И это всё о нём - ХранителиРодины.рф

Виль Липатов классик советской литературы, отец-создатель популярнейшего литературного и кинематографического образа милиционера-участкового АНИСКИНА

Родом из Сибири

Томская область - Сибирские Афины, бескрайняя тайга, Васюганские болота… А еще земля томская славится талантливыми людьми, воспевшими любовь к малой Родине в своих замечательных произведениях.

Один из таких известных сибиряков - Виль Липатов. Виль Владимирович Липатов - журналист, писатель, автор широко известных романов, повестей, рассказов, киносценариев, лауреат нескольких литературных премий.

Виль Владимирович Липатов родился в забайкальском городе Чита в семье известного журналиста, сотрудника областной газеты «Забайкальский рабочий» и учительницы литературы. Папа, Владимир Николаевич Липатов (публицистический псевдоним Старик Софрон), был идейным коммунистом и сына назвал по тогдашней моде на «революционные имена» - Виль, как сокращение от Владимир Ильич Ленин. Мама Виля, Сара Иосифовна Садович, почитатель литературы и словесности, привила Вилю любовь к книгам и эпистолярному творчеству.

В 1939 году 12-летний Виль с мамой приехали жить в село Новокороткино Чажемтовского сельсовета Колпашевского района, не вспоминается ли сразу же его рассказ «Любовь в Старо-Короткино»? Через год маму назначили директором Тогурской начальной средней школы и в годы Великой Отечественной войны семья жила в селе Тогур.

С Колпашевским районом, Тогуром связан значительный этап его жизни - именно тот, когда формируются взгляды, убеждения, вкусы, чувства человека, когда он становится личностью. Десятилетним ребёнком увидел он впервые эти края, могучую Обь, Кеть, живописные окрестности Тогура, величавый силуэт Тогурской Воскресенской церкви. Увидел и полюбил навсегда эти места, этих людей – своих односельчан.

С 1948 г. - с момента поступления на исторический факультет Томского пединститута - жизнь В. В. Липатова - уже не была напрямую связана с Тогуром. Началась журналистская деятельность, куда молодой тогурчанин окунулся с головой. Он работал в Томской областной газете «Красное знамя», в асиновской городской «Причулымской правде», в качестве спецкора центральных газет посылал свои материалы из Читы и Брянска.

В 1968 г. Виль Владимирович переехал в Москву, где и прожил последнее десятилетие своей не такой уж и долгой жизни. Однако тесная связь с Тогуром не прерывалась никогда. Писатель наведывался к матери, приезжал неоднократно и позже - к друзьям юности, к родственникам жены. В Тогур Липатов ехал для эмоционального творческого заряда, для поисков новых сюжетов, сбора информации, впечатлений, знакомства с реалиями современного нарымского быта. Последний раз он был в поселке в 1978 г., менее чем за год до смерти.

Липатов и театр

В 1970-х он с супругой занимался также работой драматурга-сценариста для новых фильмов, а также работал над сценарием для инсценировки пьесы «Любовь в Старо-Короткино» для постановки в Московском областном драматическом театре. Пробовал себя в драматургии - работал над сценариями кинофильмов «Баклан - обская чайка» (1963), «И это всё о нём» (1978) и театральной постановки пьесы «Земля на китах» (1966).

Многие произведения и постановки Виля Липатова ещё при его жизни были переведены на ряд иностранных языков, - прежде всего на языки стран социалистического содружества Восточной Европы и социалистической Азии.

Липатов и кино

Уже в 1960-х гг. по книгам В. Липатова стали снимать художественные фильмы: 1968 – «Деревенский детектив», 1969 – «Мистер-Твистер», 1972 – «Инженер Прончатов», 1972 – «Развод по-нарымски», 1974 – «Анискин и Фантомас», 1975 – «Иван и Коломбина», 1976 – «Три солнца», 1978 – «И это всё о нём», 1978 – «И снова Анискин», 1982 – «Ещё до войны», 1987 – «Игорь Саввович», 1988 – «Серая мышь».

Малая родина в произведениях В.Липатова

От сотрудника отдела писем областной газеты до специального корреспондента газеты «Правда», секретаря Союза писателей России и преподавателя Литинститута им. Горького - таков путь в журналистике и литературе В. В. Липатова. Однако, как талантливый самобытный писатель он известен несравнимо шире, чем как одаренный журналист. Именно в этой области творчества в полной мере зазвучала неповторимая интонация голоса В. В. Липатова, раскрылись истоки его мироощущения и как человека, и как творческой личности. С Обью и Кетью, Нарымским краем, Васюганскими болотами - «порядочным куском Азии», по его выражению, - связаны сюжеты почти всех произведений писателя.

Узнаваемы прежде всего места. Редко кто из жителей Нарымского края по знакомым с детства деталям, с любовным вниманием и бережностью описанным В. В. Липатовым, не увидит в Карташево («Стрежень») или Пашево («Сказание о директоре Прончатове») - Колпашево, в Тагаре - Тогур. Кто из тогурчан, купавшихся в детстве на кетских Солдатских песках и слышавших мифически-жуткую историю об утонувших там солдатах, не узнает это место в Сиротских песках «Сказания о директоре Прончатове»? У кого из поседевшей уже тогурской детворы не всколыхнется сердце, когда в этой же повести за липатовскими строчками о Тагарской средней школе вдруг встанет перед глазами родная школа (как славно, что именно ее, ныне уже не существующую, воспроизвели на развороте томского 1987 г. издания «Деревенского детектива»!). Даже нейтральное вроде бы название - Сосновка («И это все о нем») - созвучно названиям лесопунктов и сплав-участков тогурских окрестий: Пиковке, Копыловке, Саровке, Белояровке и др.

И это всё о нас

Значительная часть сюжетов привязана именно к Томской области, Колпашевскому, Асиновскому, Верхнекетскому районам. Большинство персонажей также имеют легко в те годы узнаваемых прототипов из сёл, пристаней и леспромхозов Томского Севера. Автор сам признавал, что у многих его героев были живые прототипы из среды земляков-нарымчан. Так, прообразом участкового уполномоченного Федора Анискина - персонажа цикла повестей и рассказов, благодаря экранному воплощению М. Жарова ставшего буквально родным миллионам кино- и телезрителей, - был тогурчанин Александр Иванович Анискин. Работал он и заместителем директора по кадрам Нарымской сплавконторы, и милиционером. Личность, судя по всему, была колоритная, ибо до сих пор тепло вспоминается старожилами.

Знавшие капитана парохода «Латвия» Б. Валишева видят его в капитане «Смелого» - герое одноименной повести. В директоре школы Серафиме Матвеевне Садовской («Летучая мышь») автор воплотил лучшие черты своей матери Сары Иосифовны Садович. Однако наиболее насыщено тогурскими персонажами липатовское «Сказание о директоре Прончатове» - это поистине лирическая поэма о Тогуре, где автор ненавязчиво и тонко признается в глубокой любви к местам и людям своей молодости. Прототипом главного героя - директора Тагарской сплавконторы Олега Олеговича Прончатова - послужил широко известный в свое время директор Нарымской сплавной конторы Пётр Григорьевич Гребенщиков. А фамилию ему писатель позаимствовал у Лидии Ивановны Прончатовой - тогурской учительницы, жившей через стенку в одном доме с Липатовыми. Гошка Чаусов - конюх сплавконторы - появился в воображении автора от двух реально существовавших тогурчан - главного конюха сплавконторы Чаусова и завхоза школы Георгия Константиновича Чаусова. Пронырливый фельетонист «районки» наречен тем же именем, что в качестве псевдонима использовал журналист колпашевского «Советского севера» Л. Шушаков - Евг. Кетской. В директоре лесозавода Александре Николаевне Морозе нетрудно узнать реального директора Петра Васильевича Морозова. Да и все герои липатовской прозы носят исконно тогурско-чалдонские имена и фамилии: Анисимы, Дорофеи, Спиридоны, Ульяны, Изосимы, Истигнеи; Колотовкины, Мурзины, Анисимовы, Волковы, Мурзинцевы, Стариковы, Перелыгины...

Тогурчане, читавшие книги своего знаменитого земляка с понятным пристрастием, всегда очень остро реагировали при узнавании в героях произведений родственников или знакомых. Это иногда при¬водило к курьезам. Остросатирическому типу деревенской сплетницы Сузгинихи писатель дал фамилию своей тогурской соседки А. Сузгиной, которая, к несчастью для себя, долгое время работала контролером в клубе. Можно себе представить ее состояние при многократных вынужденных просмотрах «Деревенского детектива» в окружении земляков, которые буквально падали со стульев при виде экранной Сузгинихи и глядящего на нее из зала живого прототипа.

Тогурчане - бдагодарные земляки

По признанию самого писателя, именно село Тогур Колпашевского района он считал своим домом и воспевал местные красоты в каждом произведении. Тогурчане помнят своего знаменитого земляка, любят, чтут его память. Именем В. В. Липатова названа улица. К его дому проложен маршрут экскурсионного автобуса. Библиотекой, общественностью Тогура регулярно проводятся читательские конференции по его книгам, липатовские чтения. С 1982 по 1991 годы существовала даже ежегодная премия Томского отделения Союза журналистов за лучшую творческую работу носила имя В. В. Липатова.

И снова Анискин

К 90-летнему юбилею писателя, было принято решение увековечить его память и создать в селе уютный сквер со скульптурой одному из любимых героев писателя - участковому Анискину, главному герою «Деревенского детектива», подарившего широкую известность литератору. Именно это произведение Липатова, а также созданные на его основе киносценарии трилогии о деревенском участковом Анискине, узнала вся страна.

11 июня 2018 года сквер имени Виля Липатова был торжественно открыт.

Скульптор Анатолий Галайда победил в конкурсе на оформление сквера Виля Липатова. Ему удалось создать памятник, значимый для жителей всей Томской области: в нем символично все: сама фигура Липатова, образы местных жителей, соединенные в едином образе милиционера, участкового.

В поселке о В. В. Липатове знавшие и помнящие его рассказывают много и охотно. Не могут не испытывать благодарности В. В. Липатову многие колена Аписимовых, Колотовкиных и других тогурских родов за то, что. их фамилии, их Тогур известны теперь и во всей России, и в странах Восточной Европы, и в Португалии - везде, где читаются книги их земляка, смотрятся их многочисленные экранизации.

Комментарии