На рубеже обороны Москвы - ХранителиРодины.рф

За внешнее сходство его называли «Летучей мышью». Видимо за какие-то другие характеристики он получил имена «Нетопырь», «Мастодонт», «Мамонт». Теперь это огромное сооружение из металла с огромными колесами, и впрямь напоминающее какое-то животное, зовется «Царь-танком». Он разработан инженером Николаем Лебеденко, но так и не увидел полей сражений. Да и по сути своей, наверное, не являлся танком. Скорее колесная бронированная боевая машина, созданная для психологического устрашения.

Так вот макет его в натуральную величину вы сможете увидеть, побывав в музейно-мемориальном комплексе «История танка Т-34». А почему он так и не участвовал в боях, вам расскажут сотрудники этого музея. Приоткроем два маленьких секрета. Первый: испытания он все-таки начал проходить, но, как говорится, отъехал от места старта недалеко, всего на полкилометра. Ну и второй: танк, можно сказать трехколесный, но заднее колесо у него опорное, а два огромных колеса по бокам управлялись двумя персональными двигателями.

Сотрудники комплекса знают еще множество историй обо всех своих экспонатах, которые расположились под открытым небом и в залах здания музея. И все же главный герой музея – знаменитый танк Т-34.

Книга о танке

Кто бы мог подумать, что появление книги, которая называлась «Книга об отце» станет тем самым спусковым механизмом, благодаря которому в подмосковной деревне Шолохово появится музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34». Автор книги – Лариса Васильева (в девичестве Кучеренко) – дочь Николая Алексеевича Кучеренко, одного из создателей танка Т-34. Перед смертью отца Лариса Васильевна пообещала ему написать книгу об этом танке и выполнила обещание. Только эта книга была, скорее, художественная, с элементами фантастики, главная героиня которой – маленькая девочка – потерялась, и, в поисках отца знакомится с новыми людьми, параллельно восстанавливая историю возникновения танка. Книга увидела свет, и ее автор начала получать из разных концов страны письма. Люди делились воспоминаниями, фактами, фотографиями, документами. Однажды директор Пушкинского музея посоветовал Ларисе Николаевне создать музей хотя бы у себя на даче, и она последовала его совету, назвав музей «Памяти танкостроителей». Только представьте себе: даже отсутствие Интернета и какой бы то ни было рекламы не помешало тому, чтобы народ узнал о его существовании. На дачу потянулись люди, некоторые даже из-за рубежа. Они вновь и вновь приезжали, привозили документы, воспоминания, награды. Все это просто невозможно было разместить на небольшом дачном участке.

Неожиданное для всех обращение Ларисы Васильевны к мэру Москвы Юрию Лужкову и губернатору Московской области Борису Громову всё решило. «Танк спас Москву, надо спасать танк», – примерно такой посыл был у этого обращения.

Танк с биографией

В начале 2001 года на заснеженном пустыре под деревней Шолохово собрались высокие гости и держали совет. А уже 6 декабря 2001 года здание музея принимало своих первых посетителей.

Так почему же именно это место было выбрано для музея? Все просто. Между Дмитровым и Москвой, в 3 километрах от Савеловской железной дороги проходила старая Дмитровская дорога, которая стала рокадой или тыловой трассой. Именно здесь в 1941 году был создан ближний рубеж обороны Москвы, и именно отсюда, с Лобненского рубежа, началось контрнаступление советских войск, в числе которых были танки Т-34 из 31-й танковой бригады, участвовавшие в легендарном параде 7 ноября на Красной площади Москвы.

Когда еще даже здание не было достроено, первым экспонатом музея стал танк Т-34, прошедший войну. Его передали студенты физико-технического института из Долгопрудного. А всю остальную экспозицию собирали с миру по нитке.

Сегодня сотрудники с гордостью говорят, что уникальность музея – это то, что танк Т-34 – один из немногих танков, чья биография полностью восстановлена. В музее представлена персональная экспозиция танка.

Под открытым небом расположились более трех версий «тридцатьчетвёрки», ее «дети» и «внуки». Можно воочию увидеть, как менялась боевая машина, как становилась мощнее и умнее. Кстати, представлены здесь и настоящие двигатели с боевых танков, поржавевшие и разбитые в боях. Выпущены они в годы войны на Сталинградском тракторном заводе. Интересный факт: подобные двигатели всё еще в строю, их до сих пор используют в народном хозяйстве.

Посреди танкового поля расположилась небольшая площадь Памяти, на которой установлены крест и звонница. Крест посвящен всем, кто так или иначе был связан с танком, – и бойцам, и танкостроителям. А вот звонница совсем необычная – она сделана из элементов танка Т-34: стволы, катки, а на самом верху подкалиберный снаряд, который увековечен в песне «На поле танки грохотали». Есть там такие слова: «По танку вдарила болванка, прощай, родимый экипаж…». Так вот эта болванка – страшная сила. Внутри снаряда сверхпрочный металл, вокруг которого находится взрывчатка. И если такая болванка попадала под башню, то моментально её сносило.

Вообще музейный комплекс занимает солидную территорию и даже имеет свое продолжение. Через дорогу от него расположилась Аллея памяти, где по инициативе Ларисы Николаевны Васильевой установлен знак в виде звезды, на которой написано: «Рубеж обороны Москвы 1941». Это один из знаков «Ленты Славы», обозначающий рубеж обороны Москвы в 1941 году. В городском округе Мытищи он установлен в Шолохово, рядом с музеем.

Под открытым небом расположились не только танки, есть и развернутая экспозиция «Эхо войны», куда собирают находки поисковиков. Всевозможные траки, пушки, шариковая опора башни с полей Курской битвы, фрагмент башни и многое другое.

На что ещё посмотреть?

Еще одна гордость музея – практически полная коллекция танковых катков. Есть среди них и уникальный. И уникальность его в том, что вся резина, которая вроде бы должна была быть снаружи, убрана внутрь катка. В начале войны страна не могла похвастать изобилием каучука и поэтому конструкторам пришла в голову такая идея. При этом сам каток и ходовые качества остались прежними. А теперь представьте себе, какой жутчайший грохот создавал железный каток, соприкасаясь с железными траками? Кстати, именно это свойство наши командиры использовали для того, чтобы обмануть противника. «Как?» – спросите вы. Да очень просто. Танковая колонна отправлялась в одну сторону, а в другую шла машина с рупором, через который передавался этот же самый грохот танков, но записанный на пластинку…

Еще много интересных фактов, легенд и экспозиций можно увидеть, побывав в музейно-мемориальном комплексе «История танка Т-34». Можно даже заглянуть внутрь одного из них. Он представлен как ремонтный, имеет небольшой поперечный разрез и открытый нижний десантный люк. Кстати, вот еще одна загадка: вместо пушки в башню этого танка вставлена обычная водопроводная труба. Почему? Вам обязательно расскажут об этом местные экскурсоводы.

А один из танков пользуется особой популярностью и у детворы, и у взрослого населения. К нему приставлен трап, и никто не запрещает сделать отличное фото или даже скатиться с лобовой брони… Кстати, часто молодые посетители начинают спорить о назначении небольшого отверстия, которое находится прямо под башней этого танка. Версии разные, вплоть до той, что она вентилирует воздух в танке. Нет, это бойница для курсового пулемета, из которого стрелял механик-водитель. «Как же так? – спросят многие, – ведь ни сверху, ни снизу, в общем, нигде больше нет никакой прорези. Куда же он стрелял?» На самом деле это больше психологическое оружие, ведь во время движения попасть в кого-то было просто невозможно. А действовало оно так: враг, поднимаясь из окопа с гранатой, чтобы взорвать боевую машину, видел, что из танка вырывается пулеметная очередь, и интуитивно бросался обратно. Всё! Атака на танк провалена.

В самом здании музея на первом этаже можно ознакомиться с историей разработки и создания танка. На втором этаже представлены экспонаты, рассказывающие о боевом пути Т-34.

Кстати, там же вы увидите знаменитую книгу, выпущенную ЮНЕСКО на всех основных языках, «Чудесные сечения». Ее автор Стивен Бисти включил в нее самые значимые достижения человечества, начиная от египетских пирамид. Все достижения представлены в разрезе, чтобы юное поколение могло посмотреть, что там внутри. Так вот, когда книга только замышлялась, руководство нашей страны было уверено, что Россию будет представлять советский космический корабль. Они оказались не правы. Как самое выдающееся произведение человеческих рук представителей нашей страны автор представил в книге именно танк Т-34.

Главный хранитель музея Татьяна Вячеславовна Кураева, подчеркивая уникальность музейного комплекса, говорит о том, что в нем есть множество экспонатов, которые до последнего времени были засекречены. «Молодое поколение, побывав у нас, может познакомиться не только с богатой историей танка Т-34, но и с еще очень многими историческими фактами. Мы получаем экспонаты из первых рук, от родных и близких участников героических событий, – отмечает она. – Здесь можно не только потрогать руками, но и прикоснуться сердцем к героическому прошлому знаменитой «тридцатьчетвёрки» и к судьбам людей, которые с ней связаны».

Как найти

Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» находится по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, п/о Марфино, деревня Шолохово, 89А. Телефоны: 8(495)577-71-94, 8(49)577-74-01. Официальный сайт www.museum-t-34.ru.

Часы работы: вторник-воскресенье, с 10.00 до 18.00; понедельник – выходной; последний четверг каждого месяца – санитарный день.

Варианты проезда.

На автобусе № 519 от станции метро «Алтуфьево» до остановки «Деревня Шолохово – Магазин» в деревне Шолохово.

На пригородной электричке от Савеловского вокзала (Москва) или от станции метро «Тимирязевская» (выход на железнодорожную платформу «Тимирязевская» Савеловского направления) до станции Катуар. Далее автобусом № 70, следующим до Аксаково, до остановки «Деревня Шолохово – Магазин».

Комментарии