С чего начинается Родина - ХранителиРодины.рф

Краеведческий музей в школе села Лекма создавался постепенно. Он явился результатом планомерной и продолжительной краеведческой работы. В 1995 году состоялось открытие музея. Музей заработал в полную силу: экскурсии, походы по родному краю, поисковая работа и как следствие исследовательские работы. Автор знакомит с экспозициями музея, с основными направлениями деятельности школьного музея. Показана значимость школьного музея в сельской местности. Музею присвоено звание «Образцовый школьный музей Кировской области». И неспроста, здесь действительно есть что посмотреть. Учащиеся школы принимают участие в различных исследовательских, творческих конкурсах, где занимают призовые места. Действительно школьный музей это центр воспитательной системы образовательного учреждения.

В глуши лесов, среди полей есть небольшое село Лекма. На холме, в центре села, когда-то возвышалась красивая Троицкая церковь. Далеко-далеко разносился по округе колокольный звон, по нему заплутавший в ненастье путник мог найти дорогу к жилью, с ним благодарно встречали наступающий день и провожали уходящий.

Природа села поражает своей красотой, обилием грибов, ягод. А какая летом стоит тишина! Она завораживает, очаровывает и пугает.

Отдаленность села от районного центра сплачивает односельчан, сохраняет его самобытность, общинную психологию, создает условия для изучения истории своего края.

В селе Лекма есть свой школьный музей «История Лекомского края». Музей стал частью села, он вышел за рамки школы.

В 2020 году школьному музею села Лекма исполняется 25 лет. Это не много, но за эти годы музей стал известен в Кировской области.

В 2008 году музею присвоено звание «Образцовый школьный музей Кировской области». И неспроста, здесь действительно есть что посмотреть. Учащиеся школы принимают участие в различных исследовательских, творческих конкурсах, где занимают призовые места.

Краеведческий музей в школе создавался постепенно. Он явился результатом планомерной и продолжительной краеведческой работы.

В течение многих лет Лекомская школа проводит с учащимися большую и разнообразную краеведческую работу.

Музей находится в отдельной классной комнате, оборудованной для хранения и экспонирования музейных предметов.

В музее имеются следующие разделы: «Лекма в прошлом», «Природа

края», «Занятия населения», «Из истории села Лекма», «История школы»,

«Из истории совхоза «Лекминский», «Лекма сегодня», «Колхоз «Лекминский сегодня», «Великая Отечественная война».

На стендах мы видим фотографии из истории села, школы, колхоза «Лекминский», пейзажи окрестностей села.

В разделе «Лекма в прошлом» даны материалы о возникновении и развитии села. В 1641 г. на Ношульской дороге из г.Слободского было образовано село Лекма, которое и сделалось центром Лекомской вотчины Трифонова монастыря.

На следующем стенде фотографии Троицкой церкви с.Лекма в начале XX века, церковного хора церкви. Учащийся школы Распопов Сергей смастерили макет Троицкой церкви с.Лекма и подарил его музею.

Ценным экспонатом является карта «Краткое изображение Российской империи 1834 года». Карта хорошо сохранилась, на ней четко просматриваются границы губерний, уездов, их названия.

Вот еще очень ценный экспонат музея – письма из плена времен первой мировой войны Чиркова Ивана Семеновича.

Во время первой мировой войны в 1916 году был пленен и перевезен в Германию в лагерь для русских военнопленных «Лимбург».

Из плена Иван Семенович писал в свою родную деревню письма.

На этом же стенде мы видим фотографии участников гражданской войны, войны в Афганистане и Чечне.

Ценные по своей значимости экспонаты есть и в экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне. Например, «похоронки» и письма – треугольнички с фронта. Вылегжанин Леонид Семенович прочитал письма отца, написанные в 1941, только 2007 году. Он читал и плакал, ведь отец погиб в первые месяцы войны, а Ленька уже вырос и стал дедом.

Верстаков Николай Васильевич подарил музею свою боевую трофейную карту, где отражен его боевой путь. Немецкая карта отличного качества, на хорошей бумаге, сохранились все цвета. Вот военный билет Елькина Василия Степановича, который был политруком штрафной роты.

Поисковики города Слободского подарили школьному музею каску, пробитую пулями, найденную во время раскопок под Новгородом.

Лекма стала вторым домом для эвакуированных ленинградских детей. .

Много интересных материалов представлено в разделе, посвященном истории колхоза «Лекминский». Это переходящие знамена победителей социалистического соревнования, грамоты, дипломы хозяйства, молотилка, сеялка 30-х годов. На стендах помещены фотографии передовиков, руководителей хозяйства. Собраны образцы сельскохозяйственной продукции – снопы ржи, пшеницы, овса, ячменя, льна. Широко показаны предметы домашнего обихода и быта крестьян до начала XX вв. Вот перед вами интерьер крестьянской избы.

Вы видите макет русской печи, с приставленными к ней деревянным ухватом, лопату для выпечки хлеба, деревянную кадку, умывальник, светец с корытом для освещения комнаты лучиной. На столе деревянную посуду и ложки, самовар. По стенам комнаты стоят лавки, в углу сундук, в нем хранятся изделия из холста. Зимой главное место занимает ткацкий стан. Хозяйка не только успевала качать ребенка в люльке, но и ткать. Люлька крепиться к потолку специальным кольцом.

На тумбах и в витринах посетитель видит деревянную, берестяную и медную посуду и утварь. Тут черпаки, ковши, корчаги, посуда плетенная из соснового корня, лукошко.

Из берестяной утвари представлены пестери, корзинки, солонки, бураки, лапти. Имеется и старинная посуда и утварь для выпечки хлеба: квашня, мутовка, решето, совки, лопаты, хлебопечные чашки (чаруши). Собрана посуда, употреблявшаяся в молочном хозяйстве: подойник, берестяная масленка, кринки. Выставлены также железные замки разных систем, начиная от большого амбарного до маленьких замочков.

Старинное орудия сева – лукошко, ручное молотило (цеп), для провеивания лопата и решето. Из орудий размола имеются ступа и деревянные жернова.

Для заготовки сена – коса горбуша, деревянные вилы. Почти в каждом доме умели делать деревенское пиво, для чего необходимо было деревянное корыто с отверстием. Особое место в музее занимают изделия из льна. Лен выращивали в каждом хозяйстве, распахивали участки земли, где можно было. Лен одевал, кормил жителей. Мы видим мяху, воробы, составные части ткацкого стана, скально. Представлены женский сарафан, юбка,мужская рубашка, штаны.

Можно увидеть самовары различной высоты. Бубенчики, колокольчики, погремушки и колокол с Троицкой церкви с.Лекма. Вот мы видим школьный уголок. Стенд, рассказывающий о жизни современной школы. Ученическая парта, школьная холщевая сумка, с письменными принадлежностями. Наряду с фотографиями, здесь представлены атрибуты пионерской организации: горн, барабан, пионерский галстук, похвальные грамоты учеников, вымпелы, пионерские значки, альбомы по истории школы, доклады и отчеты пионерских отрядов.

Экспозиции музея используются на уроках. В музее проводятся уроки, внеклассные мероприятия.

Если бы собранный материал просто накапливался на полках музея, то, наверное, данная работа просто не имела бы смысла.

Поэтому для нас она лишь первая ступень в организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

А на втором этапе через разнообразные формы организации обучения хорошо осмысленная и разработанная краеведческая информация включается в учебный процесс.

На базе музея проводятся внеклассные мероприятия.

Традиционно в школе проводят «Урок Мира», «День единства и согласия», «День Кировской области», «Месячник военно-спортивной работы», «Неделя ЗОЖ», «Вахта памяти», «Международный день музея».

Экскурсии с элементами музейной педагогики способствуют развитию эмоционально-познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности.

Создаются условия, способствующие заинтересованно воспринимать разнообразные явления, факты культуры, соотнося их с собственной жизнью и накопленным опытом.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс- дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия информации (эмоциональной реакции, выявления главной идеи экспозиции, эстетического наслаждения и т.д.) – дело наивное и безнадежное, как уповать на то, что человек, впервые взявший в руку скрипку, кисть, начнет создавать прекрасные произведения искусства.

Ученика необходимо подготовить к общению с предметным миром. Для этого в начальных классах проводятся экскурсии с игровыми элементами.

Музейный же предмет, обладающий многими значениями и смыслами, дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С его помощью происходит «погружение» в историческое прошлое родного края или даже всего человечества.

В музее проходят сейчас не только экскурсии для школьников и населения, но и встречи с земляками, праздники.

В ходе поисковой работы собран материал о передовиках производства, о достижениях тружеников села, познакомились с механизацией животноводческих ферм, отрасли растениеводства, с перспективами производства в настоящее время, создается положительный эмоциональный фон для изучения исторического материала в условиях сельской школы.

Поисковая работа немыслима без походов, экспедиций, путешествий. Ребята обошли все бывшие деревни Лекомского поселения, побывали в соседнем селе Шестаково, в дальней деревне Мяконьки. Благодаря учителям учащиеся побывали в музеях города Кирова, города Слободского.

На базе музея ведется исследовательская работа.За исследовательскую работу по изучению родного края ребята награждены дипломами, выступали на областной конференции «Юные исследователи Вятского края», «Шаг в будущее».

На базе музея осуществляется проектная работа.

Деятельность музея носит и информационный характер. В школьном музее с. Лекма хранятся интереснейшие предметы. Об удивительных историях ценных экспонатов можно прочитать в газете «Слободские куранты», где периодически появляются статьи руководителя музея и учащихся школы.

Музей стал опорной площадкой в районе по теме «Комплексное изучение родного края». На базе музея проводятся семинары учителей краеведов. О значении школьного музея говорят теплые отзывы, которые оставили посетители в книге отзывов и предложений.

Для многих школьный музей стал открытием, что есть такие энтузиасты вкладывающие душу в это крайне нужное и полезное дело. Без сомнения работа музея, деятельность его руководителя направлены на патриотическое воспитание молодого поколения и заслуживает благодарности.

Школьный краеведческий музей пользуется большой популярностью среди населения села Лекма. Они им гордятся, считают своим детищем.

Из познания малого вырастает большее. Познавая свой край, свой колхоз, свою речку, мы познаем свою страну.

Подзаголовок H2

Комментарии