"Гений места" - ХранителиРодины.рф

Сиятельный князь и маленький уездный городок на юге Тамбовской губернии. Что их объединяло? Какую роль сыграл князь в жизни Борисоглебска?

Более ста лет тому назад в небольшом уездном городе Борисоглебске, тогда еще Тамбовской губернии, состоялось событие, которое в то тревожное, неспокойное время для многих прошло незаметно: весной 1918 года открылась первая в истории Советской России выставка декабристов. Ее организатором стал князь Сергей Михайлович Волконский – внук декабриста Сергея Григорьевича Волконского.

В воспоминаниях князя читаем: «Среди этой обстановки - недоумеваю, как это могло осуществиться - я успел еще открыть в Народном доме в пользу раненых и увечных воинов "Выставку декабристов"… Каталог в двести номеров продавался при входе. [Волконский, 1992]

Выставка продлилась недолго. Город оказался в огненной круговерти гражданской войны. Экспонаты выставки по просьбе князя Волконского были вывезены в Москву, а затем разошлись по столичным музеям. Некоторые фамильные вещи Волконских были переданы в городской музей.

В год столетнего юбилея Борисоглебского музея (2013г.) произошло знаковое событие – музею был передан двухэтажный особняк середины XIX века, некогда принадлежавший именитому в городе аптекарю Роберту Карловичу Вейсу. Частым гостем этого дома был князь Сергей Михайлович Волконский. Так счастливое стечение обстоятельств подвигло нас к созданию новой музейной экспозиции «Сибирский коридор».

Изначальный замысел – попытка реконструкции выставки декабристов - трансформировался в более масштабный. В доме, овеянном именем Волконского, помнящим его, создать экспозицию, посвященную личности князя, ведь выставка декабристов - всего лишь штрих к его портрету, малая толика его огромной созидательной работы.

Основой построения экспозиции стали мемуары князя и единственный сохранившийся экземпляр каталога первой выставки.

Стальная выправка хребта,

И вороненой стали волос.

И чудодейственный - слегка -

Чуть прикасающийся голос.

Эти цветаевские строки невольно вспоминаются, когда на парадной лестнице перед посетителями возникает образ князя и раздается голос, который сопровождает и ведет в прошлое, счастливое и трагичное. Незримый экскурсовод рассказывает о времени, о себе и памятном для него доме.

Частью экспозиции «Сибирский коридор» является реконструированный кабинет князя. Через экспонаты раскрывается личность блистательного литератора, театрального деятеля, педагога, которого современники называли «одним из самых одаренных, своеобразных, умственно отзывчивых людей эпохи».

В центре – письменный стол с традиционными для того времени письменными принадлежностями и печатной машинкой. Князь предпочитал пользоваться ею, а не писать от руки. Добрую службу эта печатная машинка сослужила князю в годы Первой мировой войны, когда Волконский в своем борисоглебском доме организовал лазарет для раненых.

Из воспоминаний князя: Через этот лазаретик в течение трех лет сколько прошло духовной красоты! …Что больше всего сближало, - пишущая машинка. Сколько писем и открыток отстукал я, сколько разослал поклонов: "Кланяюсь Вам от сырой земли и до белой зари" и "Жду ответа, как соловей лета" [Волконский, 1992]

На письменном столе – газета «Борисоглебская жизнь» за 1917 год с публикацией одной из статей С.М. Волконского. «В то время возникла в Борисоглебске маленькая газетка; в этой газетке я писал по вопросам современности, обыкновенно в разговорной форме и стараясь переводить серьезные общественно-экономические вопросы на почву домашне-обывательских интересов. Дорого бы дал, чтобы иметь сейчас под рукой эти мои статьи: в них жизнь момента сказывается с большей яркостью, чем та, на какую способна моя память...» [Волконский, 1992]

Театральные афиши, программки, представленные в экспозиции, раскрывают важную сторону творческой личности князя – его любовь к театру. Князь С.М. Волконский – директор Императорских театров, за два года совершивший настоящий переворот на русской сцене, автор ряда книг о театре, также горячо, увлеченно, творчески, используя те же высокие критерии, занимался в Борисоглебске с любительской труппой, участвовал в благотворительных концертах и спектаклях.

Еще одной страстью князя были книги. Уникальная библиотека Волконских насчитывала свыше пяти тысяч томов. После национализации имения С.М. Волконский передал библиотеку в читальню коммунистического клуба города Борисоглебска. Судьба библиотеки оказалась трагичной, большая ее часть была уничтожена. В экспозиции представлены пятнадцать сохранившихся книг, которые размещены на старинной этажерке и в двух вертикальных витринах. В их числе: «Записки княгини Марии Николаевны Волконской» с дарственной надписью М.С. Волконского «Сыну и другу» и редчайшее издание - «Архив декабриста». На каждой книге – экслибрис: крупная стилизованная надпись «Павловка», вверху княжеская корона. Более пятидесяти лет Волконские владели Павловкой – имением, расположенным неподалеку от Борисоглебска. Более пятидесяти лет труда, любви и средств вкладывали они в преобразование имения. Князь был убежден, что его призвание, его обязанность - сделать из Павловки то, что в революционные времена стали называть «культурной ценностью». Образ Павловки предстает на старинных открытках, выставленных в экспозиции кабинета, и в сохранившихся предметах интерьера: декоративных каминных фарфоровых и бронзовых вазах, каминных часах, статуэтках, предметах мебели.

Объездивший весь свет, Сергей Михайлович с нежной, трепетной любовью относился не только к Павловке, но и к Борисоглебску.

Из письма к Марине Цветаевой: «А помните наши вечера? Наш гадкий, но милый на керосинке «кофе». Наши чтения, наши писания, беседы. Вы не забыли, как Вы жили? В Борисоглебском переулке. Ведь нужно же было, чтобы „Ваш“ переулок носил имя „моего“ уездного города!» [Волконский, 1992]

Даже покинув Борисоглебск, князь Волконский продолжал называть его «своим уездным городом». В детстве князь с родителями не раз здесь бывал, а по окончании Петербургского университета в возрасте 24 лет начал служить «по земству», как тогда говорили, в Борисоглебском уезде. Был гласным уездного земства, почетным мировым судьей, в качестве члена училищного совета инспектировал школы. Позже он стал уездным предводителем дворянства (1889–1890), почетным попечителем Александровской мужской гимназии, членом борисоглебского общества сельских хозяев и т.д. С 1914 по 1918 годы князь безвыездно жил в Павловке и Борисоглебске.

Жители города представлялись Волконскому то недалекими, ограниченными, то глубокими, восприимчивыми к прекрасному, отдающими себя служению благородному делу, способными на поступок. Сергей Михайлович сам будучи человеком дела больше всего ценил подобные качества в людях, особенно выделял врачей и учителей, считая, что в их деятельности есть что-то «апостольское».

В доме своего приятеля Роберта Карловича Вейса, – прибалтийского немца, аптекаря, судьбой заброшенного в Борисоглебск, князь не чувствовал себя чужим, никогда между ними не пролегала пропасть, несмотря на разницу в возрасте и социальном положении. Сойдясь на поприще общественной работы на благо города (оба состояли гласными Борисоглебской городской думы), они стали друзьями. Князь считал Вейса человеком большой культуры и глубоких знаний, ценил в нем интересного собеседника. Воспоминания о посещении дома Вейса князь сравнивал со стаканом студеной воды в жаркий пыльный день. По его признанию, здесь было общение и душевное, и духовное.

Весна 1918 года оказалась для князя последней весной в Борисоглебске. Над ним нависла угроза ареста, в его доме постоянно происходили обыски, допросы. Князь вынужден был ночевать у своих знакомых то в одном, то в другом доме. Так было и 5 мая 1918 года. Он пришел к Вейсу. Вечером в дверь постучали: «Вам надо срочно уезжать, чекисты ищут Вас для расстрела».

Через день, в солдатской шинели и с котомкой белья князь покинул город навсегда. Он потерял все, что любил, прошел через многие жизненные испытания, сохранив стойкость духа, независимость, сохранив в себе Человека, великую творческую личность.

В год столетия выставки декабристов в экспозиции состоялась презентация первого комментированного издания – трилогии «Мои воспоминания» князя С.М. Волконского. Составитель – историк, исследователь Аркадий Мурашев. На презентации присутствовали потомки родного брата Сергея Михайловича – Петр и Эммануил Волконские, проживающие в Эстонии.

Экспозиция «Сибирский коридор» не учит, но воспитывает, подталкивает к размышлениям. О своих воспоминаниях князь когда-то сказал: « Я попытался…бросить несколько полос света на то прошлое, которое я видел, а большинство моих читателей не видело. Счастлив буду, если они найдут в том прошлом, которое я осветил, хотя малые искры руководительного света для того будущего, которое они увидят, а я уже не увижу…»

Экспозиция «Сибирский коридор» в Борисоглебском историко-художественном музее на сегодняшний день – единственная в России, посвященная С.М. Волконскому. Думается, что нет ее и за рубежом.

Хочется надеяться, что в нашем городе появится улица, названная его именем, памятник - «гению места», человеку «на высокий лад» – князю Сергею Михайловичу Волконскому.



Литература:



1. Волконский С.М. Мои воспоминания. В 2 т. – М.: «Искусство», 1992.

2. Волконский С.М. Мои воспоминания. В 2 т. – М.: Национальный фонд поддержки правообладателей, 2018.

3. Зайцева А.А., Кригер Л.В. Историко-культурное наследие Борисоглебской земли (Материалы Свода памятников Воронежской области). – М.: ТОО «Микротех».1994.

4. Мурашев А.А. Князь Волконский. Сергей М.: Биографические зарисовки. М.: «Либроком», 2013.

5. Мурашев А.А. «Павловка Борисоглебского уезда и ее обитатели». Большая Грибановка, 2015.

6. Цветаева М.И. Неизданное. Сводные тетради. М., 1997.

Здание драматического театра им. Н.Г. Чернышевского (бывший Народный дом)

Князь Сергей Михайлович Волконский

Дом князя в Борисоглебске

Здание музея (бывшая аптека Р.К. Вейса)

Потомки князя на презентации нового издания

Комментарии