Одобрено редакцией
По следам двоеданцев
Дом-музей старообрядчества, Упорово, Тюменская область
Двоедане в быту придерживались строгих правил. Мужчинам запрещалось брить бороду, курить и пить спиртное. Впрочем, и чай вплоть до середины XX века они тоже не пили, самовар не держали.
Несколько столетий назад, спасаясь от гонений, староверы целыми поселениями уходили подальше в необжитые края. Одним из мест спасения была и далекая Сибирь. Здесь появлялись целые деревни и слободы переселенцев. По данным журнала «Церковь» за 1908 год, почти у трети населения Сибири были старообрядческие корни. Их родиной в Тюменской области стала прежде всего Ингальская долина.
Мерило достатка
Примерно 120 лет назад почти многие деревни на юге региона были заселены старообрядцами. Отсюда родом и известные отшельники Лыковы, случайно обнаруженные геологами 40 лет назад в Красноярской тайге. Профессор Ишимского института Шадурский как-то побывал в гостях у Карпа Осиповича Лыкова на заимке.
При знакомстве на вопрос Лыкова, откуда же Шадурский – гость ответил, что из бывшей Тобольской губернии. «А далеко ли оттуда Ялуторовский уезд? Это родина моя…» – добавил Карп. Оказалось, что переселенцы-братья Иван и Абрам Лыковы основали деревню в Упоровском районе Тюменской области. Подтверждают это архивные документы.
В ревизской сказке 1782 года числится, что деревня Лыкова – «вновь заведённая после ревизии 1762 года». Истории семьи отшельников Лыковых посвящена отдельная экспозиция. В музее бережно хранят ее личные вещи. Их Агафья передала в дар землякам. О жизни и культуре двоедан рассказывает дом-музей, посвященный старообрядчеству в Упоровском районе.
Золотая медаль Брюссельской выставки
«В поте лица добывай хлеб свой», гласит библейская заповедь, ей старообрядцы следовали неукоснительно. Необжитые земли, на которые селились трудолюбивые переселенцы, спустя некоторые время превращались в образцовые населенные пункты.
Трудолюбие обеспечивало и достаток, поэтому помимо подсобного хозяйства двоедане занимались ремеслом. Среди них были хорошие гончары, бондари, сапожники, пимокаты. А самотканые половики и ковры из крашеной шерсти с яркими цветами на черном фоне, до сих пор можно встретить не только в музее, но и в некоторых домах Упоровского района.
– Немало для развития Упоровской земли сделали купцы – выходцы из старообрядческих семей. До нижегородских ярмарок доходила слава о наших обозах, на которых везли лен, кожу, муку, сало, масло. Маслодельная артель купца Ботова, что в селе Ингалинском, была самой передовой в губернии.
А началось все с того, что молоко ингалинское в начале XVIII века на Брюссельской выставке завоевало золотую медаль. А еще переселенцы были хорошими земледельцами, выращивали коноплю, лен, овес, гречиху, пшеницу. Мололи зерно на водяных и ветряных мельницах, таких в каждом поселении было несколько.
Культура старообрядцев требует бережного сохранения
Наталья Николаевна хранительницей упоровской старины стала сравнительно недавно, всего два года назад. Это было удивительное время создания в районе нового «Дома-музея старообрядчества».
Она считает, что трудолюбие, настойчивость в достижении своих целей, вера в свои силы и стремление сохранить свои традиции – это, то, что досталось в наследство сегодняшним жителям района от тех, кто основал на упоровской земле первые слободы и деревни более 200 лет назад.
– К сожалению, сегодня история наших предков – переселенцев-старообрядцев – незаслуженно забыта. Их наследие требует осознания и переосмысления. А культура их жизни и быта – бережного сохранения.
Туристы могут прикоснуться к традицонному быту двоедан: изготовить подкову на счастье, сплести старинную куклу оберег, посмотреть, как плетут ивовые корзин, берестяные лукошки и многое другое.
Чтобы жениху не отказали
Быт и обстановку в избе старообрядцев воссоздали в музее. Самое главное место – красный угол, божница, здесь стояли старинные иконы. Красный угол двоедане не украшали, а прикрывали занавеской. Под ним здесь же лежали старые книги, лестовки. Каждый, кто входил в избу, сначала трижды крестился и низко кланялся образам и только потом здоровался с хозяевами. Любое важное дело в семье начиналось с молений, как и каждый день.
– Двоедане в быту придерживались строгих правил. Мужчинам запрещалось брить бороду, курить и пить спиртное. Впрочем, и чай вплоть до середины XX века они тоже не пили, самовар не держали. В одежде придерживались темных тонов, замужние женщины покрывали голову. С мирскими из одной посуды не ели.
В жизни переселенцев было много обрядов, которые сохранили свои традиции еще с XVIII века. Например, при проведении свадебного обряда у упоровских двоедан принято было жениху при входе в дом к невесте обязательно дотрагиваться рукой до печи. Считалось, что тогда и отказа не будет, и семью в будущем ждет благополучие.
Участниками этого обряда и могут стать гости. Жениха встречают подруги невесты, он должен пройти испытания и вручить подарки, невесте расплетали косу – это было символическое прощание с незамужней жизнью, все действие сопровождалось грустными, жалобными песнопениями.
Ингальская долина
Музей старообрядчества входит в проект «Ингальская долина». На границе четырех районов юга области – Исетского, Ялуторовского, Заводоуковского и Упоровского, находится крупнейший по площади комплекс археологических памятников «Ингальская Долина», который рассказывает о жизни полукочевых саргатских племен, населяющих эту территорию с V века до н.э. до V века н.э..
Первые артефакты в Упоровском районе были найдены в 1981 году при раскопках под руководством тюменского археолога Александра Матвеева. В 1995 году Указом Президента РФ Бориса Ельцина более 200 археологических памятников Ингальской долины были отнесены к числу объектов культурного наследия федерального значения.
Почти 100 памятников этого археологического комплекса расположены на территории Упоровского района. Кстати, одна из постоянных выставочных экспозиций в упоровском краеведческом отделе как раз рассказывает о саргатской цивилизации, представители которой проживали на нашей земле около 2000 лет тому назад.
Как найти
Музей расположен по адресу Тюменская область, Упоровский район, с.Упорово, ул.Володарского, д.28.
Комментарии