Страсти Серебряного века в Бежецком уезде - ХранителиРодины.рф

Как и где понять Россию? Практически любая провинция, хранящая историческую память, поможет в этом непростом деле. Бежецкий край – подходящее место. Его магия в энергии людей, которые здесь жили и разлили Серебряный век по деревням и сёлам.

Усадебный дом

Дом-музей – место, где можно познакомиться с людьми из прошлого. Это всегда встреча современности с ушедшей эпохой или жизнью. Хорошо, если она завораживает и распаляет нас. Всё-таки настоящее – горючая смесь желаний прошлого и мыслей о будущем. Так что изучение прошедших событий и судеб людей помогает понимать происходящее сегодня.

Серебряный век в русской истории – время больших перемен и новизны во всех сферах искусства. Начало ХХ века было сложным. Творческие люди и богема чувствовали грядущие перемены и кардинальный поворот настроений в стране. Но они не прятались и не сидели на месте. В котле с закипающей водой они создавали своё искусство.

Николай Гумилёв и Анна Ахматова – создатели той эпохи, зеркало, отражающее изменения. Он безумный путешественник и своенравный поэт, он не терпит скуки и каждую секунду тратит на исследование мира. Она же трагичная, хрупкая, но стойкая поэтесса, она выбирает богемную жизнь, приближая себя к светской суете, а не приключенческой. Они были так не похожи, но так близки. Неважно, что недолго.

Усадебный дом в деревне Слепнёво Бежецкого уезда Тверской области был пристанищем этих разных творцов. Каждое лето с 1911 по 1917 год Анна Андреевна Ахматова приезжала сюда, иногда даже со своим супругом Николаем. Их брак был похож на вечное расставание, где жена всё время ждала мужа из исследовательских поездок по Африке. До сих пор её отрешённая синяя комната в доме пропитана холодом и тоской. Там Ахматова поняла и приняла Россию, выразив свои чувства в своих лучших стихах. Она напишет ещё немало об этом месте даже после окончательного отъезда.

Николай Гумилёв был более сухим. Он также любил свой дом и называл его Отчизной, тепло относился к семье. Но созидательность и неугомонный пыл помешали ему стать примерным семьянином. Поэтому стены слепнёвского дома пропитаны болью ожиданий, потерь, рождения и расставаний. Они были далеки от богемной столичной жизни для Анны и неизведанных мест Африки для Николая.

Интересны не только внутренние стены, но и сам дом поражает своей историей. Слепнёвское имение пережило множество катаклизмов наполняясь, а не разрушаясь. Потеряв своего хозяина, дом использовался для хозяйственных нужд. Из умирающей деревни Слепнёво его по брёвнышку перевезли в село Градницы. Там он до 1987 года был школой. Затем мемориальный дом освободился и постепенно стал Домом поэтов.

Этот музейно-литературный центр не похож не хранилище памятных вещей. Он хранит память о людях и их судьбах. В синей комнате до сих пор томится в ожидании Ахматова. В соседней комнате покоится мать Гумилева. А на первом этаже Николай энергично вышагивает, собираясь на променад. Даже Лёва, их сыночек, где-то притаился. Их присутствие сразу заметно, скрип старого пола выдаёт их шаги. Хранители приходят в их дом и приносят вещи, которые им принадлежали или которые напоминают об их быте.

Залы музея

Все 7 залов музея заняты под экспозиции. Там есть вещи из имения Гумилёвых, автографы поэтов, много старой мебели, книг и фотографий. Елена Ивановна Полеванова, хранительница музея, чутко заботится об этом месте. Для неё это не украшенный склад вещей и памяти, это пристанище душ поэтов. Поэтому осуждать героев, в чьём доме гостишь, строго запрещено. Елене Ивановне важно показать, как повлияла Бежецкая земля на Гумилёвых и Ахматову, как они здесь жили и как жили после.

Каждая экскурсия по дому превращается в путешествие по ушедшей эпохе в сопровождении поэтов. В каждой комнате что-то из их жизни и времени. Хранители стараются, чтобы все старинные вещи находили себе место в этом доме. Например, они запрятали старинную печную дверцу на первом этаже. Она висит на виду, но многие проходят мимо, не замечая её красоты. Обратите внимание или спросите у хранителя о ней, когда будете в музее.

Нелёгкая судьба героев всегда вызывает массу обсуждений о том, как нужно поступать, а как нельзя. Только благодаря погружению в атмосферу их жизни можно понять, почему Анна оставила своего сына Лёву или почему повзрослевший Лев никогда не посещал родной край.

Комната Ахматовой всё такая же синяя и скромная с образком в углу. Она писала о ней:

«Там тень моя осталась и тоскует,

Все в той же синей комнате живет,

Гостей из города за полночь ждет

И образок эмалевый целует…»

Слепнево, январь 1917.

В комнате, посвящённой памяти Николая Гумилева находятся карты мира, стилизованные находки из путешествий и модерновая мебель, которую он так любил. Также в доме есть комната, посвящённая Бежецку и памяти Льва Николаевича Гумилева.

Искусство видит красоту во всём. Даже Бежецкая земля, далёкая от произведения искусства, вдохновляет творческих и неравнодушных людей на культурный подвиг. Они готовы вкладывать всю энергию в восстановление важных памятных мест, таких как Дом поэтов. Они хранители памяти о людях и истории. Они творцы настоящего.

Неживописный Бежецкий край всегда хорошо отражал Россию. Через патриархальную деревню Ахматовой пришёл её истинный образ, и она написала около 60 стихотворений. В небольшом и редком на события Бежецке она за короткое время поняла, что значит любить, терять и отпускать. Сегодня, приехав в этот провинциальный городок и пообщавшись с его жителями, тоже можно многое понять. Осталось только собрать сумку и отправиться в путешествие вглубь страны.

Справочная информация

Адрес: Тверская область, Бежецкий р-н, с. Градницы

Телефон: +7 (930) 167-55-46

Сайт: https://tvermuzeum.ru/affiliates/DP

Ближайший город, где можно остановиться: Бежецк

Комментарии