На пути служения вере и людям
О судьбе и благих делах хозяйки монастыря на рубеже имперской и советской эпох, Филяндино, Ивановская область
Вехи из прошлого православия в России начала XX столетия – одна из неотъемлемых и тернистых страниц истории нашей страны. Жизненный путь представителей духовенства является ярким примером беззаветной самоотдачи во имя христианских ценностей, и приоткрывает современным исследователям событий минувших дней новые и подчас неординарные факты благородных помыслов священнослужителей в непростой период для Российского государства и начинающей Советской республики. Одной из таких людей стала родная сестра моего прадеда Елена Федоровна Елизарова, имя которой навсегда сохранено в православной летописи Ивановского и Владимирского краев. Сейчас, чтобы досконально прояснить ее судьбу, пришлось потратить немало времени на изучение воспоминаний родственников, перерыть массу архивных источников, совершить не одну поездку на родину предков и пообщаться с коренными земляками.
Родилась Елена Федоровна 19 мая 1881 года в простой семье крестьян Федора и Натальи Елизаровых, жителей деревни Крапивново Ковровского уезда, расположенной на возвышенной окраине могучего Дюкова Бора на границе с современным Камешковским районом. Мать Наталья Андреевна, уроженка деревни Тепляки соседней Вознесенской волости поздно вышла замуж за рядового в отставке Федора Елизаровича, который много лет проходил военную службу в рядах имперской армии. Награжденный царской грамотой солдат к тому же был отличным плотником и часто уходил в отхожий промысел. Новорожденную дочь окрестили именем Ксения, о чем свидетельствует запись в метрической книге приходской церкви соседнего села Филяндино. Однако в будущем вся семья называла ее Еленой – имя, полученное при крещении, не сыграло серьезной роли в судьбе этой благородной женщины. Но об этом будет сказано позднее.
Шесть лет спустя в семье родился сын Прохор, будущий продолжатель мужской родовой линии. Как и его отец, он много помогал семье по хозяйству и впоследствии стал первоклассным слесарем, а старшая дочь прожила в семье недолго. Семнадцатилетней девушкой она ушла в монастырь. Этот монастырь и по сей день стоит на берегу реки Тезы, неподалеку от города Шуи. По воспоминаниям первой дочери Прохора Федоровича, место, где располагался монастырь, было очень красивым. После революции 1917 года всех монахинь оставили в монастыре, так как у них было очень хорошо поставлено животноводство. Елена после принятия пострига стала носить имя Евстолия. Она прошла трудный монастырский путь от послушницы до матушки Евстолии – настоятельницы монастыря. В конце 1920-х годов по делам монастыря ее дважды принимал будущий председатель президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин. И каждый раз, возвращаясь в монастырь, везла от него подарки – конфеты Бабаевской кондитерской фабрики.
И все же монастырь в 1930 году был распущен. В этом же году Елена переехала со своей послушницей Евдокией в Крапивново, в свой родной дом, который она оставила в 17 лет. Он стоял пустой, ведь многодетная семья ее брата к этому времени жила в поселке Камешково новообразованной Владимирской области. В печальном на события 1937 году ей удалось официально сменить свое первоначальное имя Ксения на Елену. В деревне она вела небольшое хозяйство по выработке меда и работала птичницей в местном колхозе. Как изложено в семейной родословной, составленной одним из сыновей Прохора Федоровича Виктором Елизаровым, тетя Лена до самой своей кончины в 1953 году очень часто помогала родне продуктами. Когда она приходила на Камешково в посты или постные дни (среда, пятница), а они тогда постов не соблюдали, она говорила: “Меня Бог не осудит, он понимает, что иначе нельзя, такое время”... А в храме в Филяндине она была избрана старостой прихода. Известен тот факт, что ее как бывшую игуменью к такой ответственной должности тайно постригал в сельской церкви архиепископ Ивановский и Кинешемский Венедикт. Во время гостин в Крапивнове семьи моего деда Михаила и других ее племянников, именно она сыграла важную роль в проведении крестин их малолетних детей. Ранним утром Елена выходила из дома и шла полтора километра через лес в село, чтобы договариваться с настоятелем о таинстве.
Как и для своего семейства, Елена Федоровна, она же монахиня Евстолия, сполна отдала сил для прихожан и местной святыни, и даже свое последнее пристанище нашла она на почетном месте между Никольской и Владимирской церквей храмового комплекса.
Е.Ф. Елизарова (справа) с послушницей Евдокией в д. Крапивново, сентябрь 1947 года
Комментарии