Душою просияв в сто солнц животворящих - ХранителиРодины.рф

Статья о том, как деревенский мальчишка с больным сердцем поверил в мечту…и стал поэтом. О его жизни – образце жизнелюбия и жизнестойкости. О творчестве, пронизанном любовью к Нижегородчине, заповедной природе, прославляющем народные промыслы, крылатые строки Б.Корнилова, сохранившем для потомков богатство народной речевой стихии, её самородное слово и песенность. Информация вдохновит начинающих поэтов и заинтересует любителей литературного краеведения, истории Нижегородского края, написанной высоким художественным словом.

Начало начал. Вечная молодость творчества

Знакомьтесь – Николай Маравин!

Поэт. Член Союза писателей России (с 2003 г.). Лауреат общероссийской литературной премии им. Б. Корнилова «Навстречу дня». В его арсенале 13 поэтических сборников.

Член Союза журналистов России (с 1987 г.), влюблённый в свою профессию. Имеет правительственную награду за очерки о земляках, народных промыслах.

Заслуженный работник культуры России (с 1998 г). Имеет медаль ВДНХ. Трижды лауреат Всесоюзных, Всероссийских смотров – конкурсов творческих достижений. Мой папа.

В одном человеке ярко проявились сразу несколько талантов, которые помогли ему выразить любовь к родной стране и милой кержацкой сторонке с золотой хохломой, заревыми ложками и матрёшками, Берёзополью с изделиями его мастеров-гончаров, к образности, песенности народного языка. Поэт легко узнаваем своим стилем и жанровым разнообразием. Конечно, все творческие успехи – это большой ежедневный труд.

Были у Николая Маравина и таланты, известные только друзьям, близким людям. Мы знаем его как хорошего художника – портретиста, помним его дружеские шаржи, его весёлую игру на гармошечке. Мог он скакать на коне без седла, подражать голосам птиц и, возможно, их понимал. Не зря малиновка, что свила гнездо в его саду, каждый год прилетала весной «из-за моря», чтобы радостно кружиться вокруг него, ходить за ним вдоль грядок. А когда поэт перешёл в мир иной, не появлялся в саду, она долго не вылетала, молчала и вдруг печально и тихо запела, словно всё понимая.

А где он научился так лихо скакать на конях? Да в ночном, ещё подростком, когда старшеклассникам, которые умели ухаживать за новорожденными жеребятами, доверяли пасти табун ночью в лугах. Как красиво смотрелись пегие, каурые, гнедые на фоне заката.

И, пожалуй, самый главный талант Николая Маравина, который отмечали все – это доброта и благородство души, желание помогать людям, не смотря на то, что у самого с детства болело сердце. Примечательной чертой его поэзии является ярко выраженное жизнелюбие. Дома с ним всегда было тепло, уютно и надёжно.

Родился Николай Маравин (1939 – 2009гг.) апрельским днём в селе Афанасьево Богородского района Горьковской области. Волею судьбы большую часть жизни провёл в городке Семёнове – столице Золотой Хохломы.

Зачем приходят в этот мир поэты? Не просто для изложения своих мыслей. Они несут слова-откровения, озарённые и озаряющие, которые помогают прозреть людям и воспламеняют сердца. А само сердце настоящего поэта способно вместить всю красоту мироздания, страданий мириады и радость, льющуюся рекой.

И вот в день, когда началось большое весеннее половодье, когда пробудилась природная энергия и радостно зашумели большие воды, и появился на свет Николай. В это время река Кудьма сносила плотины и затопляла всё вокруг. Поэтический поток хлынул на землю вместе с рождением черноглазого мальчишки. В этом потоке и явился на свет энергичный, искренний, солнечный талант.



– Пиши, дарю тебе простор, – разливаясь, пела река.

– Пиши, – шептали травы весенней Земли, наполняющей силой.

– Твори, – посылало ему лучики радости Солнце.

А бурная река жизни одарила и интересными событиями, и водоворотом испытаний, и возможностями засиять всем граням его таланта.

И хотя детство Николая Маравина выпало на трудные военные и голодные послевоенные годы, и ему приходилось одновременно учиться и работать наравне со взрослыми, чуткой душе подростка открывалась красота мира, он «вселенную видел через душу России.»



Постукивают детства сани

Скрипучим полозом зимы.

Морозной утреннею ранью

На дровнях в лес саврасим мы:

В овчинных взрослых полушубках,

В подшитых взрослых сапогах и

Тишком на лошади – в порубку,

При неподъемных топорах.

Однако с возом сухостоя

Воротимся под вечер в дом,

Растопим печку берестою

И сами ужин провернем.

И немощных дедов согреем,

И маму встретим от гумна.

И щами, что привольно преют,

Свой голод утолим сполна.

И будет взрослое застолье

Нас, огольцов, за труд хвалить.

А мы свое в ответ: «Не стоит!

Велик ли труд – сушняк рубить?

Запрячь лошадку – прополозить,

Да привезти домой дровец…»

В то время шли бои у Лодзи

А в финскую – погиб отец.

Родниковость Корниловской речи. Стезёю сердца

Ещё в далёкие 60-е годы 20 столетия Николай Маравин стоял у истоков пропаганды творчества реабилитированного поэта-земляка Бориса Корнилова, являющегося, как сейчас говорят, «самым ярким поэтом поколения, входившего в литературу в конце 20 годов». Памятник Б. Корнилову известного московского скульптора Анатолия Бичукова стоит на площади г. Семёнова, имя поэта носит Центральная библиотека города. А когда-то Николай Маравин помогал открывать имя поэта – земляка, читая стихи Корнилова и свои – о нём на концертных площадках разных городов, на агиттеплоходах. Особенно полюбилась слушателям в его исполнении корниловская «Соловьиха». Николаю Маравину не раз приходилось общаться с дочерью Б. Корнилова Ириной, которой он тоже посвящал стихи. Он был всегда желанным гостем в домике матери Бориса Таисии Михайловны. Сохранились письма к нему известного литературоведа К.Поздняева.



Керженец. Покровское. Излука.

Словно лук охотничий тугой

В той излуке в соловьиных муках

Родничок пульсирует святой.

Голосистый. Чистоты хрустальной.

Он вспоил собою и поэта

Родниковой песней – изначально

Пробудил в нём песенность рассветов.

Он влюбил поэта в синь лесную,

В соловьиный край влюбил поэта,

В Русь большую – пребольшую

И которой в свете краше нету.

Всё большое до самозабвенья

Он и пел, и величал , и славил.

Он большую песню поколеньям -

Родниковой чистоты оставил…



Николай Маравин закончил Борское культпросвет училище, позднее отделение журналистики при Московской партийной школе и многие годы работал в редакции газеты «Семёновский вестник». Семёновцы говорят, что не представляют газету без Николая Вениаминовича. Работал он, можно сказать, на передовой – в отделе писем, куда «не зарастала тропа» посетителей, делившихся своими проблемами. И всем-то помогало вовремя прозвучавшее слово журналиста. Дорогого стоит, когда узнаешь, что семёновцы до сих пор хранят вырезки из газеты с его заметками.

Об артистической деятельности Николая Вениаминовича, пожалуй, нужно сказать особо.

«Довелось ходить в артистах».  Пером Жар–птицы

Давайте заглянем в один из дней его молодости: буря аплодисментов, восторженные возгласы «Браво!», «Коля, поехали с нами!» переполняют площадь на ВДНХ в Москве. В это время Николай Маравин – чёрные кудри волной, обаятельный, полный энергии – стоит на сцене и не может ещё понять, что же обозначает этот шквал, этот шум бушующего океана эмоций.

А, оказывается, так выражают радость и не желают с ним расставаться участники Всесоюзного творческого смотра-конкурса самодеятельных артистов. И как чтеца, как ведущего зовут его с собой в Ереван, Ригу, Баку, просят остаться в Москве… Так по-вселенски просторно, профессионально читал свои стихи о Семёне-ложкаре, «ложках с приворожкой», хохломской Жар-птице Николай Маравин, так душевно, впечатляюще, с искромётными импровизациями вёл он концерты.

Ещё в школьные годы оду деревенского паренька Коли Маравина «Этих лет не смолкнет слава» читали актёры ТЮЗа, драмтеатра на сцене Горьковского Дворца спорта, выступал там и он сам. Коля рос с верой в чудесное, в светлое будущее страны, участвуя в его созидании.

В юные годы, позднее – в отпускные дни, приезжая в родное село, он и пахал, и сеял, помогал убирать хлеба. С детства был приучен к труду, взаимовыручке.



Коль с веток росою умоешься,

Коль милой земле поклонишься-

Лёгкость в душе.



И если страдою росною

Соль на губах покосная -

Стойкость в душе.



А в дом возвратишься вечером

Росами пота венчанный,-

Песня в душе.



Его творческая деятельность – тоже большой труд на радость людям, как «песня напевно-русская, чистотой души опоённая».

Своим жизненным примером поэт показал, что если даже «жизни привкус терпкий», можно быть счастливым и делиться этим состоянием с другими. А какие светлые названия у его книг: «Синелесье–Светополье», «Снежень», «Родниковая просинь», «Проталинки».

На стихи Николая Маравина написано более 50 замечательных песен композиторами-профессионалами Г.Комраковым, Н.Фагиным, В.Купцовым, есть они в репертуаре заслуженных, народных артистов, таких как Раиса Маркова, Вячеслав Ермаков, народного песенного ансамбля «Гармошечка».



Хромки голос ровный,

Голос бархатистый,

Помани Петровну

Ночью омутистой.

Распахнутся ставни

Широко – широко,

Радость в руки канет

Счастьем синеоким…



Звучат его песни по городам и весям, в родном городе в дни фестивалей Золотой Хохломы. Люди не редко вспоминают особенную праздничную атмосферу его творческих вечеров.

«Душою полыхнув в сто солнц животворящих», творил Николай Маравин, чтобы «как рукой тоску-кручину снять» с людей, чтобы во сто раз счастливее жила сторонка родная. Его жизнеутверждающие стихи полны созиданием, это – «космос любви».



…Не пластуй ты душу живую -

Бесполезно! Душой живу я!



Той душой, что лучится солнцем,

Наполняет просторы светом,

Что взойдёт под твоё оконце

И в морозы подарит лето.



Он жил с верой в душе, что «Слово несказанной чистоты – первооснова и глубины, и высоты».

Комментарии