Уроки любви к родному краю от учителя из русской глубинки
Способен ли педагог научить любить? Да! Причем, не только свой предмет, но и родной язык, родную культуру, родную историю. Об одном таком Учителе сегодня пойдет речь., Выкса, Нижегородская область
Вместо этого я читаю и понимаю книги, которые она когда-то подарила «на вырост», пересматриваю открытки с видами старой Выксы и благодарю ее, воспитательницу детских сердец, за ту любовь, которой Валентина Васильевна бескорыстно делилась со всеми нами, ее школьными и внешкольными учениками. А когда мне хочется схалтурить в каком-нибудь даже самом неважном деле, я вспоминаю ее слова: «здесь ничего незначимого нет». И со всей ответственностью принимаюсь за работу.
«Я счастлива потому,
что на своем тернистом пути узнала многих хороших людей.
Я счастлива потому, что у меня было много единомышленников,
учеников, умных, пытливых, трудолюбивых и ярких людей».
Валентина Васильевна Балдина
Маленькая старая женщина с трудом поднимается из старого глубокого кресла, медленно шагает по скрипучему паркету к рабочему столу, где все находится в идеальном порядке.
- Лиза, - обращается ко мне, - ты не припомнишь, как там у Пушкина: «Все смолкли, слушают Баяна: И славит сладостный певец Людмилу-прелесть и Руслана…»
Она оглядывает свои гигантские, набитые до отказа самыми разными литературными и критическими текстами книжные полки, будто бы отыскивая нужный сборник. Я в растерянности пожимаю плечами, а Валентина Васильевна продолжает:
- «И Лелем свитый им венец», вспомнила! – вздыхает, - эх, что-то память стала подводить… Поди-ка, Лиза, сюда, я тебе что покажу.
Затаив дыхание, в который раз пораженная силой мысли и неисчерпаемыми познаниями этой женщины, подхожу к столу. Валентина Васильевна аккуратно вынимает из картонной упаковки открытки – иллюстрации к поэме «Руслан и Людмила» Пушкина. Показывает детали, перенесенные художником из текста на изображения, цитирует соответствующие отрывки и приговаривает: «здесь ничего незначимого нет». Потом она отодвигает штору на окне, выходящем во двор, и рассказывает, как ее племянник, дитя девяностых, хвастался достижениями его поколения и все выспрашивал: «А что вы дали нашей стране, нашему городу?» Тогда Валентина Васильевна подвела его к окну, как сейчас меня, и твердым учительским голосом ответила: «Вот эти дома построили мы, весь современный город, в котором ты живешь, построили мы. А что вы сделали?» Мне тогда было не больше тринадцати лет, но навсегда сохранился в моей памяти тот трепет, с которым пожилая учительница относилась к литературе и истории родной страны.
Действительно, в жизни Валентины Васильевны не было ничего «незначимого». Каждое дело, за которое она бралась, выполнялось образцово. Тридцать два года посвятила она школе, преподаванию русского языка и литературы, двадцать семь лет – литературному краеведению. Удивительный сплав любви к словесности и истории обнаруживала Валентина Васильевна, передавая эту привязанность на своих уроках, в очерках и научных работах.
Родилась Валентина Васильевна Балдина в Выксе 10 декабря 1928 года, но это дата официальная, зафиксированная в свидетельстве о рождении. По удивительной иронии судьбы, девочке, родившейся 8 декабря, поставили в документе более позднюю дату, поэтому всю жизнь Валентина Васильевна шутила, что отмечает день рождения три дня: 8, 9 и 10 декабря. Выбирайте, который вам больше нравится! Окончила ГГУ им. Лобачевского. Преподавала литературу и русский язык в школах родного города, была завучем, руководила методкабинетом при городском отделе народного образования. Оставаясь до конца жизни преданной родной Выксе, она раскрывала землякам творческое наследие их соотечественников. Большую часть работ Валентина Васильевна посвятила местным поэтам, писателям, художникам. Благодаря ей выксунцы узнали о поэтах Борисе Личнове, Якове Шведове, Николае Флёрове, художнике Мечиславе Доброковском. Она вела активную переписку с Николаем Петровичем Ключарёвым, автором романа о Выксе «Железная роза», и считала его своим наставником в краеведческой работе. Впоследствии Валентина Васильевна писала о нем статьи в старейшую газету города – «Выксунский рабочий». В конце восьмидесятых, когда радио еще слушали в каждом доме, ее пригласили читать лекции о Выксе, творческих людях, легендах и преданиях приокской глубинки. Это был самый масштабный краеведческий лекторий, охвативший не только весь город, но и район! На своих уроках в школе, на методических объединениях Валентина Васильевна неустанно твердила о необходимости изучения творчества выксунских авторов, она инициировала многочисленные вечера и литературные встречи, на которых звучали стихи наших земляков.
Литература и краеведение всегда шли бок о бок в работе Валентины Васильевны. Пятнадцать лет она работала над темой «Сухово-Кобылин и Выкса». Как специалист в области изящной словесности, она понимала, что «Свадьба Кречинского» по качеству образов и проблематике текста может стоять в одном ряду с текстами Гоголя, Грибоедова, Салтыкова-Щедрина. Как выксунка, она не могла удовлетвориться скудными сведениями о том, что пьеса была написана в Выксе, ей нужны были доказательства и документы, воспоминания и статьи об этом. Много времени провела учительница из глубинки в столичных архивах, много выудила оттуда важных и ценных фактов. Плодотворная работа принесла результаты: Валентине Васильевне предложили оформить одну из экспозиций Выксунского музея, посвященную Сухово-Кобылину и его творчеству. В двухтысячных годах в связи с реставрационными и ремонтными работами экспозиции были переформированы, но современный зал Сухово-Кобылина воссоздавался на основе исследований Валентины Васильевны. Без преувеличения можно сказать, что именно колоссальная работа Валентины Васильевны сделала пьесу «Свадьба Кречинского» по-настоящему выксунской. По сей день постановки именно этого произведения являются самыми популярными в городе, и в зале всегда аншлаг. Выксунский народный театр также ставил «Свадьбу Кречинского», причем весь коллектив подошел к подготовке спектакля с профессионализмом, свойственным столичным труппам. Режиссер театра Сергей Куликов получил разрешение композитора Александра Колкера на использование его музыки в постановке, а вокальные партии были поставлены силами самодеятельных артистов народного театра.
Валентина Васильевна Балдина оставила богатое краеведческое наследие, многие современные исследования по истории Выксы основываются на ее наработках. Даже горожане, далекие от научной работы и краеведческих исследований, сами того не замечая, сталкиваются с этим постоянно. Одним из самых популярных и обсуждаемых баннеров в городе к 85-летию Выксы стала растяжка с цитатой из стихотворения Николая Страхова: «Мой город с вежливым названьем». Местные жители, прочитывая этот текст, сначала недоумевали, а потом с удивлением понимали, что Выкса – это такой город, к которому обращаются на «Вы»! Эта и другие цитаты местного автора Н. Страхова стали широко известны именно благодаря тому, что в архивах Валентины Васильевны Балдиной хранились рукописи и заметки поэта, частично написанные им самим, частично переписанные рукой краеведа. На основе этих материалов в 2018 году вышла книга стихов Н. Страхова, а также очерков и воспоминаний о поэте «Николай Страхов: певец приокской глубинки».
За свою долгую жизнь Валентина Васильевна – не стало ее 23 марта 2015 года – внесла бесценный вклад в воспитание многих выксунцев, чьи письма благодарности, открытки и поздравления пожилая учительница трепетно хранила в огромном чемодане. И пусть не каждый нынешний житель города знает, кто такая Валентина Васильевна Балдина, но каждый день он встречает плоды ее колоссальной краеведческой работы на улицах города, проникается уникальной атмосферой музейных экспозиций, созданных по ее материалам, приходит на «Свадьбу Кречинского», которая в очередной раз ставится на Выксунской сцене, и чувствует себя причастным к неповторимой культуре родной земли.
Совсем скоро я закончу педагогический университет и стану учительницей. Пока – с маленькой буквы. Все чаще и чаще вспоминаю Валентину Васильевну, настоящего Учителя, и думаю: вот было бы интересно узнать ее отзыв о таком-то методе, тексте, критическом высказывании… Вместо этого я читаю и понимаю книги, которые она когда-то подарила «на вырост», пересматриваю открытки с видами старой Выксы и благодарю ее, воспитательницу детских сердец, за ту любовь, которой Валентина Васильевна бескорыстно делилась со всеми нами, ее школьными и внешкольными учениками. А когда мне хочется схалтурить в каком-нибудь даже самом неважном деле, я вспоминаю ее слова: «здесь ничего незначимого нет». И со всей ответственностью принимаюсь за работу.
Подзаголовок H2
Валентина Васильевна Балдина - настоящий Учитель, краевед
Комментарии