Одобрено редакцией
Всеволодо-Вильва: место встречи двух Борисов
Музей «Дом Пастернака», Всеволодо-Вильва, Пермский край
Как Нобелевский лауреат Борис Пастернак полгода провёл в гостях у бальзамировщика тела Ленина Бориса Збарского, и чем это обернулось для мировой литературы?
На Урал!
Полторы тысячи километров от Москвы. Маленький уголок в предгорьях Урала. Сюда, в горнозаводской посёлок Всеволодо-Вильва, зимой 1916 года едет малоизвестный поэт Борис Пастернак.
Сложно предугадать, как сложилась бы судьба Нобелевского лауреата, если бы не полгода, проведённые на севере Пермской губернии, в доме управляющего заводами Саввы Морозова Бориса Збарского. Многие не знают, но именно здесь, делая непростой выбор между музыкой и поэзией, Борис Пастернак понял, что его призвание – литература.
Бронь от армии
В разгаре Первая мировая война. Пастернаку 26 лет. По словам заведующей филиалом «Дом Пастернака» Анастасии Фирсовой, у молодого поэта появились сомнения в выборе жизненного пути. Первый сборник стихов «Близнец в тучах» известности автору не принёс. Может быть, стоило прислушаться к мнению родителей и заняться музыкой и философией? В таком состоянии жесточайшего мировоззренческого кризиса Борис Пастернак едет на Урал.
К слову сказать, родители поддержали решение сына. Во Всеволодо-Вильве Бориса собирались устроить на химический завод, который был на военном положении. Так молодой Пастернак получил «бронь» от армии.
С января по июнь 1916 года Пастернак работает здесь в должности конторщика и кассира.
Дом управляющего
16 января 1916 года Борис Пастернак прибывает на железнодорожную станцию во Всеволодо-Вильве. Зима встретила столичного гостя во всей своей уральской красе. Сохранились сведения, что на севере губернии, где как раз и оказался Пастернак, снежный покров доходил до двух с лишним метров в толщину.
Збарские жили в просторном деревянном одноэтажном особняке. Дом построили в 1890-х годах для управляющего химическими заводами, принадлежащими вдове Саввы Морозова, управляющим двумя производствами становится молодой учёный-химик, выпускник Женевского университета, доктор химических наук Борис Ильич Збарский. Во Всеволодо-Вильву он переезжает вместе с женой Фанни и двухлетним сыном Ильёй.
К сожалению, время не щадит даже здания. За 90 лет этот дом, гостеприимно приютивший под своей крышей двух величайших людей ХХ века, полностью разрушился. Его восстанавливали из руин. В 2005 году российский учёный, директор фонда «Юрятин» Владимир Абашеев, решил воссоздать Дом Пастернака и стал его новым хранителем, а Евгений Борисович Пастернак, сын поэта, собственноручно заложил первый камень в основание дома.
Четыре года потребовалось на восстановление исторического здания. Сейчас дом-музей Пастернака стал филиалом Пермского краеведческого музея.
Центральный зал музея – «зелёная гостиная». Её интерьер воссоздан, в основном, по фотографиям 1916 года. Помещение представляет собой просторную комнату, где три больших окна закрывают плотные зелёные шторы. Стены украшают зеленоватые обои. Здесь домочадцы собирались за столом и вели неспешные беседы.
В центре гостиной стоит пианино германской фирмы начала XX века. В первые месяцы всеволодо-вильвенской деревенской жизни Пастернак часами музицировал. В это время он вновь видит в музыке своё призвание. Но этому не суждено сбыться. Однако музыка оживёт в его произведениях.
«Гамлет» Пастернака
Справа от пианино стоит этажерка с журналами 1916 года. Здесь же том сочинений Шекспира 1903 года издания. Известно, что Пастернак занимался переводами его трагедий. Для писателя это было спасением в годы жестоких репрессий. В 1939 году Борис Леонидович сделал лёгкий поэтический перевод «Гамлета», заказанный Всеволодом Мейерхольдом для своего театра. Но решением Сталина спектакль был запрещён как упадническая пьеса. Лишь в 1957 году Пермский драматический театр ставит «Гамлета». В экспозиции музея представлены цветные эскизы костюмов к спектаклю. Сохранились подлинные фотографии сцен из пьесы. Лаэрта в «Гамлете» играл знаменитый режиссёр Марк Захаров (после окончания ГИТИСа он три года провёл в Перми).
По иронии судьбы, когда в Перми с триумфом шёл «Гамлет», у Бориса Пастернака наступили тяжёлые времена. Журналы и Гослитиздат не публиковали роман «Доктор Живаго», главную книгу его жизни. Именно этой книге посвящена часть экспозиции музея. В начале работы над романом Борис Пастернак знакомится с очаровательной сотрудницей журнала «Новый мир» Ольгой Ивинской. Портрет девушки представлен в витрине, а под ним слова Пастернака из письма сестре: «Ольга Всеволодовна Ивинская – Лара моего романа». Её расплатой за чувства к опальному писателю стали восемь лет лагерей.
Оседлал коня
Стену дома-музея Пастернака украшают чёрно-белые фотографии, сделанные весной 1916 года. Борис Збарский и Борис Пастернак сфотографированы у молодого кедра, на котором сушатся пастернаковские ботинки. На фотокарточке кедр высотой не больше четырёх метров. Сегодня это живой памятник природы всероссийского значения. Его возраст насчитывает более 130 лет, а высота дерева около 20 метров. Именно по этому кедру в 2005 году группа филологов во главе с хранителем музея Владимиром Абашевым опознали дом, в котором в 1916 году жил Пастернак.
Пожалуй, самый знаковый снимок, где Борис Пастернак сидит верхом на коне. До того, как столичный поэт приехал во Всеволодо-Вильву, он боялся лошадей как огня. В 13 лет Пастернака сбросила лошадь, и он сломал ногу в бедре. Когда она срослась, то стала на три сантиметра короче. Кстати, на знаменитом снимке, где Пастернак сидит на стуле на веранде дома, хорошо виден ортопедический ботинок с высоким каблуком (стул до сих пор стоит на тот самом месте, и каждый желающий может воссоздать знаменитое фото).
К мучительному ужасу московского гостя в горнозаводском посёлке верховая езда была необходимостью. Из транспорта – только лошади. На них и преодолевали большие расстояния между заводами. Но Пастернак справился со страхом. И в итоге полюбил езду верхом.
По словам хранителя музея, это очень символично: именно во Всеволодо-Вильве Борис Пастернак оседлал коня и, наконец, откинув все сомнения, выбрал профессию литератора.
Кабинет Збарского и хлороформ для солдат
В доме управляющего также представлена экспозиция, посвящённая учёному с мировым именем. Гостям Дома будет любопытно узнать, что именно в этом «медвежьем углу» Борис Збарский сделал важнейшее для нашей страны открытие – он изобрёл способ производства наркозного хлороформа и разработал технологии для его производства в промышленных масштабах.
Как известно, хлороформ в Россию поставляли из Германии. Но началась Первая мировая война, и Германия стала врагом Российской империи. А на фронте тысячи раненых солдат, которым требуется наркоз. Борис Збарский в кратчайшие сроки справляется с этой задачей. Кстати, его способ не теряет актуальности целых 60 лет.
Мумия Ленина
Борис Пастернак, узнав о февральской революции, возвращается обратно в Москву. В августе 1918 в Белокаменную переезжает и Збарский, где он занимается наукой. Учёный обрёл всемирную известность тем, что забальзамировал тело вождя революции. Борис Збарский первый придумал применять антисептический препарат бактерицид для бальзамирования. Одна из экспозиций в доме Пастернака как раз посвящена этой ленинской теме.
В 1952 году великий учёный-биохимик будет арестован. После смерти Сталина Борис Збарский вновь начнёт преподавать, но проживёт меньше года. Его не станет 7 октября 1954 года в возрасте 69 лет. На последнем стенде экспозиции представлены фотографии дома Збарского на Набережной реки Москвы, вид его домашнего кабинета, фотографии с женой, копия телеграммы соболезнования Евгении Збарской, второй жене учёного, от Бориса Пастернака, изображение памятника на Новодевичьем кладбище.
Пермь-Юрятин
Уральский эпизод навсегда останется в творчестве Бориса Пастернака. То недолгое время, которое он провёл во Всеволодо-Вильве, лауреат Нобелевской премии назовёт одним из лучших периодов своей жизни. В маленьком живописном посёлке родятся такие шедевры пастернаковской лирики, как произведения «На пароходе» и «Марбург». Впечатления, почерпнутые среди горнозаводских ландшафтов и природных красот Западного Урала, оживут в таких произведениях, как «Детство Люверс» и «Доктор Живаго». Эксперты утверждают, что прототип Юрятина именно Пермь. Исследователи нашли в столице Пермского края места и здания, которые узнаются в романе. А в Варыкино угадываются окрестности Всеволодо-Вильвы.
Место творчества
Директор фонда «Юрятин» Владимир Абашев уверен, что Дом-музей Пастернака призван стать центром научного и культурного туризма. И это возродит посёлок. Так и случилось. Сейчас музей стал местом притяжения художников, керамистов, литераторов и учёных не только России, но и всего мира. В посёлке Всеволодо-Вильва проводятся керамические фестивали, поэтические вечера, художественные салоны, а также конференции по проблемам культуры.
Недавно здесь появилась необычная ландшафтная экспозиция «Сад Поэта. Взаимодействие». Она состоит из больших музыкальных арт-объектов. Каждый инструмент настроен, и туристам предлагается сыграть на них. По замыслу авторов, инструменты должны звучать совместно.
К слову, выставка «Сад поэта. Взаимодействие» инклюзивная (как и другие музейные экспозиции). Она адаптирована для незрячей и слабовидящей аудитории. Для таких посетителей экскурсия сопровождается тифлокомментарием.
Как добраться
Музей «Дом Пастернака» находится в посёлке Всеволодо-Вильва (Пермский край) на улице Свободы, 47.
Можно добраться из краевого центра на автобусе и автомобиле. Расстояние от Перми – 240 км.
Телефон: 8 (34 274) 6-35-08.
Электронная почта: dompasternaka49@yandex.ru
Комментарии