Спасской отчины судьба - ХранителиРодины.рф

Сергей Михайлович Ледров большую часть жизни занимается исследованием истории Спасского района. По частичкам из публикаций первых местных краеведов, рассказов старожилов он собрал уникальный материал для своих книг.

Сергей Михайлович родился 25 ноября 1965 года в селе Тубанаевка Спасского района Нижегородской области. Трудовую деятельность начал в 1983 году лаборантом в Спасской средней школе, затем работал в редакции Спасской районной газеты "Знамя коммунизма" (совр. "Сельские зори"). В конце 1980-х годов стал инициатором создания, а с 1991 года - первым директором Спасского районного народного исторического музея.

В 2001-2007 годах являлся главным редактором, с 2007 года - выпускающий редактор областной газеты "Школа".

В 2006-2015 годах - заместитель директора по научной работе, заведующий кафедрой общеправовых и гуманитарных дисциплин Нижегородского филиала Института бизнеса и политики (в 2013 г. переименован в Филиал Института государственного управления, права и инновационных технологий).

В 2015-2017 годах - заведующий кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Филиала Московского университета имени С.Ю. Витте в г. Нижнем Новгороде.

С сентября 2017 года - редактор книжной редакции Нижегородского института развития образования и доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Филиала Московского университета имени С.Ю. Витте в г. Нижнем Новгороде.

Выпускник исторического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского (1992), тема кандидатской диссертации "Кожевенная промышленность Нижегородского края в последней четверти XVIII - начале XX века" (научный руководитель д-р ист. наук, проф. Н.Ф. Филатов).

Как Вы уже заметили, у Сергея Михайловича обширная профессиональная деятельность, также он является автором и соавтором множества книг, статей, очерков о истории сел и деревень. Сергей Михайлович настоящий ценитель и хранитель истории, который на протяжении всей своей жизни по крупицам собирает историю родного края и не собирается останавливаться на достигнутом.

Он провел двадцатилетнюю исследовательскую работу по истории Спасского района, "взломав" многие печати и в итоге представил на суд читателей-земляков и профессиональных историков свой труд.

Назовем некоторые из его книг с интересными историями:

"История Турбанской фабрики": история Турбанской льнопрядильно-ткацкой фабрики Спасского района Нижегородской области

"Спасские кооператоры". Проведена работа уникальная работа по сбору информации об истории промысловой и потребительской кооперации в Спасском районе в ХХ - начале ХХI века.

"Три жизни Маровской обители": книга посвящена истории одной из древних и малоизвестных православных обителей Нижегородского Поволжья,расположенной в поселке Красные Мары Спасского района и в настоящее время переживающей свое третье рождение.

"Под сенью Креста и Полумесяца": настоящее издание рассказывает об основных формах религиозных верований, распространенных среди населения Спасского района.

"Уведомляю Вас насчет торговых обстоятельств": в данном издании ВПЕРВЫЕ публикуются документы второй половины XIX века из архива крестьян-предпринимателей Вшивкиных, обнаруженные в с. Спасское летом 2001 года. Сведения, содержащиеся в данных документах, позволяют подробно рассмотреть особенности и масштабы предпринимательской деятельности представителей зажиточной крестьянской семьи.

Административный центр Спасского района — село Спасское является одним из старинных населённых пунктов Нижегородской области (упоминается в 1399 году). Однако из-за частых набегов монголо-татарских отрядов, а затем казанцев восточная окраина Нижегородчины оказалась в запустении. Повторно сельцо Спасское было основано в 1622 году. В середине 40-х годов XVII века Спасское стало довольно крупным ремесленным селом. В Спасской волости быстро развивались торговля и промыслы: село Тубанаевка стало центром кожевенного производства, в селе Монастырском Ватрасе действовали десятки овчинных мастерских, село Елховка славилось гончарными изделиями, в деревне Турбанке с 1912 года начала действовать одна из самых крупных в губернии льнопрядильных фабрик.

Около 10 отраслей обрабатывающей промышленности развивалось в селе Спасском. Но более всего село Спасское стало известно благодаря развитию торговли. Здесь проводились базары, а с 1831 года — летняя и осенняя ярмарки. Осенняя Спасская ярмарка наряду с Маровской ярмаркой (кстати, возникшей также на территории Спасского района — у стен Крестомаровской общежительной пустыни, а в 1785 г. переведённой в с. Чернуху в совр. Лысковском районе) считались самыми крупными сельскими ярмарками Нижегородского Поволжья. Главными товарами в Спасском были выделанные кожи, пух, перо, конский волос, щетина, клей, мед, ткани, изделия ремесленников.

Спасская волость первоначально находилась в собственности Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде, затем в ведомстве патриаршего дома и Святейшего Синода, село Коропово (Русское Маклаково) принадлежало Печерскому монастырю в Нижнем Новгороде. С конца XVIII века оба села стали государственными. Остальная часть русских населённых пунктов района до отмены крепостного права принадлежала различным помещикам. В частности, Толстым — прямым предкам великого русского писателя (Толстой, Лев Николаевич) (с. Ключищи); В. Н. Мезенцевой (урожд. Зубовой) — внучке великого русского полководца (Суворов, Александр Васильевич) (с. Вазьянка с округой); Сущевым (Большое и Малое Сущево, здесь бывал Балакирев, Милий Алексеевич — русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки»).

В 1779 году в Спасском происходило торжественное объявление Васильсурск уездным городом. Уездные учреждения располагались в селе до 1781 года.

Районным центром Спасское стало в 1929 году. В 1954—1957 годах район входил в состав Арзамасской области. В 1963 году Спасский район был ликвидирован, но в 1965 вновь восстановлен. Границы района дважды изменялись: в 1944 году селения Троицкого куста были переданы в состав Княгининского района, в 1957—1963 годах в состав Спасского района входило село Курмыш с округой.

Комментарии