Храм Рождества Христова, село Заовражье
Краеведческий материал составлен Дометовым Е.Н., на основе рассказов местных жителей, материала Сысоева В.И. и Епархиальных справочников. К 200-летию храма , Заовражье, Тверская область
На высоком месте среди курганов, в которых покоится прах русских воинов со времен татаро-монгольских набегов, польско-литовских захватчиков, находится погост Залесье, где и стоит храм Рождества Христова.
На высоком месте среди курганов, в которых покоится прах русских воинов со времен татаро-монгольских набегов, польско-литовских захватчиков, находится погост Залесье, где и стоит храм Рождества Христова. До 1810г. на этом месте стояла деревянная церковь Тихвинской Иконы Божьей Матери, построенная примерно в середине XVII века. Хотя в Писцовой книге Леонтия Скобельцина или первой переписи за 1624-25 г. упоминается погост Залесье с церквушкой из рубленых клецек (клетей т.е .небольшие срубы). По всей вероятности, деревянная церковь перестраивалась. Так как церковь стала ветхой, помещик Петр Хлопов в 1810 г. начал строить новый храм по проекту известного Санкт-Петербургского архитектора В.П. Стасова. Храм Рождества Христова строился 10 лет, и был освящен в 1820г., в честь победы Русских войск над Наполеоном в войне 1812 г. Храм весь сложен из кирпича местного производства, весь оштукатурен, фронтон и отделка из известкового камня, который доставлялся из Старицы. Построен храм в классическом стиле. С северной и южной стороны храм украшен великолепными портиками, которые поддерживают восемь колонн. Особую красоту портикам даёт великолепная отделка-обрамление из известкового камня. Храм имеет два входа: с западной стороны и с южной. Есть двухъярусная колокольня, которую украшают колонны в коринфском стиле. Храм имеет форму креста. В середине XIX века храм был расширен: были пристроены левая и правая трапезные. В связи с расширением храм стал иметь форму ковчега. Расширяли храм другие помещики - В.А.Полторацкий и Д.А.Полторацкий.
Софья Полторацкая (похоронена возле храма). Фасады пристройки стилистически выдержаны строго в старых формах, Своды пристройки крестообразные.
В середине XIX века всю церковь обносят валунной оградой. В ограде имеются трехпроходные ворота с северной стороны и калитка - с восточной. Решетки ворот выполнены в стиле «ампир». Отопление в храме вентиляционно-калориферное.
Во второй половине XIX века храм был расписан. Расписывался храм два раза. Первая роспись была скромная, она была выполнена в виде украшения цветами и листвы, вторая роспись – это та, что сохранилась до наших дней.
Иконостас храма был резной и почти полностью покрыт позолотой. В момент богослужений при зажженных свечах алтарь просто светился. Росписи храма буквально завораживали. На колоннах и на стенах были изображены святые угодники и великомученики земли Русской, своды храма были расписаны на библейскую тему. На куполе обращает на себя внимание огромная роспись Святой Троице, (Отца, Сына и Святого Духа). Между окнами купола помещены изображения двенадцати апостолов. Ниже окон, на так называемых «парусинах» или пилонах, изображены четыре евангелиста. Над южными дверями храма находилась роспись - Рождество Христово, с северной стороны, выше окон, под сводами, роспись - Успение Пресвятой Богородицы. В пристроенной правой трапезной с западной стороны настенная роспись – благословение детей Христом. В левой трапезной с западной стороны роспись - убийство Святого Мученика Михаила Тверского язычниками. Справа от западной двери главного входа находится роспись – лепта вдовицы, слева роспись – беседа Христа с Самарянкой.
В храме было много прекрасных икон, наиболее почитаемыми были иконы Божьей Матери: «Скоропослушница» и «Тихвинской». Эти иконы жители д. Купишиха привезли из города Санкт-Петербурга (ещё до Октябрьской революции). Они долго собирали средства на приобретение и доставку этих икон, затем преподнесли в дар Заовражской церкви от их деревни.
На колокольне находилось много колоколов, и на большом центральном колоколе было отлито, кто строил храм и когда. Считалось, что самый красивый и звучный колокольный звон именно в Заовражском храме.
Храм славился своим великолепием. В нем устроено 3 предела
Центральный предела - Рождества Христова.
Храм большой, вместительный, но в момент богослужений места было мало, стояли даже в притворе и на паперти. Приход был большой, на службу приходили из Старицкого, Луковниковского, Торжокского районов. С восточной стороны от храма, через дорогу, по воскресеньям была большая ярмарка, приходившие люди на богослужение имели возможность посетить ярмарку, т.е. что-то купить или продать. Имелись церковные документы: опись 1899 года, метрики с 1795 года, исповедные с 1829 года, план на землю (не сохранился).
В 1932 г. коммунистами с колокольни был сброшен главный, большой церковный колокол. В конце 1950-х в начале 1960-х годах вокруг храма были разработаны карьеры для добычи песка. Большая часть курганов погибла. Песок вывозился для отсыпки дорог. Когда начинали рыть карьеры, некоторые люди надеялись найти ценности, но кроме костей и черепов там ничего не было. Таким образом, песок вместе с человеческими костями вывозился на дорогу. Планировали из храма сделать клуб , но помешало то, что вокруг храма было кладбище.
В 1964 г. храм был закрыт, иконы, и утварь были вывезены в Васильковскую - Никольскую церковь. В1970-х годах церковь подвергается страшнейшему разгрому. От былого великолепия не остается и следа. В 1980 г. храм поджигают, сгорает алтарная часть левого престола. Начинает течь кровля. Гибнут настенные росписи. Обваливается часть сводов.
10 ноября 1996 г., с приходом молодого священника о. Андрея Николаева, в с. Заовражье начались богослужения, но сначала - в сохранившемся помещении имения бывшего помещика.
В 1997 г. группа прихожан пришла в храм и отчистила его от грязи, мусора и битого кирпича, а на день Святой Троицы состоялось первое богослужение после длительного запустения. В Храм медленно потянулись прихожане. В 1998 г. из Васильковского храма было возвращено святое распятие, принадлежавшее Заовражскому храму. Силами прихода стал производиться ремонт.
Время идёт быстро, не мало священников служило в храме. До 1901 г. служили: священник Александр Васильевич Богословский, 39-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1882 г., священником с 1883 г., награждён в 1898 г. скуфьей. До 1880 г. диаконом был Фёдор Иоаннович Соколов, затем диаконом служил Михаил Фёдорович Соколов 32-х лет, в служении с 1889 г., диаконом с 1891 г. Псаломщик Николай Арсеньевич Орлов, 21-го года, в должности с 1898 г. Прихожан в деревнях: Заовражье, Ильино, Поповиха, Каравайцево, Шаплово, Лукино, Вышгород, Свеклино, Хрычёво, Глухово, Пекишево, Андрианово, Рылёво, Купишиха, Коршево – 377 дворов (1224 мужчины, 1428 женщин).
До 1914 года служили: священник Иоанн Дьянов 51-го года, окончил семинарию, на службе 28 лет, в Христорождественском храме 5 лет. Штатный диакон Михаил Соколов 47-ми лет, на службе 25 лет, в Христорождественском храме 23 года. Псаломщик Пётр Борисоглебский 42-х лет, на службе 15 лет, в Христорождественском храме 5 лет. Прихожан в деревнях: Андрианово, Коршево, Заовражье, Каравайцево, Пекишево, Рылёво, Вышгород, Глухово, Лукино, Хрычёво, Поповиха, Свеклино, Купишиха, Ильино, Шаплово – 1398 мужчин и 1522 женщины.
После 1914 года служил протоирей Иоанн Хильтов, с 1930-х годов – по 1948 г. служил иеромонах о. Михаил Куракин , затем до 1964 г. служил протоирей о. Сергий Никитин ( в юношестве был учеником Иона-Кронштадского), с 1996 г. по 2006 г. служил иерей о. Андрей Николаев. С 1 июля 2009 г. в храме служит протоирей о. Александр Рожок.
В настоящее время храм нуждается в большой реставрации.
В двух километрах от храма находится святой источник, когда-то на нём стояла часовня, и были специальные купальни. Паломники, посещавшие источник, исцеляли глазные болезни. Сейчас на месте часовни построена новая в виде беседки. И даже сейчас имеются случаи исцеление глазных заболеваний.
Комментарии