Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много... - ХранителиРодины.рф

Что такое Бодун? Может ли стать объектом исследования школьный похвальный лист? Где сохранился замок, построенный сто лет назад крестьянской семьёй? Какие открытия дарит краеведение и почему в путь лучше отправляться с друзьями - читать здесь

Вы знаете, что такое «Бодун»? Дети скажут, что это какое-то бодливое животное, а кто-нибудь из старших вспомнит выражение «с бодуна» и его значение – состояние после употребления крепких напитков. И все будут не правы. Бодун – это удивительный по духовной глубине праздник поминовения, который отмечают в воскресение перед Петровым днем в селе Сердеж Яранского района Кировской области, и на который землякам принято приезжать, несмотря на дальность расстояний и занятость. Обряды, связанные с этим праздником, существовали в глубокой славянской древности. Сейчас такого праздника нигде нет, а у нас он сохранился. Его долгое время искали ученые (оказывается, праздники тоже ищут!) и нашли с помощью яранских школьников, занимающихся краеведением, и их наставников.

Изучение родного края многие яраничи начинают со школьных лет. Дети ходят в походы и на экскурсии, посещают музейные и библиотечные занятия, участвуют в краеведческих конкурсах и играх, проводят свои исследования… Конечно, если рядом есть увлеченный взрослый, способный заинтересовать историей и природой родного края.

Мне повезло! Начиная с седьмого класса, я

входила в состав школьной туристической команды, которая ежегодно весной

отправлялась в многодневные походы с обязательным сбором краеведческих

материалов. Правда, тогда походы больше привлекали ночевками в палатках,

посиделками у костра, и, разумеется, свободой от уроков… Наставники учили нас

беседовать с респондентами, обрабатывать и оформлять собранные материалы,

конечно же, беря на себя большую часть работы. Но в наших

головах и сердцах памятные искорки все равно оставались.  Педагоги приглашали в классы интересных людей,

зачастую это были участники Великой Отечественной войны, да и среди учителей их

было тогда немало – на уроках они тоже рассказывали нам о войне. Школьники нашего

времени знали о ней из первых уст.

После школы я несколько лет училась и трудилась

в других городах, но, оказалось, что лучше Яранска для меня места нет. После

возвращения домой работала в школе, ходила с детьми в многодневные походы, вместе

с ними занималась поисковой работой. Заочно училась на историческом факультете пединститута

и несколько контрольных работ выполнила на местном материале, добывая его в

фондах краеведческого музея, куда меня вскоре пригласили работать. С тех пор

краеведение основательно вошло в мою жизнь.

Краеведение приближает и оживляет большую историю.

Работая сотрудником по дореволюционному периоду, я сделала для себя множество

открытий: узнала о местных крестьянских волнениях против произвола помещиков, о

работе на высоком уровне органов самоуправления Яранского земства, о подъеме

земской медицины и образования, о богатейшем и интереснейшем бытовом укладе

крестьянской жизни… Музей подарил множество удивительных, порой чудесных

встреч.

Когда занималась школьным образованием

столетней давности, меня восхитил подбор кадров для яранских гимназий. Например,

из 22 педагогов мужской гимназии в 1915 году 13 имели высшее образование,

полученное в университетах и духовных академиях Москвы, Петербурга, Казани,

Варшавы! Начала собирать материал о директоре этого учебного заведения Сергее

Арсеньевиче Исполатове, выпускнике физико-математического факультета

Петербургского университета.

Как-то летом  старый приезжий попросил показать ему музейные

экспозиции. И почему-то именно ему я рассказала о Сергее Арсеньевиче. Когда

посетитель уходил, он тихо сказал: «Сергей Арсеньевич – мой дед». Через

некоторое время в музей пришла посылка с фотографиями, документами, акварельными

рисунками, учебником по сопромату за авторством С.А. Исполатова. Итогом

изучения этого ценнейшего подарка была большая статья об удивительном человеке

и педагоге, который создал в нашем городе мужскую гимназию.

Сейчас у меня есть достаточно большие публикации в изданиях российского уровня, а когда-то я робко начинала с

маленьких заметок в районную газету.  Но

именно нашему «Отечеству» я многим обязана. Во-первых, здесь я подружилась с профессиональными

корреспондентами, у которых было чему поучиться. Во-вторых, с 1997 года с

молодыми сотрудниками газеты мы стали выпускать литературно-краеведческий

сборник «Наш край» (с 2012 года являюсь его редактором, нынче выходит №13).

В-третьих, публикации привлекли ко мне

внимание людей, знакомство с которыми позволило ввести в краеведческий оборот

множество уникальных исторических документов и сведений и выполнить несколько содержательных

исследований. Одна из значимых для меня работ – «Формирование береговых панорам

Яранска как отражение взаимосвязей города и реки Ярани», которую мы сделали с

младшим сыном, посвятив ее Юрию Максимилиановичу Кладовикову, много лет

изучавшему любимую им реку Ярань, передавшему нам свои наработки и

многочисленные фотографии.

Исследовательской работой со школьниками начала

заниматься, еще работая в музее. Первый мой воспитанник, хотя ему пришлось три

года листать толстенные книги, изучая местное школьное образование до революции

1917 года, остался на меня не в обиде за такой перегруз. Недавно на одном из

яранских сайтов, он написал, что двадцать лет назад музей был для него третьим

домом после семьи и школы, и он по-доброму вспоминает проведенное там время.

Музей связал меня со многими

педагогами-исследователями. С некоторыми из них мы сотрудничаем уже много лет.

С Людмилой Леонидовной Смирновой и ее учениками мы выполнили несколько

интереснейших работ. Это после нашего исследования по Бодуну, которое достойно

представила сразу на двух российских конкурсах школьница из Яранска, в 2012

году  к нам приезжал профессор из

Ижевска. И хотя он опроверг наши предположения по происхождению праздника, за

нами остается право его первого описания. А на конкурсе имени В.И. Вернадского

мы получили грамоту за научное открытие.

Награды и призовые места, конечно, значимы.

Но более важно то, как меняются дети, которые сотрудничают с взрослыми, их интеллектуальный

и духовный рост.

Своим исследовательским коллективом мы дважды

обращались к теме «Дети и война». Первая работа была основана на воспоминаниях

Марии Степановны Атеевой (Антоненко), которая в детские годы жила на

оккупированной фашистами территории в Брянской области. Это исследование дало

начало другой работе, в которой мы попытались выявить факторы, помогающие детям

преодолевать негативное влияние войны.

Благодаря еще одному нашему исследованию был

досконально описан уникальный заброшенный памятник (хотя официально не признан)

сельской архитектуры – «Огнётовский замок». При строительстве дома мастера –

Семен Львович Атеев и два его сына – использовали кирпичи собственного

изготовления с 25 видами различных изразцовых узоров! Кроме бесподобных кирпичей,

дом имеет 18 видов  резных  украшений из опоки (известковый камень)! Вот

таков деревенский дом, вот таковы яранские мастера!

Опыт взаимодействия с педагогами,

родителями и детьми  позволил мне взяться

за составление авторского методического пособия для начинающих руководителей

исследовательской деятельностью школьников. Это пособие несколько лет назад было

выпущено электронным диском Яранской центральной районной библиотекой имени

Г.Ф. Боровикова, где я сейчас работаю.

Библиотека ведет масштабную краеведческую

работу. Стараниями главного библиографа Марины Аркадьевны Лутошкиной здесь создана

электронная база данных «Ярансковедение», которой могут воспользоваться и

взрослые, и юные исследователи. В библиотеке действует несколько объединений

краеведческой направленности, в двух из них я являюсь руководителем.

Объединение «Мы вместе» создано по инициативе педагогов с целью ознакомления школьников

с историей Яранского края и обучения детей начальным навыкам исследовательской

деятельности. Второе объединение «Краеведческий вторник» организовано по

предложению пожилых людей. Некоторые из них приходят на занятия, чтобы

расширить свой кругозор, а есть и такие, кто сам проводит исследования и может

интересно о них рассказать.

Благодаря активности участников двух этих

объединений наша библиотека смогла осуществить в 2019 году проект «Три

поколения исследователей», получивший грантовую поддержку международного

конкурса «Православная инициатива». В рамках этого проекта исследовательские

работы проводили семь коллективов, состоящих из школьников, их родителей и

педагогов, а также представителей «серебряного» возраста.

Одно из исследований было посвящено

изучению Похвального листа, который в 1901 году получила выпускница Яранского женского

земского училища. Этот исторический документ так интересен, что удивил своим

содержанием не только юную исследовательницу, но и всех слушателей ее

выступлений на чтениях и конкурсах, в которых школьница уже принимала участие.

Бывший топограф, а сейчас заядлый краевед и

писатель Сергей Евгеньевич Шелепов взял в команду двух учеников из

государственной школы и показал им свою работу по определению осадки фундамента

колокольни Покровского храма в селе Лом. Мальчишки учились у наставника работать

с нивелиром и производить вычисления.

Татьяна Васильевна Рохлина предложила тему по изучению фотографий

семейной пары Урванцевых, благодаря работе которых сохранились зримые образы

яраничей столетней давности.

Девятиклассница, которая участвовала в этом исследовании, представив его на областном конкурсе по краеведению, была выдвинута на губернаторский грант в поддержку талантливой молодежи.Участники проекта «Три поколения исследователей» сами узнали много нового, а сейчас благодаря их публикациям и выступлениям новые знания получают многие любители краеведения. В рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех замечательных людях, с которыми мне посчастливилось познакомиться и сотрудничать в краеведении, обо всех наших исследованиях и проектах.  Остается только написать: благодаря этим людям моя краеведческая деятельность оказалась такой яркой, насыщенной и результативной. Надеюсь, что это взаимно… 

Комментарии