Бунтари за Байкал-морем - ХранителиРодины.рф

Представьте, что вас заставили быстро распрощаться со своим имуществом и переселиться из обжитого уютного дома за тысячи километров в глухие, неосвоенные, суровые места. Там не будет обустроенных населённых пунктов, только лес и каменистая или песчаная земля, на которой придётся с нуля строить себе жильё и выращивать пшеницу.

Похоже на сюжет постапокалиптического фильма? Но, хоть и трудно сейчас вообразить, подобное действительно случалось – 250 лет назад в Российской империи. Историю людей, которые столкнулись с таким поворотом в своей жизни, теперь можно увидеть и буквально потрогать руками в Музее истории и культуры старообрядцев. Он находится в селе Тарбагатай – в 50 километрах от города Улан-Удэ, столицы Республики Бурятия. «За Байкал-морем», как говорили сами староверы.

Из Европы в неизвестность

Старообрядцы – одни из самых знаменитых бунтарей XVII века. Раскольники, которые не захотели принимать церковную реформу 1650-х годов, когда патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича решил изменить богослужебные книги и обряды, чтобы приблизить их к действующему греческому формату.

Тех, кто не отказался от старых правил, отлучили от церкви, прокляли и начали жестоко преследовать. Многие раскольники бежали за границу и основали большие общины в Речи Посполитой – на территории современных Польши, Беларуси и Украины. Там они прожили 100 лет. Пока в 1760-х годах Екатерина II не решила твёрдо вернуть беглецов обратно. В тот период как раз назрел вопрос об освоении огромных, но малозаселённых российских пространств за Уралом. А о старообрядцах было известно, что они прекрасные талантливые земледельцы. Поэтому ответственность за развитие Сибири легла на них.

На повозках, под конвоем они преодолели большую часть того расстояния до Забайкалья, которое теперь охватывает Транссибирская железнодорожная магистраль. Переселенцы оказались на территории современного Тарбагатайского района. Тут их встретили леса, скалы и песчаная почва. Какого же было удивление местного начальства, когда уже через пару лет здесь выросла деревня с красивыми домами, окружённая аккуратными пашнями.

Сейчас Тарбагатай – главный центр старообрядчества. Самих староверов в Сибири ещё называют семейскими, потому что тогда в XVIII веке они селились на новом месте целыми семьями, а не поодиночке как другие ссыльные. В 2001 году культура семейских Тарбагатая, в частности их музыкальный фольклор и стиль пения, вошла в список устного и нематериального наследия ЮНЕСКО. А самая большая коллекция предметов быта и одежды старообрядцев, по которым можно в деталях представить их жизнь 150–200 лет назад, собрана в местном музее.

Сокровища семейских

Музей истории и культуры старообрядцев открылся в 2001 году. Его основатель – отец Сергий, священнослужитель Тарбагатайской старообрядческой церкви. В поиске и сборе старинных вещей ему помогает сын Александр Палий. Именно Александр сейчас главный хранитель музея и одновременно экскурсовод для туристов, желающих познакомиться с необычной уникальной культурой.

– Экспонаты для музея мы собираем уже 30 лет. Сначала хранили их в церковном подвале, потом выкупили разрушенное здание бывшего спортзала, отремонтировали и выставили в нём экспозицию. Практически ничего из найденных вещей не реставрировали – всё в оригинальном виде.

Александр Палий

Картина быта семейских здесь восстановлена полностью – от рождения до смерти. В музее есть и люлька с детской коляской, и домовина (гроб). Чем занимались и как работали старообрядцы, рассказывают многочисленные предметы: инструменты для выделки шкур и помолки орехов, маслобойки, прялки для овечьей шерсти, посуда 1876 года, кувшины, амбарные замки. Многие вещи ещё сохранили ручную роспись натуральными красками.

Одежда – культурный код

В музее даже стоит транспорт, на котором переселенцы приехали из центральной России в Сибирь, – старинная повозка. Есть сундуки, в которых везли свои вещи. Тут находятся и самые ценные реликвии старообрядцев: церковные книги и иконы XVII века. Они пережили не только ссылку в Сибирь, но и период власти большевиков, когда все религиозные предметы зарывали в землю и прятали в пещерах.

В деталях представлены яркие красивые костюмы семейских: сарафаны, шали, головные уборы. Если побываете в музее, сможете своими глазами увидеть одежду из китайского императорского шёлка, ценность которого приравнивалась к золоту. Качество ткани того стоило: например, тёплому полупальто – курмушке – уже за 200 лет, а выглядит как новое.

У семейских девушек была возможность носить такие шикарные наряды, так как через деревни старообрядцев проходил Великий чайный путь – торговый маршрут из Китая в европейскую часть Российской империи. Поэтому среди музейных находок есть не только китайские шелка, но и другие иностранные товары: английские, немецкие сепараторы и инструменты для заточки ножей. По тем временам необычные вещи для далёкой и труднодосягаемой Сибири.

Один из самых впечатляющих экспонатов музея – весы, сделанные в 1848 году, за 16 лет до отмены крепостного права. Сама конструкция внушительных размеров и весит 30 кг, но обладает высокой чувствительностью – реагирует на 0,5 грамм. Даже если на одну чашу положить лёгкий шёлковый платок, весы уйдут вниз.

«Интересно находить интересное»

Некоторые экспонаты отец Сергий и Александр выкупали или обменивали, но не меньше половины вещей были найдены на свалке.

– Ещё 10–15 лет назад свалка возле каждой деревни в Тарбагатайском районе была самым интересным местом. Надо было только поискать. Многие предметы люди выкидывали из старых домов во время ремонта или стройки. Так у нас появились прялки, сундуки, сарафаны. Сейчас «урожайный» период раскопок на свалке закончился – теперь там только пластиковые бутылки и картонные коробки.

Александр Палий

К слову, самые древние экспонаты музея относятся не к временам прибытия семейских в Забайкалье, а к ледниковому периоду: это кости шерстистых носорогов, бизонов, мамонтов и оленей. Все они из окрестностей вокруг села, с берегов реки Селенги. Музей не ограничивается одним зданием. Знакомство с культурой семейских продолжается на другой стороне улицы – на территории церкви обосновалась красивая усадьба. В ней стоят старинные старообрядческие дома, которым больше 150 лет.

Основатели музея перевезли их сюда из соседних деревень, отреставрировали изнутри, а снаружи огородили красивыми резными воротами. На эту большую работу у них ушло 10 лет. Дома не пустуют – они наполнены сотнями экспонатов, которые невозможно было вместить в одно здание.

Самобытность семейских привлекает людей из разных точек мира. По словам Александра, в Тарбагатае иностранных туристов бывает даже больше, чем российских. Часто приезжают австралийцы, немцы, японцы, итальянцы, французы. Встречались гости и из более далёких мест, например, из Венесуэлы. В музее сложилась традиция: путешественники на память о посещении оставляют денежные знаки своей страны.

На вопрос, сколько всего предметов в коллекции, Александр только машет рукой:

– Сосчитать невозможно. Да и, если честно, не пытаемся. Мы же не гонимся за рекордом – просто интересно находить что-то интересное.

Александр Палий

Как найти

На автовокзале Улан-Удэ нужно сесть в маршрутное такси «Улан-Удэ – Тарбагатай». Время в пути – 40–50 минут.

Адрес музея: с. Тарбагатай, ул. Промышленная, д. 20а

Часы работы: 9:00–19:00.

Записаться на экскурсию можно по тел. +7 (924) 65-01-971

Комментарии