Деревенька моя, деревянная, дальняя…»
Историко-этнические и природно-географические аспекты в топонимике старообрядческого села Никольск, Никольск, Республика Бурятия
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, своему жилищу, своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Меня, как и многих жителей России, глубоко тревожит ослабление, утрата в современном обществе подлинной гражданственности и патриотизма, что с неизбежностью вынуждает детей и подростков искать иную сферу приложения своим силам и формировать собственное, порой ложное мировоззрение. Не требует особых доказательств то что необходимым условием воспитания патриота и гражданина является историко-культурное просвещение современного общества.
Я согласен с утверждением декабриста С.И. Гессена: « Народ тем культурнее, чем дольше он жил исторической жизнью, т. е чем больше он накопил того непреходящего прошлого, которое, сохраняясь, передается от поколения к поколению». Это объясняет мое увлечение историей родного края.
«Вот уже более 250 лет живет в Забайкалье большая группа русского народа, которая сама себя признала семейскими. Семейские - очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси». Кто они, почему оказались в Забайкалье и почему их так называют? «Во второй половине XVIII века, по указу Екатерины II состоялся насильственный выгон раскольников из пределов Польши, Белоруссии и Украины. Их ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли». Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии «семейскими».
Семейские быстро привыкли к суровой сибирской природе. Благодаря их исключительному трудолюбию скоро выросли добротные селения.
Среди лесистых сопок, с востока подпираемыми склонами Майдана и Сангурайки на юг простираются нивы обработанных земель, и на запад , на сколько охватывает глаз, уходит Тугнуйская межгорная долина, расположилось старинное семейское село Никольское, которое было основано в 1765 г. сосланными в Сибирь старообрядцами. С увеличением населения деревня получила статус села и со строительства церкви в 1884 году в честь святого Николы закрепилось название Никольск».
Семейские с. Никольск прочно вросли корнями в сибирскую землю и обрели здесь вторую родину. Село Никольск Р. Бурятии представляет собой уникальный сплав этноса и культур. Сюда гармонично вписывается культура, занятий, быт и образ жизни старообрядцев Забайкалья, местного бурятского населения, казаков Забайкалья, выходцев из Татарстана.
Современная цивилизация движется со скоростью сверхзвукового самолета, а духовность и культура все более вытесняются из жизни психологией материального потребления и безразличия. И я вижу выход из этой ситуации в возращение к этнокультурным традициям взаимодействия с окружающей средой, в воспитании людей, в сохранении памяти о своих предках. Наши предки жили на земле, совершенствуясь духовно и культурно, не нарушали баланса между человеком и природой; по крупицам собирали и сохраняли знания о себе и о мире. Наличие богатейшего краеведческого музея по истории семейских, созданный неравнодушными людьми к истории своего края Бодровой П. А. и Бодровым С.И., трудолюбивые и разновозрастные мои односельчане заставляют меня думать, что мое село никогда не исчезнет.
Естественно, что я еще тогда предполагал продолжить эту интереснейшую тему и пришел к выводу, что необходимо исследовать окрестности и внешние достопримечательности поселения. Отсюда я и определил тему, связанную с топонимикой.
Все топонимические названия имеют большой разнообразный смысл: этнический, культурный, природный, религиозный и тд. Отсюда и выходят все основные требования и значения топонимики:
1. Топонимика – ( от греч. - место и имя, название) – наука, изучающая географические названия, их происхождение. Я ее определяю, как общую картину поселения.
2. Топонимия – совокупность названий. (пример- улицы села Никольского)
3. Микротопонимия- совокупность местных географических названий для небольших объектов, известных только местным жителям. На мой взгляд самое интересное для исследования.
4. Народная этимология – объяснение по внешнему созвучию, по фонетики, говора, диалекта. Эта самая проблемное и исследовательское направление.
Никакой народ не называл реку, озеро или селение «просто так», случайным сочетанием звуков. Отсюда вывод напрашивается сам собой: объяснить можно любое, даже самое сложное и, на первый взгляд, непонятное географическое название. Язык народа не является чем-то застывшим, он изменяется, развивается, некоторые слова исчезают совсем, некоторые меняют свой смысл. Поэтому трудно бывает найти объяснение имени той или иной речки, села, города. Но что удивительно, благодаря названиям в наши дни звучат вышедшие из употребления, давно забытые слова родного языка, слова чужих и даже исчезнувших, «мертвых» языков.
Другие названия могут рассказать о древних обычаях, о том, чем занимались и чем жили наши предки. Из названий можно узнать и о том, какова была природа той или иной местности в прошлые века, какие здесь росли деревья и травы, какие звери и птицы водились в лесу. Часто топонимику называют «языком земли», и это очень верное определение, потому что зачастую только из географических названий мы узнаем о тех народах, которые жили до нас в те далекие времена, чем они занимались. За каждым словом стоят удивительные истории, часто легенды, а иногда и курьёзы.
В начале я хочу дать общую природно-географическую справку местоположения своего села. « Село Никольск располагается среди лобастых сопок, с востока подпираемый лесистым склоном отрогов Заганского хребта (по- местному Майдана и Сангурайки), на юг простираются нивы обработанных земель, и на запад, на сколько охватывает глаз, уходит Тугнуйская межгорная долина, расположилось старинное семейское село Никольск. Это крайнее село на юго-востоке не только Мухоршибирского района, на и всей Бурятии. Через 6 километров по речушке Дыидуха идет условная граница с Читинской областью. Село стоит на границе двух ландшафтных областей: с юго-запада вплотную подходит монгольская лесостепь с большими площадями сухих степей, поросших богородской травой, полынью, мышиным горошком. С востока и юго-востока подходит лес. Лобастые сопки на юге лишены леса, ниже начинают сбегать сосны, а еще ниже, более густо, сосна, лиственница, в серых местах ель. Зато северные склоны плоть до вершины представляют непролазную «Чепуру». Здесь и лиственница, и береза, здесь сосна и осина и лес этот с примесью багульника. Раскорчеванные и распаханные склоны вокруг села Никольска перерезаны огромной сетью оврагов, которые настолько глубоки, что солнце и в полдень туда не заглядывает. Особенно количество оврагов и их глубина увеличилось в лето 1925 и 1964гг, во время сильного ливня и града,
Климатические условия суровы. Зимой температура опускается ниже – 40 градусов. Лето поднимается до + 30 градусов. Весна начинается в марте, тогда же и начинаются Забайкальские ветры с примесью пыли. Прекрасное время-осень, продолжительная, тёплая. Лес в это время приобретает столько красок, что едва ли художнику удастся их передать. Богат животный и растительный мир. В лесу водятся белки, рыси, зайцы, волки, кабаны, косули, изюбры, лисы. Птицы: тетерева, утки, куропатки, глухари, лебеди. Леса богаты ягодой: земляника, красная, черная смородина, брусника, голубица, костяника.Грибы: рыжики, грузди, маслята, волнушки. На территории села протекает два ручья. Однако один ручей пересох, а второй сократил водосток по причине чрезмерного лесо и землепользования. Природные достопримечательности:
-озеро в местности Кожурта, в 10 км. от села;
- озеро в местности Стрелка, 5км. от села;
- искусственный водоём, расположен за селом, в близи местности Крутая гора, 1км;
-озеро в местности Убор (видоизменённое бурятское « Обор»-, 25км. от села.
В озерах водиться рыба: карп, карась, сазан, гольян, красноперка.
Село находится на 51 градусе северной широты и 107 градусе восточной долготы, лежит на высоте около 700 метров над уровнем моря.
Расстояние до районного центра 45 км, от города Улан-Удэ 160 км.
Село занимает территорию в 60 га. В местности Увал обнаружены залежи каменного угля.» Вот такой благодатный край выбрали предки- односельчане своим новым местом жительством.
Внутренняя топонимика (топонимика села):
История возникновения села Никольск описана Иваном Калашниковым в книге «Повествование о жизни рода Калашниковых». «За провинность по службе был изгнан из Верхнеудинского острога казак Николай» (фамилия и отчество неизвестны). Под конвоем казаков он был препровожден в регион Мухоршибирской слободы и оставлен на жительство в таёжном лесу - на том самом месте, где сейчас располагается село Никольск. После одиночного скитания по лесе он встретил человека, им оказался местный житель, бурят. Николай, как смог поведал ему о случившемся. Тот выслушав, пообещав ему помочь в обустройстве. И сдержал своё слово. Вскоре несколько бурят из ближайшего стойбища приехали и по могли ему построить небольшой домик, и обнести его оградой. Поставили ворота и на фасадной части вырезали ножом 1737г». Этот домик и этот год стали отправной точкой в истории села Никольск. «В конце 40-х годов XVIII века в село подселилось семь семей, называвших себя албазинцами, это были переселенцы с амура на левом берегу среднего течения реки Амур в 1665 году отряд русских беглых казаков основал «воровской» Албазинский острог . В его предместьях вскоре выросло поселение пашенных крестьян, переселившихся суда из европейской части России.»
Затем, в 1767 году шесть семей староверов, прибывших на новое местожительство в Забайкалье, подселились к восьми дворам - хозяйства, в которых проживала семья казака Николая. Три семьи поселились на правом берегу «Николки» и назвали свою улицу «Большой» (позже стала называться
«Церковной»). Так она стала называться благодаря постройке в 1906 году в селе Никольск знаменитой шатрово-купольной церкви святого Николая (ныне эта гордость нашего села находиться в этнографическом музее г. Улан-Удэ). А улица эта в «1935 году получила советское название «Пионерская». Три другие семьи поселились на левом берегу и основали улицу «Замогильская» (позже стала называться «Заречная»-название сохранилось поныне). Сохранились сведения об этих шести поселенцах, что они являлись братьями Ерофеевыми (двоих звали Изот и Лука). Что касается нового названия «Заречная»-оно более подходящие, так как располагается вдоль русла двух родников (один пересох второй сохраняется). Житель этой улице Кравцов Нестер Калистратович рассказал мне: «Зимой ключи шибко «кипели». Льду толкало до самых верей (верея-столб, на которой навешивается полотно ворот ). и даже во двор. Улица эта и мела ишо много дворов по левому берегу ключа, да только постройки часто сносило талой водой, заливало подполья и погреба. Вот люди и скочевали на Кроснояр. Погляди, девка, эвон (там ), одни пеньки от заплотов (заборов) остались».
«В 1780 году в село прибыли еще три ссыльных старообрядческих семьи, прибывших из Польши, которые были в составе четвертой партии высылки.»6 Это были семьи Калашниковых, Варфоломеевых и Брылёвых. Они дали начало многочисленным потомкам этих фамилий в селе и за его пределами. Жили они в Польше и Западной Украине на землях помещика Кандыбы. По этому, прибыв в Никольск, они поселились по руслу второго ручья и основали улицу «Кандабай» (по имени своего помещика). В 1935 году эта улица также не избежала изменения названия на советский лад, став называться «Кооперативная».
В 90-х гг XVIII века В Никольск переселились семьи трёх казаков из Нерчинского острога, образовав свою улицу «Казаковскую» (после, во второй половине XIX века в связи с прохождением торгового пути между Верхнеудинском и Петровским заводом «по этой улице прошел тракт и улица стала называться «Трактовая» ). Однако и это название поменялось в «1935 году на улицу Буденного.» На этом образование улиц из числа переселенцев завершается и новые улицы будут основаны местными жителями. Завершая переселенческий этап происхождения поселения, я хочу обратить особое внимание на главные факторы возникновения села:
1) возникновение поселения происходило «возле водных источников;»
2) возникновение поселения в очень « выгодном с хозяйственной точки зрения месте»: с одной стороны лес (материал строительства, пашни, ягоды, охота и т.д.), с другой стороны-богатейшая Тугнуйская степь (пастбища и сенокосы);
3) «Крутая гора» разбивала ветер с Тугнуйской долины на два потока и уводила в стороны от села.
Вот мои личные наблюдения и выводы по поводу выбора места для поселения.
С XIX века, как отмечено выше, развитие и рост поселения происходит не за счет переселенцев, а за счет увеличения рождаемости местных жителей. Так произошло образование улицы Красноармейской (в прошлом Закоулок). Старое название несет в себе этнический и географический смысл происхождения: Церковная улица (Пионерская) продолжения не имела, так как своим окончанием упиралась в ручей №2. Поэтому повернулась своим продолжением на восток. Отсюда название «За угол» (географическое), местные жители этнически заменили это название на «Закоулок». С «1935 эта улица получила название «Пионерская».
Тоже самое произошло с происхождением ныне центральной улицы Никольска - улицей Ленина (с 1935г.)11. Улица Кооперативная (Кандабай) стала продолжаться улицами «Забегаловка» по правому берегу реки Николка (ручей №1). Эта улица в советское время стала называться «Школьная». Так же из Кандабая стали переселяться на новую улицу «Краснояр».Любопытным представилось мне старое название улицы Ленина – Краснояр. Это название также связано с местонахождением улицы. Южная часть этой улицы располагается на крутом берегу речки «Николка». Слово «краснояр» состоит из слов «красный» и «яр» (яр от славянского – крутой обрывистый берег).11 Цветовое значение связано с выступлением отложений глины и песка красного цвета. Весенние талые воды ежегодно подмывают берег и обнажают берег, дельта речки из года в год
становится все больше и больше, происходит заболачивание почвы. Крайние десять домов оказались под угрозой обрушения и были перевезены на безопасное место.
В связи с увеличением численности населения возможности расширения улицы Краснояр были исчерпаны, поэтому часть жителей переселялось севернее и образовало улицу Новый Краснояр (современное название улицы Кирова). Об этом событии мне рассказала жительница улицы Новый Краснояр Варфоломеева Наталья Климова, которая знает о нем из рассказов её отца: «Когда на Старом Краснояре людям стало тесно, они начали переселяться на Новый Краснояр». Со временем эти улицы стали называть Старый Краснояр и Новый Краснояр. Таким образом, название одной улицы способствовало названию другой.
Беседуя с жителями нашего села, я узнала один очень интересный факт, что в нашем селе существовала ещё одна улица «невидимка» ,о которой я раньше не знала. « Она находилась выше улицы Кирова (Новый Краснояр) и имела название «Станция». Здесь были построены первые пять домов и сушилка для зерна, ей заведовал Ерофеев Нефед (отчество неизвестно). Жители этой улицы испытывали трудности с доставкой воды и её приходилось привозить на лошадях или быках. По неизвестной причине возник пожар и сушилка для зерна сгорела. Заведующего посадили в тюрьму. По деревне пошел слух, что причастны к пожару жители улицы Станция и что они сами сгорят в огне за содеянный грех. Таким образом, проблемы с водой и страх за собственную жизнь способствовали переселению людей на другие улицы. В музейном архиве сохранилась информация, что один дом был перевезен улицу Кирова ( Новый Краснояр). В настоящее время улицы Станция не существует.
Таким образом, выше перечисленные улицы поселения были основаны в досоветский период и имеют двойное название. «В 1935 году они получили современное название и нумерацию домов. Оформление произвели двое молодых учителей, приехавшими в село. К сожалению, их имена не сохранились».
Несколько улиц возникло в 70 – 80 годы XX века в период наивысшего расцвета колхоза имени Ленина, когда народонаселение Никольска было большим по численности. Так возникли улицы Молодёжная – западное продолжение улицы Ленина и Восточная, улица Рабочая – восточное продолжение улицы Кирова ( Нового Краснояра); на ней селились рабочие птицефабрики.
Микротопонимическое и этимологическое описание «внешних»(окрестных) объектов начну с юга от поселения.
Местность «Грань» располагается в районе Федеральной трассы в направлении Мухоршибирь. Смысл названия- граница поселения с селом Хонхолой; другое объяснение – старообрядцы четко обозначали свою территорию этноса от соседей. Название- этногеографическое.
На юго-восток располагается огромный лесной массив – «Сангурайка», которая как бы делится на две принадлежности: Никольская и Хонхолойская Сангурайка. По опросам старожилов и по семантическому значению слова происхождения названия – «местность, богатая гуранами» (т.е. сибирскими косулями). Отсюда применение данной местности жителями села связанна с охотой, сбором ягод и грибов, частично с лесопользованием. Название – этнико-культурное.
За Сангурайкой на восток параллельно располагаются две местности: южная – местность «Рены», что означает в диалекте семейских смысл «Рано» ( для того чтобы попасть сюда нужно было выходить из села ранним утром). Имело практическое назначение – природопользования, лесопользования. Более северная параллель называется «Тэргэн»8- слово бурятского происхождения, «Эргэн»- козел. Слово было искажённо в диалекте семейских и стало «Тэргэн». Имеет в своем название этнико-культурное и природное смысловое значение.
За ними далеко на восток огромная территория под названием «Убор» , от бурятского слова «Обор» (искажённое в диалекте семейских, а взято название от бурятского села «Обор» Читинской области). Две проблемы, связанные с описанием этой местности:
1-установить значение бурятского слово «Обор».
2- Местность «Обор» имеет много названий микротопонимики т.е. большого количества местных названий. Происхождение этно-культурное.
В близи от деревни на восток, рядом с Сангурайкой располагается самая известная местность «Майдан». Происхождение названия имеет очень сложную смысловую значимость. Старообрядцы были переселены в Забайкалье из приграничных районов Украины, Белоруссии и Польши и принесли с собой много слов из этих территорий. Всем известное слово «Майдан»- «собрание» на Украине чудным образом прижилось в селе Никольск. Какой смысл по словам старожилов, по фактам романа «Семейщина» Ильи Чернева имело это название? Самая богатая в природном отношении местность: ягодами, грибами и строевым лесом. По этому жители села по своим надобностям зимой и летом часто встречались между собой на «Майдане». «Через «Майдан» проходила основная дорога на «Убор», через которую шли два направления извоза ямщиков на Петровск-Забайкальск и на Чикой и Малету». Жизнеоживленный «Майдан» по праву получил такое большое значение в жизни села. Название имеет этно-культурное и природное происхождение .На северо-востоке располагаются несколько топонимических объектов :«Стрелка»- небольшая лесостепная территория и названием своим обязана соединением двух дорог в колхозное время, ведущих на «Убор». Название – современного русского языка и народный этимологии. т.е. слово применяется в ином смысловом выражении. За «Стрелкой» располагается местность с интересным названием «Богутой». Значение и происхождение слова этно-культурное, религиозное и природное. Местные жители заметили интересную особенность: в летнее время погодные явления в виде грозы, дождей, туч зарождались именно отсюда. Так как для земледелия необходима всегда влага, поэтому односельчане с надеждой всегда смотрели на эту часть села горизонта с мысленными и словесными просьбами к Богу( Бог дай ) . Так как слова и диалект семейских менялся, то произношение «Бог дай» заменилось на более легкое выражение «Богутой» и стало определением местности.
За «Богутоем» располагается местность «Кожурта» от слова кожура. Местные жители заметили, что посаженная картошка в этой местности имеет большие урожаи. Чтобы не затруднять себя труднопроизносимым словом картошка семейские определили эту территорию, как «Кожурта». Второе возможное название местности – слово «гурт» т.е. стоянки скота и овец, которых советское время было много. Искажение слова «журт» т.е. «гурт» и производное слово «юрта» (бурятского происхождения) дало название местности.
По северу и северо-западу, в плоть до западных границ села идет знаменитая «Тугнуйская»13 степь- название коренного населения. Нужно уточнить, что эта огромная территория имеет название микротопонимии ( небольших объектов) и этимологии. Какие территории на «Тугнуе» я смогла установить: «Ключик»- места выпаса и стоянки скота, наличие водоисточника; «Мунхан» - значение не установила, но направление поиска – слова бурятского языка; «Голодная» степь – название говорит о том, что возможности почвы для роста травы ограничены т.к. почва представляет из себя «хужир» - засоленные почвы(солонцы); «Шалуты» - природный водоем; ближе к селу с севера примыкает местность «Увал» - происхождение из русского языка «вал» - большая гора, насыпь, возвышенность природного происхождения. Для легкости произношения и красоты диалекта добавили букву «у», получилось «Увал». Все эти районы имеют большие запасы каменного угля. Названия этнического, природопользовательского и культурного происхождения.
Сразу за селом на запад на границы «Тугнуя» располагается местность «Модытуй», который имел главное значение для земледелия села ( самые богатые почвы). Название связано с бурятским языком, пока значение не установила. Название имеет этническое значение.
На юго-востоке располагается местность «Рельжи». Хотя слово похоже на рельсы, но отношение к этому не имеет, название происходит от русского слова «Релка» - вкрапления леса в виде языков в степную зону.
Таким образом, я постарался установить происхождение топонимических названий села Никольска и его окрестностей.
Рассмотрев различные вопросы о происхождении словообразовании топонимов села Никольск и проанализировав собранный материал можно сделать выводы: большинство топонимов имеет сложносоставной и сложно смысловой характер. Сложносоставной характер имеет соединение слов русского языка старообрядческого диалекта и бурятского языка. Сложно смысловой характер проявляется в том, что одновременно в названиях чаще всего присутствуют этнико-старообрядческие, культурно-религиозные и природно-географические аспекты. Многие названия не случайны, а имеют рациональное значение. В.П. Семенов-Тяншанский в свое время сказал, что «народ невольно, очень верно и последовательно отражают в названиях своих селений особенности того естественного пейзажа, среди которых ему приходится жить»21; лингвистический анализ топонимов, микротопонимов, исторические документы, информация старожилов подтверждает уникальность особенности развития языка и культуры и традиций жителей. Считаю, что в целом данная работа выполнила цели, задачи с дальнейшим продолжением данной темы, так как не все проблемы микротопонимики, народной этимологии и лексико-семантических значений слов разгаданы. На данный момент реализуется задача создания «Краткого топонимического словаря» в Никольском краеведческом музее.
Топонимическое описание села позволило дополнить сведения по истории малой Родины, записать и сохранить исторический и краеведческий материал, использовать в урочной и внеурочной деятельности, этнических праздниках и иных социально-значимых мероприятиях поселения.
Комментарии