Одобрено редакцией
Большой секрет Балаклавы
Военно-исторический музей фортификационных сооружений, Балаклава, Севастополь
В советское время Балаклава была закрытым местом. И если в Севастополь всё-таки заглядывали так называемые «организованные отдыхающие», то сюда посторонних не допускали. На всякий случай. Потому, что имелся в Балаклаве большой, просто огромный секрет: объект 825 ГТС.
«Сверхживучая» база
Мир после Великой Отечественной войны изменился: появилось и было продемонстрировано ядерное оружие. С одной стороны, все осознали, какие страшные последствия вызовет его применение. С другой, кто-то мог и рискнуть. Поэтому важным казалось создать «сверхживучие» военные объекты. Они и строились в 50–80-х годах в окрестностях Севастополя.
Один из них – подземная база по ремонту и обслуживанию подводных лодок, тот самый «объект 825 ГТС». Природа будто специально под него создала бухту, куда могли зайти подлодки, и под водой, по подземному каналу, перейти на базу. Строительство продолжалось восемь лет.
Все структуры базы – сухой док, ремонтный цех, системы жизнеобеспечения, жилые помещения, располагались внутри горы Таврос, поднимающейся над бухтой. Создатели подводной базы предусмотрели всё: защиту от прямого попадания ядерной бомбы, запасной выход, могучие затворы, которые могли преградить вход в каналы. Кстати, главный канал, длиной более шестисот метров, мог вместить одновременно семь подводных лодок!
Здесь, на подземной базе, хранились ядерные боеприпасы, скромно называемые в документации «изделия». Предназначались они и для подлодок, и для ракетных крейсеров, и для береговых полков. Макеты грозных «изделий» – ядерные боеприпасы для торпед, крылатых ракет, сегодня можно увидеть в залах музея. И узнать об их мощности, подробностях обслуживания арсенала. Ну, и о том, какой «ядернывй ответ», случись что, мог бы последовать от Черноморского флота.
После распада Советского Союза секретная база подлодок отошла Украине. И оказалась тем самым чемоданом без ручки, который и нести тяжело, и выбросить жалко. Денег на содержание такого объекта не было. Кроме того, при разделе флота украинскому ВМС досталась единственная подлодка «Запорожец»: для её обслуживания база не требовалась. Ну, а базу подлодок в Балаклаве в 2003 году решено было превратить в музей. Сегодня он называется «Военно-исторический музей фортификационных сооружений».
Посуху и по каналу
Нелёгкий выбор: осматривать подземную базу «посуху» – или по воде? В первом случае посетителей ждёт 900-метровый поход по подземным ходам, проложенным в горе Таврос. Можно будет увидеть тот самый канал, по которому на базу заходили лодки, залы, по которым транспортировались боеприпасы. Вся история строительства секретного объекта представлена в одном из залов. А те, кто раньше смутно представлял себе, что такое атомные подводные лодки, узнают об этой странице подводного флота СССР.
Но есть возможность проплыть в лодке по тому самому каналу! Посмотреть на места стоянок подлодок, места, где проводился ремонт, заграждения-батопорты. Южный большой морской затвор весит 150 тонн!
Депозитарий в музее
… Слово «депозитарий» для многих из нас связано с банками. А, конкретнее, с хранилищами. Но свой, необычный, депозитарий, есть и в этом музее.
У берегов Крыма, на морском дне, лежит множество кораблей – от античных галер до сторожевых катеров и транспортов времён Великой Отечественной войны. Морская вода, конечно, за тысячелетия практически ничего не оставляет от деревянных судов, но есть примеры, когда подводные археологи обнаруживали фрагменты средневековых кораблей. Поднимали в разное время даже бумаги более чем столетней давности – инструкции, письма, фрагменты книг. Но то, что извлечено из воды, должно быть тут же законсервировано, иначе от потенциального экспоната ничего не останется.
В музее не так давно создали подводный депозитарий: в нём, в морской воде, на специальных стеллажах, оборудованных подсветкой, лежат находки археологов. Самые разные: византийские якоря, мортира, ядра, и десятки других. Ожидается, что со временем хранилище будет расширяться.
Хранитель
Директор музея Юрий Тарариев служил на Черноморском флоте, в том числе и на подводных лодках. Поэтому для него музей – продолжение работы, которую он любит и умеет делать. «Подземная база подлодок – это только один из объектов, выстроенных в Севастополе, – рассказывает он. – Их немало, некоторые до сих пор «сов.секретны», туда доступа нет. А в нашем музее мы воссоздали обстановку, в которой военнослужашие работали с ядерными боеприпасами. Последняя подводная лодка с нашей базы вышла в 90-х годах, тогда же был вывезен весь ядерный арсенал».
Есть у Юрия Тарариева мечта: чтобы в музее, рассказывающем о подводном флоте, появилась… настоящая подлодка. Одно время на роль самого большого экспоната прочили брошенную украинскими военными подлодку «Запорожье». Она досталась соседнему государству при разделе Черноморского флота, и до 2014 года фактически простояла у причала. Несмотря на ремонты, так и не вышла в море. А после того, как Крым вернулся в Россию, забирать своё имущество Украина отказалась.
И Юрий Тарариев, и ветераны-подводники считают, что несправедливо будет, если закончится эта история утилизацией судна. Всё-таки «Запорожье» в советское время прошло славный боевой путь на Балтике и в Чёрном море.
Интересные факты:
– В советское время оба выхода из канала маскировались специальной сетью под цвет скал. А подлодки в бухту заходили в тёмное время суток.
– В случае ядерной войны на подземной базе мог укрыться на месяц весь рабочий персонал и экипажи подлодок. В жилом секторе находились столовая, душевые, комнаты отдыха.
– Подземная база уцелела бы при взрыве ядерного боеприпаса мощностью до 100 килотонн. Такая бомба была бы мощнее в 5-6 раз, чем сброшенная американцами на Хиросиму.
Кстати
В состав «Военно-исторический музей фортификационных сооружений» входит ещё и музейный комплекс «Михайловская батарея». Он находится довольно далеко от Балаклавы, на северной стороне Севастополя. Но поездка туда станет путешествием в совсем другое время, середину XIX века. Батарея была построена в 1846 году, и экспозиция музея рассредоточена на площади в две тысячи квадратных метров. Здесь можно полюбоваться на чертежи генерала Тотлебена, увидеть старинную пушку-единорог, диораму Балаклавского сражения – а это одно из самых громких событий Крымской войны. Все войны, через которые прошёл Севастополя, затронули это место.
Как найти
Севастопольский муниципальный округ, г. Балаклава, Таврическая набережная, 22.
От автовокзала и железнодорожного вокзала Севастополя можно проехать на маршрутных такси и автобусах № 17, 20, 26 до остановки «5-й километр» (конечная). Или на троллейбусах № 17 или 20. От «5 километра» ходят маршрутные такси и автобусы до Балаклавы: № 9, 94, 99, выйти на до остановки «Оболонь».
От остановки – поворот направо, на западный берег Балаклавской бухты можно добраться пешком. Экскурсионный отдел: +7 978 889 10 56.
Комментарии