"Сквозь ад кромешный нас вели по ладоге" - ХранителиРодины.рф

Статья рассказывает о детском доме в сибирском селе Зырянское. В этот детский дом во время войны привезли детей из блокадного Ленинграда.

Из блокадного Ленинграда их вывозили по единственной и очень опасной дороге. Хоть и называлась она «дорогой жизни», ни какой гарантии безопасности караванам машин и их пассажирам не было, зато была надежда. В первую очередь спасали детей, большинство из них были сиротами. Некоторых провожали в далекий путь обессиленные от голода родственники.

Девятого сентября 1942 года шесть воспитателей и пятьдесят воспитанников из Детского дома № 5 были эвакуированы из голодного блокадного Ленинграда. Родители этих детей умерли от голода, погибли под бомбежками или сражались на фронте, а детей, как могли, спасали в детском доме. Все дети были истощены. Диагноз один на всех – дистрофия. Самому младшему было три года, старшему – двенадцать лет. Слишком рано они осиротели и познали голод, холод и страх. Поездка была не менее страшной и опасной. Вот как описывает это участник трудного переезда Валерий Шумилин: «Сквозь ад кромешный нас везли по Ладоге… Ревел зловеще бомбовоз и в сердце метил. У трапа, встав учителя, нас утешали: ну, потерпите, ну, чуть-чуть. Там за кормой игрушки плыли по воде кровавой. Но как представлю, что на дне хозяйка их…»

Потом ребят посадили в вагоны – теплушки и на поезде повезли в далекую Сибирь. Эшелон по дороге не раз попадал под бомбежку. Им повезло, они добрались до Новосибирска 25 сентября. Там к группе добавили еще сто ребят и отправили всех на барже по реке Чулым. Третьего октября дети прибыли в село Зырянское. Истощенных детей с баржи на берег выносили жители села на руках и несли до самого барака, который отвели для детского дома. Часть детей отправилась дальше вверх по Чулыму в село Березовка, которая сейчас находится на территории Первомайского района. Там организовывался филиал Зырянского детского дома для ленинградских детей.

Ребятам были созданы вполне терпимые условия. Изобилия не было, потому что и здесь, в глубоком тыловом сибирском селе голодали. Почти все продовольствие отправлялось на фронт. Но здесь хотя бы не бомбили, а на холодную зимнюю пору были заготовлены дрова. Так и началась история Ленинградско - Зырянского детского дома.

Вот как чувствовала себя после первого рабочего дня молодая воспитательница Елена Жукова. Придя домой, девушка твердила: «Не пойду больше, там такие дети…» и разрыдалась. Скоро ленинградские детишки немного поправились. Воспитатели, нянечки и другие работники детского дома ухаживали за ними как за родными. Изголодавшиеся, истерзанные голодом и холодом дети не сразу отогрелись душой. Были они замкнутые, некоторые даже обозленные. Малыши сразу отзывались на ласку, а те, что постарше были настороженные, недоверчивые, слишком привыкшие выживать в одиночку. Но вскоре все наладилось. Дети привыкли, набрались сил, стали помогать работникам по хозяйству. Уже к весне детский дом имел свое подсобное хозяйство с коровами, конями, огородом и даже картофельным полем. Завели свою небольшую пасеку. Это хозяйство было залогом относительно сытой жизни. Позже в детском доме появились учебно-производственные мастерские, где ребята учились шить, столярничать и осваивали сапожное ремесло. Мужчин в селе было мало, они воевали на фронте. Детям приходилось много работать. Коля Быстров был самым старшим из ребят. Родители его погибли в блокадную зиму. Работал мальчишка наравне со взрослыми, научился ловко обращаться с лошадьми. Женщины в шутку называли его «лошадиным командирам». Он мечтал попасть на фронт, поэтому и трудился как на фронтовой полосе. Николай Быстров за свой труд был награжден медалью «За победу». Вручали ему эту медаль на уроке в классе. Со слезами на глазах парнишка принял награду.

В свободные от работы и учебы часы ленинградские ребятишки занимались самодеятельностью, а потом давали концерты жителям села. Четырехлетнюю Лиду Блашкову иногда держали на руках, а она пела, радуя слушателей своим чистым голоском. Маленькие, слабые, они старались отблагодарить людей за заботу и ласку.

День победы в детском доме встретили с огромной радостью. Дети стали дожидаться своего возвращения домой. Но для большинства из них это возвращение наступило не скоро. Всего лишь пятьдесят детей из почти двухсот вернулись в Ленинград, вновь обрели родственников и дом. Да и то не сразу. Нине Гальцевой отец прислал письмо только в сентябре 1952 года. Лешу Дроздова, окончившего десятый класс с серебряной медалью, отправили в Ленинград в училище связи. Там он по памяти отыскал свой дом. Позже он писал, как он ходил возле дома, как не решался позвонить в дверь квартиры – вдруг ошибся, ведь вывезли его отсюда пятилетним малышом. На лестнице он встретил женщину. Это была его сестра. Все в семье считали мальчика погибшим, и вдруг он сам! Живой и здоровый, офицер – моряк! Лиду Блашкову, маленькую певицу, мама искала до 1975 года. Она нашла свою доченьку только тридцатидвухлетней женщиной. Остальным детям повезло меньше. Они до 1953 года оставались в Зырянке, учились со своими сверстниками в школе. Найти их родных было очень сложно. Многие дети просто не помнили своей настоящей фамилии. Им давали фамилии уже в детском доме, поэтому здесь было много Ивановых. После 1953 года, когда детский дом в Зырянске закрыли, многие дети были отправлены в детские дома города Томска.

Шли года. Мирная жизнь налаживалась. Бывшие детдомовцы устраивались на работу, получали профессии. Воспитанник Ленинградско-Зырянского детского дома Василий Шумилин стал профессиональным журналистом. Он написал много стихов о своем детдомовском детстве, о Зырянке, ставшей ему родной, о своих друзьях и педагогах. Да и другие не забывали, о ставших им родными, работниках детского дома. Юрий Лесков написал стихотворение «Село Зырянское, родное». «Мы сердцем – ленинградцы, душою – сибиряки!» - говорили они. Много раз собирались ленинградцы в Зырянке, встречались со своими воспитателями. Приглашали их в Ленинград. Писали любимым воспитателям длинные письма, рассказывали о своей жизни, о радостях своих и бедах, как родным и близким людям.

Первым директором детского дома стала эвакуированная из Ленинграда вместе с детьми и пережившая все тяготы вместе с ними Евгения Андреевна Мамонтова. Ей в ту пору было всего двадцать три года. Директорствовала она до 1945 года. После этого директором стал И.П. Детков. В детском доме работало много зырянцев. Завхозом был Герой Советского Союза Михаил Карпович Ефанов, на подсобном хозяйстве трудились В.П. Шамина, Н.Я. Иванова, М.А. Гусева, О.Г. Бородич, А.В. Алин, Б.Н. Конкин и другие. Воспитателями в детском доме были В.В. Бабкина, В.Г. Жуковская, В.М. Лысанова, Е.Г. Жукова, Г.С. Михайлова, А.И Пименова, врач О.А. Пушкарева и другие. К сожалению, в живых их уже нет. Да и воспитанники их теперь люди уже весьма солидного возраста, а многие так же ушли в мир иной. Но Ленинградско – Зырянский детский дом это страница истории нашего села, забывать которую мы не в праве.



Статья написана по материалам Зырянского краеведческого музея.





Комментарии