякинский.
Было это в день святого Захария , рано утром на небе появилось гало-два солнца и между ними столб света. Все ехавшие видели это чудо. Через некоторое время это событие легло в основу картины «Былое, современное и вечное». На полотне- восхищенный небесным знамением казак на лоне донской степи. Казак-это день настоящий, каменный истукан в поле - день минувший, а вечное и незыблемое - огненный столб в небе над всеми. Предки, Отечество и Господь Бог - непреходящие ценности, на страже которых всегда стоял истинный казак.
Есть в коллекции каменского «Пиросмани» и весьма серьезные вещи. Например, 12 работ на тему геноцида донского казачества. 12 ячеек-классическая тюремная решетка... Каждая картина в цикле - ячейка символической решетки, за которой много лет назад оказалось все донское казачество.
Талантливый человек талантлив во всем
Говорят, талантливый человек талантлив во всем, так и наш донской «Пиросмани»: пишет замечательные рассказы, которые постоянно выходят в творческих альманах , рисует удивительные картины, изготавливает из кожи казачьи нагайки и плетки, за которыми приезжают из разных уголков России и даже из-за границы.
Владимир Николаевич всегда в гуще событий и раньше, и сейчас. Он принимал участие в съемках фильма «Тихий Дон». Того самого, известного на весь мир Герасимовского фильма. А к 55-летию съемок вышла его брошюра - «Тихий Дон» в Каменске-Шахтинском».
Комментарии