История открытия Красково-Малаховского средне-учебного заведения - ХранителиРодины.рф

До 1908 года в Малаховке существовала лишь церковно-приходская школа с трёхлетним обучением. Дальнейшее обучение малаховские дети получали в гимназиях Москвы. Но шло время. Жизнь требовала школы, находящейся как можно ближе для желающих обучаться.

Первым, кто взялся за осуществление этой мысли, был врач Красковской больницы Михаил Самойлович Леоненко. Из воспоминаний Петра Михайловича Леоненко: «Первой мыслью отца было организовать и построить школу в селе Красково, недалеко от больницы на опушке леса, на земле, принадлежавшей княгине Оболенской. Однако княгиня сочла её «крамольной» и земли не дала. Для организации Комитета Общества устройства Красково-Малаховского среднего учебного заведения» отец привлёк: А. И. и Н. И. Чебышевых, М. Я. Бормотова, А. М. и Е. С. Дейстфельд, В. П. Давыдова, М. К. Черногубова. Председатель Комитета – М. С. Леоненко, казначей – Н. И. Чебышев, секретарь – Е. С. Дейстфельд».

«Леоненко увлёк многих этой задачей – устроить первую подмосковную гимназию для детей обоего пола. Устраивать два учебных заведения было бы не под силу местному населению, да и не вызывалось необходимостью. Во всех слоях населения проявилось горячее участие и сочувствие как среди состоятельных людей, так и среди скромных трудовых» (Н. Д. Телешов)

Портрет Леоненко. «Обладал величайшим мастерством в подборе людей, умел увлечь их постоянной задачей, не подал духом в такие моменты, когда, казалось бы, задуманное дело на краю гибели. Он – душа школы. Члены Общества по достоинству оценили его вклад в создание школы».

Портрет Телешова: «Безвозмездно передав земельный участок под школу, разрешил вопрос: быть или не быть школе. Именно он задавал тон остальным состоятельным лицам и на пожертвования и на взаимные вклады».

Врач Леоненко и писатель Телешов ездили к министру народного просвещения Льву Аристидовичу Кассо. С ними был также К. Н. Владимиров.

Герасимов: «Немало пришлось приложить усилий этим двум «ходокам», чтобы уговорить матёрого реакционера на нужное и полезное дело. И всё-таки брешь была пробита!»

30 июля 1908 – распоряжение об открытии среднего учебного заведения в посёлке Малаховка с курсом мужских гимназий для лиц обоего пола.

Вначале в дачных помещениях, которые предоставляли Давыдов и Дейстфельд, были размещены младший и старший приготовительные классы.

25 января 1909 постановлением Общего собрания Общества было решено построить собственное здание для гимназии. Это был своего рода строительный займ с полным погашением капитала в течение 14 лет.

21 июня 1909 года общее собрание создало особую комиссию, состоявшую из комитета, ревизионной комиссии и особо приглашённых лиц.

Проект здания разработал московский архитектор, представитель стиля модерн Лев Францевич Даукша. Он же вёл наблюдение за ходом строительных работ. Всё это Даукша выполнил на благотворительной основе.

Правление железной дороги привлекли к перевозке и доставке стройматериалов. Рабочие и служащие дороги доставляли материалы от изготовителей до места застройки – подлинный факт личного труда.

Земельный участок предоставил Н. Д. Телешов безвозмездно, а застройщик южной Малаховки Ф. И. Шпигель согласился перенести уже построенные дачи в другое место.

Но деньги поступали слабо. Комитет обращался к членам Общества с призывом делать взносы более энергично. Поэтому Комитет изощрялся в изыскании средств для строительства школы. Спектакли и концерты; крупные вклады частных лиц.

В великих муках была завершена первая очередь здания. (Здание строилось по проекту архитектора Л. Ф. Даукша. Он предложил проект и наблюдал за строительством совершенно бесплатно.)

Из-за финансовых трудностей школьное здание не было достроено. Оно и в таком объёме было не только достаточным, а даже с избытком. Не форсировали завершение архитектурного ансамбля, а там и началась Первая мировая война.

В 1910 году из частных зимних дач Дейстфельда и Давыдова учащиеся были переведены в светлое, просторное двухэтажное здание. Открытие состоялось 3 сентября. Елена Андреевна Телешова писала: «Нас снимали, был Джунковский. После приехали к нам Грузинский, Леоненко с женой, Бунин, Херсонский, Хабаров, Дейстфельд. Иван говорил, что было формально и скучно, а Леоненко ответил, что иначе нельзя. Хабаров говорил, что надо объединяться и ждать времени, когда можно открыть новую свободную школу без старых форм». Здание школы было освящено 3 октября. Видимо, в этом же году были взяты учащиеся из московских гимназий.

Кабинет естествознания был создан на деньги, пожертвованные Еленой Андреевной Телешовой, вместе с завершением строительства здания гимназии.

Физический кабинет был оборудован несколько позднее (1911/12) на средства Пальмина. Школа имела свою электростанцию. Для этой цели Н. Д. Телешов пожертвовал 1700 рублей.

В принципе Малаховская гимназия была школой массовой, так как в неё могли поступать дети всех слоёв общества, но и в то же время труднодоступной для детей даже из семей со средним достатком в силу высокой платы за обучение.

Освящение здания

Ст. Малаховка, Моск.-Каз. ж.д.

Комитет О-ва устройства Красково-Малаховского средне-учебного заведения имеет честь покорнейше просить Вас, Милостивый Государь, почтить своим присутствием скромное торжество освящения собственного здания учебного заведения О-ва, имеющее быть 3-го Октября сего 1910 года в 12 часов 30 минут дня.

Почётный Председатель О-ва Н. Телешов

Председатель Комитета О-ва М. Леоненко

И. об. Секретаря член Комитета Н. Чебышев

Вспоминает Михаил Кириллович Клоков (выпускник 1915 года - это был первый выпуск!)

Нас было 10 человек – выпускников школы 1915 года: Клоков Михаил из Краскова, Беспалов Михаил из Раменского, Савиновы – два брата, Давыдова Юлия, Правосуд Раиса...

Родился я 7 ноября 1893 года в селе Красково в семье отца-плотника, матери-подёнщицы. Был первым ребёнком из семи душ – детей моих родителей. В 8 лет поступил в сельскую школу, в которую ходил 4,5 года, полгода посещал школу по зову учительницы Черногубовой Марии Константиновны, которая устроила меня учиться в торговую школу в Москве. Плата за учёбу и проезд производилась за счёт средств Общества помощи учителям сельской школы. Один год проучился в этой школе, а на второй год вынужден был кончить учёбу из-за отсутствия средств у Общества.

В 1908 году открылась Малаховская гимназия, в которую меня устроила эта же Мария Константиновна, на стипендию во второй класс. Из третьего класса я должен был уйти: надо было помогать семье какой-либо работой. Стал помогать отцу по плотницкой части и по другим видам заработка: читать по умершим псалтырь, рыть могилы, набивать льдом погреба на дачах и у зажиточных красковских мужиков, а также носить дачникам вещи со станции. Узнав об этом, моя сельская учительница вновь взялась устраивать меня в гимназию. Пришлось держать экзамен за третий класс. Выдержал и был принят вновь. В 1915 году окончил гимназию без троек – пятёрок было больше, чем четвёрок. Потом о моей дальнейшей судьбе стал беспокоиться классный воспитатель Фриденберг Виктор Эрнестович. На лето 1915 года он рекомендовал меня в качестве репетитора в семью профессора Рейна, занимавшего в то время должность заведующего 1-й городской больницы Москвы.

Вспоминает Мария Николаевна Солнцева (урождённая Чебышева)

Отношения преподавателей и учеников были таковы, что большинство учеников уважало и ценило своих учителей, а состав преподавателей был на самом высоком уровне – это были настоящие педагоги и воспитатели молодёжи. Культурно-просветительская жизнь школы тоже была на высоком уровне – фактически вся культурная жизнь Малаховки концентрировалась в школе (быв. гимназии). Наша школа, в которой прошла лучшая пора жизни – юность, – оставила яркий след в жизни. Если по болезни нельзя было посещать школу, это воспринималось очень тяжело. Все праздники, все выходные дни проводили в школе, готовились к выставкам, писали от руки стенную газету (я входила в редколлегию). Спорт тоже был на высоком уровне для того времени. В большом зале школы были установлены гимнастические снаряды – на окнах сделали деревянные решётки, чтобы можно было играть в волейбол и баскетбол. Весной перед школой, на большой лужайке, играли в лапту, «чижика» и «погонялку» – увлекательная игра и очень живая, бегать надо было очень много, часто вокруг всего здания школы. Кроме спортивных занятий, Фелица Осиповна Яслумская проводила очень интересные занятия с выступлениями для родителей. Наибольшее влияние на меня оставила Мария Александровна Рыбникова – она привила большую любовь к родной природе и литературе. Помимо школьной программы при её влиянии стали близкими наши великие писатели Пушкин, Лермонтов, Толстой, Блок, Есенин, Маяковский. «Слово о полку Игореве» – стало одним из любимейших произведений.

Из книги С. А. Могилевской "Малаховская школа, или Возвращение к юности"

Только теперь, прочитав «Записки Телешова», я взяла в толк, почему именно 30 июля в парке, где находился театр, каждое лето устраивалось праздничное гулянье, давались спектакли, в которых принимали участие самые именитые актёры московских театров – Малого и Художественного. И даже пел знаменитый Шаляпин. Оказывается, все деньги, вырученные на этом весёлом празднике, поступали в распоряжение школы, на них покупались учебники, устраивались бесплатные завтраки для неимущих ребят. Конечно, когда Малаховская гимназия стала Советской опытно-показательной школой, эти благотворительные концерты, спектакли и гулянья потеряли свой первоначальный смысл. Государство стало полностью обеспечивать все потребности школы. Но по старой традиции такое праздничное гулянье ещё было летом 1919 года, и я принимала в нём участие. Вместе с Лидой Назаровой в костюмах голландских крестьянок мы продавали молоко из запотевших стеклянных крынок. От покупателей – отбою не было. За каждый стакан платили втридорога. И мы с гордостью сдали устроителям праздника целую кучу денег. А потом побежали в театр смотреть спектакль и повеселились вместе с остальными.



Дарья Давыдова,

заведующий научно-просветительским отделом Музея п. Малаховка (подразделение МУК "Музейно-выставочный комплекс" г.о. Люберцы)

Комментарии