Из истории нашего края
Краеведческие чтения, Брейтово, Ярославская область
Брейтовский край богат историей, культурными традициями. Всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «малой родиной». Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения подрастающего поколения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании и это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы подрастающее поколение хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Проект «Из истории нашего края» краеведческие чтения дает подросткам осознать свою значимость. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании.
Между деревнями Ножовники и Новинка протекает река Удроса или Удруса. Исток реки находится в урочище Ветряки. Река течёт преимущественно на северо-восток. Протекает в основном в обжитом районе, через деревни Крутец, Ивановка, Тынково, Дуденево. Около деревни Ивановка отметка уровня воды 150,2 м. Ниже деревни Дуденево впадает левый приток Ветка. Далее протекает через деревни Логинцево и Медведково, через Ножовники – Новинку и впадает в Рыбинское водохранилище. Длина реки составляет 16 км. На Большой дороге всегда любили селиться люди. Это можно увидеть из окна автобуса. Деревеньки, как бусины на ожерелье, расположены друг за другом. И создаётся впечатление, что мы едем одним длинным населённым пунктом. А стройные берёзки в два ряда вдоль автотрассы дополняют ощущением единой аллеи, которая ведёт от дома к дому. Эти деревья, как говорили старожилы, в своё время были посажены по распоряжению графа Мусина-Пушкина, владельца этих земель до великой Октябрьской революции 1917 года.
Деревни по Екатерининскому тракту или Большой дороге имеют названия самые обыкновенные для российской глубинки: Ножовники, Новинка, Лопатино, Манилово, Чурилово.
А до 1941 года Удроса впадала в Мологу, на берегах которой, недалеко от этих мест около затопленного села Борисоглеб, гудела крупнейшая ярмарка верхнего конца XIV — начала XVI веков. Она возникла при князе Михаиле Моложском в 50 верстах от устья реки Мологи в древнем Холопьем городке. Холопья международная ярмарка с меновой торговлей. Карамзин и Костомаров называли её первой в России. Ещё в начале XIV века сюда съезжались для продажи и покупки купцы разных стран — немцы, поляки, литовцы, греки, армяне, персы, итальянцы и допускавшиеся тогда для внутренней русской торговли только в один Холопий городок татары и турки.
Великий князь Иван III перенёс ярмарку к устью реки Мологи, где располагался город Молога. Однако, в Холопьем городке крупная ярмарка некоторое время продолжала существовать. Иван III завещал своему сыну, которому досталась помимо прочего Молога довольствоваться прежде установившимися с торговцев сборами, не увеличивая их и не устанавливая новых. Не ограничиваясь этим, он обязал и остальных своих сыновей ярмарки с Мологи на свои земли не сманивать и своим подданным съезжаться на торг к Мологе не препятствовать.
Сохранившиеся от конца XVII века предания о ярмарке, когда она, уступив место другим пунктам, давно уже не существовала, дают ей весьма важное значение (да и само их существование указывает на это). По этим известиям торг, преимущественно меновой, производился ежегодно в течение четырёх летних месяцев. Приезжие купцы променивали шитые одежды, ткани, ножи, топоры и посуду на сырьё края, особенно на меха. Многочисленные суда продавцов и покупщиков загораживали широкое устье Мологи до того, что люди без перевозов переходили по судам с одного берега на другой. Продавцы раскладывали на обширном лугу, где собственно и происходила купля-продажа, свои товары, удивлявшие «красотою узорочья» незнакомую с фабричною и искусственною производительностью Россию. 70 кабаков с напитками разливали в толпе весёлость, а оборот ярмарки был так велик, что сборщики пошлин собирали в казну великого князя по 180 пудов серебра Находившаяся при Мологе ярмарка слыла в России самою важною до XVI столетия и особенно славилась торговлей с Азией и Турцией в первой половине XVI века, по сказаниям иностранцев, была здесь и крепость; но место её позднее определить было трудно, потому что и Волга, и особенно Молога постоянно отмывали берег города.
Со временем на Волге стали появляться мели, препятствующие проходу больших судов, и потому купцы мало-помалу начали отставать от Мологи. Ярмарка переехала в 1620-е годы к стенам Свя¬то-Тро¬иц¬ко¬го Ма¬ка¬рие¬во-Жел¬то¬вод¬ско¬го монастыря (ны¬не в поселок Ма¬карь¬е¬во), на се-ре¬ди¬не тор¬го¬во¬го пу¬ти по реке Вол¬га, по ко¬то¬ро¬му из¬древ¬ле про¬хо¬дил тор¬го¬вый об¬мен ме¬ж¬ду Ази¬ей и Ев¬ро¬пой. После пожара в августе 1816 года Макарьевская ярмарка перестала существовать. Она бы¬ла пе¬ре¬ве¬де¬на в Ниж¬ний Нов¬го¬род (вы¬со¬чай¬ше ут¬вер¬ждён¬ное 15(27) февраля 1817 года По¬ло¬же¬ние Комитета ми¬ни¬ст¬ров), где на Окской пойме воз¬ник¬ла Ни¬же¬го-род¬ская яр¬мар¬ка. То есть Холопья ярмарка является прародительницей знаменитой Нижегородской ярмарки. Помимо развивалась азиатская торговля с Россией, по покорении в 1552—1555 годах Казани и Астрахани, сосредоточилась главным образом в этих городах. Основание Архангельска и открытие его порта для западноевропейской торговли также не способствовали процветанию ярмарки на Мологе. Движение товаров стало тогда направляться по Шексне, и с тех пор начала развиваться пристань при Рыбной слободе (нынешний гор. Рыбинск), ставшая позднее громаднейшим европейским хлебным рынком. Привычная услуга для доставки корреспонденции - «почта» уходит своими корнями в глубокую древность, только называлось оно по-другому -Ямская гоньба. Название «ямская гоньба» происходит от татарского слова «ям», обозначающего «дорога», а слово «ямщик» означает «проводник». Ямская гоньба - специальная служба для пересылки письменных сообщений - была организована на Руси в начале XIII в. и просуществовала до конца XVIII в. Гоньба представляла собой систему почтовых дворов (ямов), расположенных на расстоянии 40-50 верст друг от друга, которые соединяли города России с Москвой. В ямщики шли охочие люди, селившиеся отдельными слободами и содержавшие не менее трех лошадей. Примечательно, что ямская гоньба существовала только в России, ее особенность заключалась в том, что лошадей гнали от яма к яму, не давая им корма.
Была ямская станция и в селе Суминское. С какого времени она там работала документально не уточнено, однако дата закрытия почты известна. 31 августа 1872 года в газете «Ярославские губернские вести» в разделе неофициальных объявлений было опубликовано сообщение «От управляющаго почтовою в Ярославской Губернии». В нем говорилось: «Производившиеся на Суминской почтовой станции прием и выдача корреспонденции всякого рода с 17 сего августа переведены в село Брейтово Мологского уезда, расположенное в 44 верстах по почтовому тракту от Мологи в Весьегонск, о чем и доводится до всеобщаго сведения».
Доставляли корреспонденцию почтовой тройкой. Это особый образ упряжки в экипаж лошадей. Впервые появился в первой половине XVIII века. До того времени лошадей на Руси запрягали и по одной, и по две, и по четыре, но именно «тройка» оказалась самой маневренной и быстрой: три лошади легче тянули почтовый фургон, чем две, а управлялись они куда легче четверки. Тогда же в качестве спецсигнала для почтовой упряжки стали использовать поддужный колокольчик, который стал надежным и простым средством оповещения о приближении курьерских и ямских троек, чтобы смотритель успевал вовремя готовить смену уставшим лошадям. В сухую ясную погоду поддужные колокольцы были слышны за 5 верст! После многочисленных жалоб почтовых чиновников на любителей колокольного звона, Сенат издал указ, запрещающий использовать в упряжке колокольчики всем лицам, не имеющим отношение к почте.
Прозоровское княжество
Земли, по которым мы с вами путешествуем, входили когда-то в состав Моложского княжества. История вкратце такова: После смерти Ярославского князя Давида в 1321 году его сыновья, Василий и Михаил, разделили Ярославское княжество: Василий, как старший, наследовал Ярославль, а Михаил получил удел по рекам Мологе до Устюжны включительно и Волге от реки Белой Юги до реки Юхоти. Центром княжества стала Молога. Самой древней датой возникновения Мологи принято считать 1149 год.
Время кончины князя Михаила (приблизительно около 1362) не известно; известно только, что после него осталось три сына — Фёдор, Иван и Лев.
Княжество Мологское наследовал после Михаила, всё без раздела, старший сын его Фёдор, братья уделов не получили. Князь Фёдор, равно как и многие другие современные ему князья, был уже, как говорилось тогда, «один человек» с Великим князем Московским, каковым был тогда Дмитрий Иванович Донской. Фактически же подчинённость Мологи Москве выражалась в участии Фёдора в войне (1375) Дмитрия Донского против Твери, князем которой был Михаил Александрович. Впрочем, спустя 26 лет, Тверской князь Михаил породнился в 1397 году с князем Мологским, женив внука своего, князя Александра Ивановича, на дочери Мологского князя Фёдора. Как подданный Великого князя Московского, мологский князь был, со своей дружиной, в 1380 году, и в знаменитой Куликовской битве, находясь на правом крыле русского воинства, а в 1386 году принимал участие в походе против мятежного Новгорода. Скончался Фёдор Михайлович в 1408 году, приняв перед смертью, по обычаям того времени, иноческий чин с именем Феодорита; погребён в соборной церкви Мологи.
По смерти Фёдора Михайловича, удел мологский разделился, по числу сыновей, на три части. Иван стал князем Прозоровским (владения по реке Редьме с центром в селе Прозорово), Семён — князем Сицким (удел по реке Сить, предположительно центр село Семёновское), титул же князя Мологского получил старший из братьев, Дмитрий Перина, которому наследовал сын его Пётр, род которого в третьем колене пресёкся совершенно.
Семён Федорович, сын Фёдора Михайловича, первый удельный князь Сицкий, известен только по родословным, по которым у него было два сына: бездетный Борис, павший в 1445 году в битве с казанцами при суздальском Спасо-Евфимьевом монастыре, и Пётр, от которого пошло потомство князей Сицких. Правнук этого Петра, князь Василий Андреевич, боярин и воевода (умер в 1578 году под стенами Вендена), был женат на Анне Романовне Юрьевой-Захарьиной, сестре царицы Анастасии Романовны.
Князь Иван Фёдорович, и был родоначальником князей Прозоровских, получивших имя от центра их удела — села Прозорово. В 1492 году Иван Фёдорович был вторым воеводой передового полка в Смоленском походе; в 1495 году, 13 января, вместе с другими боярами отправлен был в Вильну, присутствовать при бракосочетании дочери великого князя Ивана III, Елены, с литовским князем Александром. 1496 году участвовал в походе к Выборгу, в 1502 и 1503 годах — в Лифляндию и в 1508 году — в Смоленском походе.
Родословные дают Ивану Фёдоровичу двух сыновей, Юрия и Андрея, ещё удельных князей Сын Андрея, воевода Иван Андреевич (Пуговица), имел 3-х сыновей: Василия, Александра и Никиту. Сын Юрия, Фёдор, считается родоначальником угасших князей Судских.
Сын Андрея, воевода Иван Андреевич (Пуговица), имел 3-х сыновей: Василия, Александра и Никиту.
Князь Семён Васильевич Прозоровский (1586—1659), внук Александра Ивановича, был боярином при царе Алексее Михайловиче;
Один из его сыновей, князь Иван Семёнович (1618—1670), боярин и первый воевода в Астрахани, тяжёло раненый при взятии этого города Стенькой Разиным, был сброшен с башни по приказанию Разина, а малолетний сын его — повешен за ноги на городской стене (1670);
Другой сын князя Семёна Васильевича, Пётр меньшой, был боярином в правление царевны Софии. Из девяти внуков князя Семёна Васильевича шестеро были боярами; один из них, князь Пётр Иванович, во время первой поездки Петра Великого за границу был членом совета, управлявшего государством. Князь Иван Андреевич (1712—1786) был генерал-аншефом, князь Александр Александрович (1733—1809) — фельдмаршалом. Варвара Ивановна Прозоровская (1750—1806) стала женой великого русского полководца А. В. Суворова.
Род князей Прозоровских пресёкся в 1870 году, но ещё в 1854 году фамилия эта была передана князю Фёдору Сергеевичу Голицыну и его потомству, через его брак с Анной, дочерью генерал-фельдмаршала князя А. А. Прозоровского, с правом писаться князем Прозоровским-Голицыным. Род князей Прозоровских внесён в V часть родословной книги губерний Московской и Тульской.
Все представители рода князей Прозоровских служили родному государству. Об одном из них стоит рассказать отдельно. Это Пётр Иванович Прозоровский.
Во время Северной войны со Швецией князь Пётр Иванович Прозоровский оказал большие услуги Русскому государству. После разгрома в битве под Нарвой царь Пётр Великий искал способы пополнить государственную казну для создания новой артиллерии. В это тяжёлое время он написал письмо князю П. И. Прозоровскому, главе Приказа Большой казны и Оружейной палаты, чтобы он переделал в деньги всю посуду и все вещи, хранившиеся там, и прислал ему необходимую сумму. Князь Пётр Прозоровский ответил, что исполнит царский приказ, и вскоре выслал требуемую сумму новыми серебряными монетами. Когда царь вернулся после побед над шведами в Москву, то выразил князю Петру Прозорвоскому сожаление, что нельзя украсить Грановитую палату по старому, то Петр Иванович ответил, что он сохранил все вещи и рассказал Петру I о том, что ещё в то время, когда он был казначеем при его отце, то «на случай нужды (сберег) довольно знатную сумму, о которой… никто не Ведает». Петр обнял и расцеловал старого князя и просил показать кладовую. «Изволь, покажу, — отвечал князь, — только не прогневайся, государь, с договором: не брать с собой Меншикова и не открывать ему сей тайны, а то он размытарит все остатки те». Петр, осмотрев кладовую, лично отложил десять больших мешков с деньгами и сказал: «Это тебе». Но князь отказался: «Мне? Я бы мог давно и всей казной сей овладеть… Но мне не надо… моя дочь и без того нарочито богата будет». Вот так-то.
Мусины-Пушкины и «Слово о полку Игореве»
Брейтовская земля, и её прозоровская сторонка – родная и для носителей именитой графской фамилии Мусин –Пушкин. Многие взрослые помнят со школьной скамьи литературный памятник древней Руси «Слово о полку Игореве», написанный в 12 веке:
«Не прилично ли будет нам, братия,
Начать древним складом
Печальную повесть о битвах Игоря,
Игоря Святославича!
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не по вымыслам Бояновым.
Вещий Боян,
Если песнь кому сотворить хотел,
Растекался мыслию по древу,
Серым волком по земли,
Сизым орлом под облаками.
(перевод - Василий Жуковский)
Мир мог бы не узнать о произведении, проливающем нам свет на древне-русскую культуру и события древней Руси, если бы… Все началось с того, что Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817) увлекся собиранием древностей. Его коллекция понравилась императрице Екатерине Великой, и она назначила графа обер-прокурором Синода. Следующим своим указом она повелела собирать в Синоде древние рукописи и старопечатные книги из всех церквей и монастырей России.
Во все епархии разослали предписание, обязывавшее присылать старинные бумаги и древние рукописи. Уже в первый год было получено до ста книг, а спустя еще два года у Мусина-Пушкина уже было огромное собрание - 1725 древних рукописей.
Это случилось как раз тогда, когда из церковного обихода активно вытеснялись рукописные книги - на смену приходили типографские издания, а древние рукописные книги часто безвозвратно утрачивались.
Между тем собрание Мусина-Пушкина продолжало увеличиваться. Особенно ценными оказались старинные документы, переданные графу в 1787 году ярославским архиепископом Арсением. Среди переданных литературных произведений было и «Слово о полку Игореве», которое до этого хранилось в Спасо-Преображенском монастыре.
В 1797 Мусин-Пушкин ушел со службы и навсегда поселился в Москве, своем родном городе. Сюда же была привезена из Петербурга его богатейшая библиотека и все его коллекции. Мусин-Пушкин охотно предоставлял свое собрание для работы ученым. С рукописями работали выдающиеся русские историки - Николай Михайлович Карамзин, Иван Никитич Болтин, Николай Николаевич Бантыш-Каменский, а также Иозеф Добровский - чешский ученый, один из основателей славяноведения, член Российской Академии наук.
Мусин-Пушкин готовил к печати древние рукописи и в 1800 году дошла очередь и до «Слова», которое нужно было перевести с древнерусского языка на язык, на котором говорили в XVIII веке. Мусин-Пушкин сразу понял - поэма уникальна. Она перечеркивала распространенное тогда мнение о том, что у русских раньше не было литературы. Нужно было осмыслить и описанные в «Слове о полку Игореве» очень важные для истории события.
Современники Мусина-Пушкина не поняли, какое сокровище стало достоянием русской культуры. Сразу же начали распространяться слухи о том, что это подделка. Первым, кто резко выступил против слухов, стал Александр Сергеевич Пушкин. Великий поэт сказал, что, во-первых, для того, чтобы подделать поэму XII века нужно не только умение читать, но и свободно писать на древнерусском языке. Во-вторых, нужно знать имена древних богов и князей. В-третьих, необходимо обладать немалым литературным даром. Если бы такой человек жил в России в конце XVIII - начале XIX века, то имя этого историка и поэта было бы известно всем. А такого человека в те времена не было, то и «Слово о полку Игореве» никому подделать было не под силу.
В 1807 Бантыш-Каменский, друг Мусина-Пушкина, убедил его пожертвовать свое книжное и рукописное собрание Архиву Коллегии иностранных дел. Однако Алексей Иванович не успел этого сделать - вся его бесценная коллекция погибла в огне во время французского нашествия 1812 года. Так был утрачен оригинал «Слова», но, к счастью, сохранилось много копий.
Гибель дела всей своей жизни Алексей Иванович переживал очень тяжело и спустя пять лет после этой трагедии умер. С тех пор «Слово о полку Игореве» переводили много раз. Среди переводчиков были наши выдающиеся поэты Василий Андреевич Жуковский, Аполлон Николаевич Майков и Николай Алексеевич Заболоцкий и другие литераторы.
Алексей Иванович Мусин-Пушкин имеет самое непосредственное отношение к Мологской земле, частью которой является Брейтовский край.
Мы не будем вдаваться в глубокие подробности династических переплетений этой доблестной фамилии, скажем только, что Мусины-Пушкины - старинный, дворянский род, основатель которого Радша-Стефан упоминается впервые в летописях за 1141 года, дал России многих военачальников, дипломатов, администраторов и ученых.
Первый из Мусиных-Пушкиных, известный по документам - Иван Яковлевич Мусин-Пушкин (умер в 1799 г.) - поручик Преображенского (1729-1748) и Великолуцкого драгунского полков, получил земли во владение в Мологском, Мышкинском и Ярославском уездах Ярославской губернии. Он принимал большое участие в общественной жизни как заседатель Мологского верхнего земского суда.
Его сын Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817) - наиболее видный представитель своего рода, - член Российской академии, обер-прокурор Святого Синода и президент академии художеств (1791-1797), директор гимназии чужестранных единоверцев, шеф корпуса чужестранных единоверцев, тайный советник, церимонимейстер, сенатор. 5 апреля 1797 г. возведен в графское достоинство. О том, что А.И. Мусин-Пушкин был энергичным собирателем древнерусских рукописей мы уже упоминали.
Сыновья А.И. Мусина-Пушкина - Александр Алексеевич (1788-1813), Иван Алексеевич (1783-1836) и Владимир Алексеевич (1797-1854) дали начало ветвям рода Мусиных-Пушкиных.
Иван Алексеевич (1783-1836) после себя оставил в наследство в С.-Петербургской, Московской, Ярославской, Костромской и Калужской губерниях. Каждый из пяти наследников в 1857 году получил свою долю наследства. В частности старшему в семье А.И. Мусину-Пушкину передавалось имение в Мологском уезде Ярославской губернии - сёла Иловня, Ветрино, Станово с деревнями и 2008 душ крепостных.
Имения, принадлежавшие В.А. Мусину-Пушкину в Ярославской губернии в Мологском уезде (Александровский участок) - с. Борисоглеб с деревнями и с.Прозорово-Михайловское с деревнями. По 9 ревизии здесь числилось крепостных: мужского рола 3160, женского – 3437, в Мышкинском уезде, в Романово-Борисоглебском , в Рыбинском уезде перешли по наследству четверым детям. Имения Борисоглеб и Прозорово в Мологском уезде перешло Алексею Владимировичу Мусину-Пушкину. Последним владельцем этих земель стал сын А.В. Мусина-Пушкина - Алексей Алексеевич (Алек) (1870 – предположительно 1917) - кандидат Мологского уездного предводителя дворянства, почетный мировой судья Мологского уезда, член Северного сельскохозяйственного общества. А.А. Мусин-Пушкин и его жена Варвара Васильевна (урожденная Капнист) проживали с семьей почти постоянно в С.-Петербурге, а хозяйством в имении (где вырабатывались молочные продукты и велись лесоразработки в двух Борисоглебских лесничествах) руководил управляющий, периодически представляющий А.А. Мусину-Пушкину отчеты. В.В. Мусина-Пушкина в период I мировой войны работала в одной из организаций Российского общества Красного Креста при армиях Северного фронта. Сведений о судьбе А.А. и В.В. Мусиных-Пушкиных в советское время в документах фонда не имеется. А местные старожилы говорили, что «уехали тогда графья за границу, оставив всё добро».
Имение Борисоглеб после революции было реквизировано, управление им взял в свои руки Совет комиссаров. В июне 1918 г. предполагалось передать здания имения под школу. В 1919 году усадьба Борисоглеб стала платформой для обучения сельскохозяйственным профессиям.
А мы с вами следуем своим курсом по направлению в село Прозорово по БАМу! Удивились!? Да! Это ещё одна маленькая местная особенность – простая окружная дорога, а как громко звучит - Брейтовская автомобильная магистраль.
Она поворотом плавно вписывается в старинную дорогу, которую в народе называют Большой дорогой. Это Екатерининский тракт. В далёком 1777 -78 году Екатерина 2 имела желание проехать по Мологским землям. В ожидании визита императрицы в срочном порядке предприняли строительство хорошей дороги от города Молога через Дубец, в сторону села Прозорова и дальше, через село Горинское в Тверскую губернию. По каким-то причинам Екатерина отменила поездку, а новой широкой дороге оставшейся до нашего времени народ дал название Екатерининка или Большая дорога. Ещё название этого пути называют Тихвинский тракт.
По ней мы и продолжаем путешествовать в село Прозорово.
Село Прозорово
Мы приехали в старинное село Прозорово. Как мы уже говорили, первое упоминание о местности, где расположилось село Прозорово, встречается в летописях 1408 года. В тот год умер князь Федор Михайлович Моложский, после его смерти Мологский удел по завещанию унаследовал его старший сын Дмитрий Перина; второй сын Семен удел по реке Сить; а третий сын Иван – земли по реке Редьме впадающей в реку Мологу и поселение Прозорово. Так появились известные в России княжеские и боярские фамилии Сицкие, Моложские и Прозоровские.
Получив земли по реке Редьме, князь Иван Федорович Моложский выбрал центром своего удела наиболее крупное и значимое селение, расположенное на высоком холмистом месте которое и получило свое название Прозорово; слово прозор, в те времена обозначало место, откуда открывается хороший, широкий вид во все стороны – взор. Прозорово стоит именно на таком месте, откуда открывается вид вдаль, туда, где сейчас плещутся волны Рыбинского моря, а раньше были видны «Замоложские леса».
Село расположено по обе стороны реки Редьмы и Красного ручья. Близость судоходной реки Мологи имеющей выход в Шексну и Волгу обеспечивало хорошее сообщение Прозорова с внешним миром. К тому же здесь пролегала «большая дорога» - Тихвинский тракт. По пути следования нашего маршрута мы сделаем остановку в деревеньке с интригующим названием – Дурасово. Интересное название, не правда ли? Говорящее…По Руси-матушке деревень с таким наименованием множество великое. Смысл названия для наших современников воспринимается в негативном ключе. На самом деле, название деревни произошло от прозвища Дурас или Дурак.
Если обратиться к лингвистике термина дурак, этимология слова представлена неожиданно щедро. Латынь сохранила основу «дура» подразумевающую суровость, твердость, прочность. В нашем случае — упрямый, упертый человек. Ученые считают родственниками искомого термина в греческом языке прилагательные «напористый, стремительный», словосочетания «бурная, неистовая сила». Братья-славяне предлагают бесхитростные вполне современные толкования: украинцы – глупый, сумашедший, белорусы – дурний, дурь. На Руси вплоть до XVIII века этот термин был позитивным. Его с удовольствием размещали рядом со своим именем люди знатного рода, например, князь Владимир Иванович Дурак Острожский. Отсюда пошли популярные фамилии Дураков, Дурново, Дуров. Последнюю, к слову, носили знаменитая династия цирка и легендарная кавалерист-девица, героиня 1812 года. В наше время она на слуху в связи с мессенджером Телеграм и его основателем Павлом Дуровым. Так что в старину, чтобы уберечь от нечисти, родители давали имя Дурак самым любимым детям (последышам). Как у Ершова в «Коньке-горбунке»: старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак. Такова история происхождения слова.
Только краеведы на местах могут зафиксировать факты местной истории. Краеведческие чтения – важная веха в развитии библиотеки. В краеведческой деятельности библиотеки сложились конкретные направления: прошлое края, современность, литературная жизнь, знаменательные даты, природные условия района, проблемы. Особый колорит библиотеке придает мини – музей «Страна сицкарей». Музей постоянно пополняется новыми экспонатами. В летний период музей работает под открытым небом, на территории возле центральной библиотеки. Волонтеры привлеченные к краеведческой деятельности являются и докладчиками на краеведческих чтениях «Из истории нашего края». За время работы клубов подростки стали знатоками и активными пропагандистами краеведческих знаний о нашем Брейтовском крае. Члены этих клубов сами постоянно пополняют свои знания о нашем крае. Библиотекари центральной библиотеки и члены подростковых клубов посетили музеи: Мологского края и историко-архитектурный музей в г. Рыбинске; «Жили – были» в с.Прозорово (музей быта). Летом 2018 года подростки клуба «Краевед» совершили два пешеходных маршрута: один по старому Екатерининскому тракту и второй – к Прозоровским могильникам. В этот же период совершили велопробег к могиле летчика в с.Черкасово; посетили историческое место Ситской битвы в с. Игнатово, где встречались с местными жителями - старожилами, записали их рассказы о жизни и быте жителей Покрово-Ситской стороны. Надо сказать, что эти походы еще больше сдружили ребят и вдохновили на новые исследования. В 2019 году в планах работы клуба посещение могилы летчиков в с.Горелово; посещение с. Косково и того места, где была расположена усадьба Мусин – Пушкиных; посещение Флотской Аллеи Героев, чтобы к 28 ежегодным краеведческим чтениям в 2020 году «Из истории нашего края» представить новую «Краеведческую находку года». Конкурс «Краеведческая находка года» проводится библиотекой ежегодно.
Говоря о краеведческой работе нельзя не упомянуть об издательской деятельности центральной библиотеки. Центральной библиотекой издается много печатной продукции, большая часть которой выпускается не типографским способом. Это сборники стихов местных поэтов; сборник стихов о Ситской битве «Героям Ситской битвы посвящается…»; сборник очерков «Люди земли Брейтовской»; «Народные умельцы края».
Центральной библиотекой были собраны и изданы материалы для 4 –х выпусков сборника диалектной лексики Брейтовского края «Брейтовский говорок», а также в 2019 году был издан первый выпуск сборника диалектной лексики жителей Покрово-Ситской стороны – «Говор сицкаря». В 2020 году центральная библиотека планирует издать второй выпуск сборника «Говор сицкаря».
Цели и задачи проекта
Главная цель проекта «Из истории нашего края» краеведческие чтения – содействовать возрождению национальных традиций, выявлению новых дополнительных знаний о Брейтовском крае, о людях и событиях, прославивших Брейтовский край, нашу малую Родину, донесению этих знаний до пользователей, приобщение пользователей к истории и культуре своего края, как части истории России.
Что же является главной задачей проекта? Во-первых, безусловно, выявление, сбор, изучение и сохранение краеведческих материалов. Во – вторых – знакомство пользователей с историей родного края, воспитание чувства гордости за славное прошлое своих земляков, любовь к своим корням, культуре, традициям и обычаям. Все собранные материалы мы бережно храним, выпускаем на основе собранных данных краеведческие альманахи, буклеты, оформляем альбомы и папки краеведческих материалов, снимаем видеофильмы, готовим мультимедийные презентации. По возможности стараемся все документы оцифровывать. В-третьих – на краеведческих материалах совершенствовать патриотическое воспитание подрастающего поколения. В-четвертых – создание условий, способствующих формированию у молодежи патриотического сознания. Работая по краеведению, привлечь в библиотеку новых знатоков и любителей истории родного края и новых пользователей. Развитие интереса к чтению краеведческой литературы. В-пятых, продолжить исследовательскую деятельность по дополнению истории края новыми событиями и фактами.
Содержание проекта
«Из истории нашего края» краеведческие чтения.
1. Провести экспресс - анкетирование пользователей для выявления знаний об истории Брейтовского края «Знаешь ли ты свой край?».
2. Руководствуясь результатами анкетирования организовать экскурсионные маршруты Библиотечного дилижанса «Типичная российская глубинка»:
- Их именами названы улицы (экскурсии по улицам села),
- «Здесь на Сити, неторопливой, и нынче слышен звон мечей…»;
- Памятные места нашего края (достопримечательности края);
-«Я помню! Я горжусь!» ( Работа с подростковыми клубами «Краевед» и «Собеседник». Посещение могил летчиков в селах Черкасово и Горелово).
- Храмы земли Брейтовской,
-«Сердцу милая сторонка» (экскурсия для членов подростковых клубов «Краевед» и «Собеседник» на катере по реке Сить для сбора материалов к 28 –м ежегодным краеведческим чтениям «Из истории нашего края»).
3. Издательская деятельность краеведческих материалов: сборник очерков «Люди земли Брейтовской»; в одно издание соединить все выпуски словаря диалектной лексики «Брейтовский говорок». Издать второй выпуск «Говор сицкаря». Дополнить новыми датами: «Календарь знаменательных и памятных дат Брейтовского района»; рекомендательный указатель «Брейтово мое – много лет тебе….» (Что читать читателю и гостю села Брейтово об истории края); издать (уже собранную библиотеками системы) историю библиотек МУК Брейтовская районная ЦБС.
4. Пополнение экспонатами и проведение экскурсий по мини – музею «Страна сицкарей», оформленному в Брейтовской центральной районной библиотеке.
5. Проведение в 2020 году 28 -х ежегодных краеведческих чтений «Из истории нашего края». Конкурс «Краеведческая находка года».
6. Оформление к 28-м ежегодным краеведческим чтениям выставки народных умельцев «Богат талантами наш край».
7. По материалам 28-х ежегодных краеведческих чтений выпустить очередной краеведческий альманах «Из истории нашего края»; создать видеофильм «Земли моей минувшая судьба».
8. Оцифровать материалы краеведческих альбомов: «Прошлое и настоящее нашего края»; «Вспомним всех поименно…»; «Святыни земли Брейтовской»; «Нам не забыть твой край, Молога»; «Так начиналась библиотека».
Ресурсное обеспечение проекта
Ресурсное обеспечение проекта необходимо для реализации запланированных мероприятий. Объем финансирования проекта «Из истории нашего края» планируется не только за счет средств смотра – конкурса, а также за счет привлечения бюджетных средств МУК Брейтовская районная ЦБС и средств, выделяемых спонсорами Брейтовского района.
http://rcbs-breytovo.yar.muzkult.ru/news/ Сайт МУК Брейтовская районная ЦБС
http://www.breytovo.ru/ Страница на сайте
https://vk.com/library1896 группа в контакте
https://vk.com/club158569576 группа в контакте детская библиотека
Механизмы реализации проекта
Проект «Из истории нашего края» реализуется Брейтовской центральной районной библиотекой под руководством:
- Управления по делам культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Брейтовского муниципального района
Для реализации проекта библиотекари Брейтовской центральной
районной библиотеки сотрудничают со следующими организациями:
- Администрация Брейтовского муниципального района;
-Управление по делам культуры, спорта, молодежной политики и
туризма администрации Брейтовского муниципального района;
- МУ «Молодежный центр»;
- Брейтовская средняя общеобразовательная школа;
- Редакция газеты «Брейтовские новости»;
- Благочинный Брейтовского района о. Анатолий;
- Военный комиссариат;
- Общественные организации: совет ветеранов, местное отделение
партии «Единая Россия».
- Брейтовское районное отделение Российского Союза Сельской
Молодежи.
Календарный план
№ Наименование мероприятия Сроки исполнения
1. Исследовательская работа В течение 2020 года
2. Экскурсионно-краеведческие маршруты В течение 2020 года
3. Проведение 28 – х ежегодных краеведческих чтений «Из истории нашего края» В течение 2020 года
4. Цикл мероприятий краеведческо – патриотической направленности «Есть в той войне строка и наших земляков» В течение 2020 года.)
5. Работа с подростковыми клубами «Краевед» и «Собеседник» Согласно плана работы клубов на 2020 год
6. Игровая программа, для членов клуба «Краевед»: «Знакомьтесь, Брейтово!» Июнь 2020 г.
6. Издательская деятельность В течение 2020 года
7. Работа с фондом краеведческих материалов В течение 2019 года
8. Работа с народными умельцами края В течение 2020 года
9. Сбор экспонатов для пополнения мини-музея «Страна сицкарей». В течение 2020 года
Ожидаемые результаты
1. Улучшить материально-техническую базу библиотеки.
2. Пополнить фонд библиотеки новыми краеведческими материалами.
3. Модернизировать инфраструктуру существующей системы патриотического воспитания. На новый уровень поднять работу по патриотическому и краеведческому воспитанию подрастающего поколения. Привлечь общественные организации к решению задач патриотического и краеведческого воспитания.
4. Увеличение охвата подростков, состоящих в объединениях и клубах.
5. Членам подростковых клубов «Собеседник» и «Краевед» дать возможность более системно и полноценно заняться любимым краеведением, воспользоваться информационными ресурсами музеев, архивов, других библиотек. Приступить к оцифровке и изданию собранных краеведческих материалов.
6. Найти новых партнеров и друзей библиотеки, занимающихся изучением истории Брейтовского края.
Подводя итоги деятельности нашей библиотеки по краеведению, хочется сказать, что эта работа помогает сплачивать читательский актив, находить новых друзей, заводить новые связи, но самое главное способствует сбору ценных данных по истории края, которые будут служить последующим поколениям.
У библиотекарей Брейтовской центральной районной библиотеки очень много планов, различных новшеств, но при всем этом они сохраняют, дополняют и развивают традиции, заложенные библиотекарями разных поколений. Они всегда идут в ногу с теми требованиями, которые предъявляет жизнь, откликаясь на все волнующие читателей вопросы.
Дополнительные материалы
1. Награды Брейтовской центральной районной библиотеке
2. «Из истории нашего края» краеведческие чтения 19
3. «Из истории нашего края» краеведческие чтения 20
4. «Из истории нашего края» краеведческие чтения 22
5. «Из истории нашего края» краеведческие чтения 23
6. «Из истории нашего края» краеведческие чтения 24
7. «Из истории нашего края» краеведческие чтения 25
8. «Из истории нашего края» краеведческие чтения 26
9. «Из истории нашего края» краеведческие чтения 27
10. Из истории нашего края краеведческие чтения выставка юных умельцев
11. Награждения Главы Брейтовского МР
12. Краеведческая находка
13.Издательская деятельность 4 шт.
14. Фотографии с краеведческих чтений 6 шт.
15. Программы краеведческих чтений «Из истории нашего края»
16. Договор социального партнерства Молодежный центр
17. Договор социального партнерства Дом детства
18. Договор социального партнерства Областная специализированная библиотека для слабовидящих и незрячих.
19. Благодарственное письмо Военкомат
20.Конкурс рисунков «Из истории нашего края»
21. Профессиональная публикация в Вестнике Ярославских библиотек №8 2018 года
Комментарии