Наш паровоз вперед летит! - ХранителиРодины.рф

Наверное, вряд ли найдется на свете человек, который не любил бы путешествовать. Кто-то выбирает для себя самолеты, кто-то предпочитает автотранспорт, а есть те, кто любит передвигаться по огромной России на поездах. Это то время, когда можно не спеша пить чай с пирожками, рассматривать мелькающие пейзажи за окном и спокойно засыпать под мерный стук колес, зная, что за твою поездку отвечают профессионалы своего дела.

Путешествие сквозь столетия

Непередаваемая атмосфера железной дороги ощущается сразу же, как только попадаешь на территорию Поволжского музея железнодорожной техники. Кажется, что сейчас мимо пробегут носильщики, которые предложат подхватить твой чемодан и помогут загрузиться в вагон. А уже буквально через несколько минут басом загудит паровоз, ты поразишься его красоте и мощи, вагоны тронутся, и впереди начнется волнительное путешествие по России.

Кстати, звуковые эффекты в музее самые настоящие – рядом проходят железнодорожные пути, а красок добавляет и административное здание учреждения – исторический артефакт.

Когда-то он был настоящим вокзалом станции Дашково Пензенской области. Его построили в 1874 году, его бревна за почти до сих не испортились и послужили строительным материалом для воссоздания здания. Внутри станции можно познакомиться с историей создания одной из старейших в России железных дорог – Куйбышевской.

Дорога – это труд людей

Здесь можно увидеть экспозицию, посвященную работе дежурного вокзала: настоящий телеграф, часы железнодорожника, старинную мебель с вензелями «СЗ» (Самаро-Златоустовская железная дорога), увидеть форменную шинель XIX века, и все экспонаты, собранные в музее – подлинные.

Большая часть музея посвящена людям, которые участвовали в становлении и развитии железной дороги в разные годы. Внушительная часть выставки посвящена работе железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Благодаря их самоотверженному труду в Самару, а тогда еще Куйбышев, на станцию Безымянка доставили эвакуированные оборонные заводы, и город начал выпускать легендарные штурмовики ИЛ-2.

- Во время Великой Отечественной войны железная дорога выполняла особую роль. Железнодорожники уходили на фронт, отстаивать рубежи Родины. На деньги сотрудников Куйбышевской железной дороги и жителей городов создавались бронепоезда для фронта. Всего было построено десять таких поездов.

Александр Лысак, хранитель музея, ведущий инженер Центра научно-технической информации и библиотек Куйбышевской железной дороги ОАО «РЖД»

Сохраняя наследие

Сам музей можно назвать молодым. Его открыл на территории Самарского государственного университета путей сообщения 10 ноября 2010 года Герой Советского Союза, летчик-космонавт, ученый, врач Олег Атьков, который в то время был вице-президентом ОАО «РЖД». Помогает музею ОАО «РЖД», выделяя средства по программе сохранения культурно-исторического наследия. Сотрудники музея говорят, что их цель – не только рассказать об истории создания железных дорог и увлечь молодежь сложной профессией. Самое главное – напомнить, что железная дорога – объект повышенной опасности. Отметим, что музей пользуется заслуженной популярностью у жителей Самары и ее гостей.

- У нас всегда ежедневно проводится несколько экскурсий, приезжают школьники и приходят студенты вуза. Обычно, всегда кто-то из учеников младших классов говорит, что когда вырастет – станет железнодорожником. В музее были представители музеев из Швеции, Японии, Китая, Словении. Часто приезжают немцы, поскольку СамГУПС обменивается студентами. И кстати, зарубежные гости более щепетильны, больше спрашивают. Им интересна наша история.

Александр Лысак

Почувствовать себя машинистом

В музее признаются, – рассказывать о железной дороге – одно дело. Но вот когда есть возможность побывать в будке паровоза или кабине электропоезда – совсем другое. И такая возможность у посетителей есть! Огромный интерес у мальчишек и девчонок вызывает грузовой паровоз мощностью 1920 лошадиных сил, построенный в Америке с 1943 по 1945 годы в рамках международного соглашения по ленд-лизу.

За его основу американцы взяли проект паровозов, разработанный русскими инженерами, и строившимися в США для России в 1915-1917 годах. В Россию из Америки эти паровозы доставляли морскими путями. Внутри будки легко можно представить себе, как не просто приходилось машинистам работать на такой мощной машине.

А затем можно перенестись через несколько десятков лет и посмотреть, как выглядит кабина машиниста первого скоростного электропоезда Р 200, который начал курсировать между Ленинградом и Москвой в 1984 году. 20 февраля 2009 года он закончил свой последний рейс с пассажирами из Петербурга в Москву. За 25 лет работы этот поезд совершил около 4 тысяч рейсов и перевез более 2 млн. пассажиров.

Также здесь можно увидеть первую электричку, которую пустили в Куйбышеве в 1944 году, трофейную немецкую цистерну для перевозки нефтепродуктов, а также легендарный вагон теплушку и многую другую интересную технику.

Как найти

Самарская область, поселок Зубчаниновка, улица Литвинова, 322 А.

Телефоны: 303-75-00, 303-75-01.

Музей работает со вторника по субботу с 9 до 17 часов, воскресение и понедельник –выходные дни.

Проезд: электричкой – до платформы «Мирная», автобусом – остановка «Железнодорожный музей», трамваем – остановка «Восточный поселок».

Стоимость посещения музея – 90 рублей.

Школьники, студенты, пенсионеры – 30 рублей.

Экскурсии проводятся по предварительной записи.

Стоимость дополнительного сбора от 10 до 20 рублей с человека в зависимости от количества человек в группе.

Комментарии