Завяжи ленточку на счастье - ХранителиРодины.рф

«Как они все в нем помещаются, где они спят?». Такие вопросы возникают у всех, кто никогда не бывал в чуме и, тем более, в тундре. Между тем, в нём есть и кухня, и спальни, и даже баня!

«Как они все в нем помещаются, где они спят?». Такие вопросы возникают у всех, кто никогда не бывал в чуме и, тем более, в тундре. Между тем, в нем есть и кухня, и спальни, и даже баня! Погостить в ненецком жилище, выпить чай в хантыйской избушке можно в этно-стойбище «Увас Мир хот» (Дом Северных людей). 

«Чумовая жизнь»

Этностойбище – это «кусочек тундры» недалеко от Тюмени. На севере региона проживают ханты, манси, ненцы, селькупы. Встретить в супермаркете Ханты-Мансийска или Салехарда мужчину в малице– обычное дело. Приехали в город по делам и уехали обратно домой, в чум.

Чум – один из главных «экспонатов» интерактивного музея под открытым небом и место притяжения гостей всех возрастов. В музейном варианте жилища ненцев сердца чума – печка – ставится только зимой. Летом, даже без нее, экскурсовод легко покажет, где располагается кухня, и как «оборудуются» спальные места. В одном чуме может жить две семьи, поэтому перед сном он превращается в «многокомнатный»: к стенкам привязаны ткани разного цвета, вечером снизу их отвязывают, и получается перегородка (называется – полог). Иногда чум превращается в баню. Хорошенько растапливают печь, достают тазы и моются.

- Ненцы – кочевники, по весне начинается каслание оленей. Чум разбирается, и вся семья отправляется вслед за своими кормильцами. За сезон они могут сменить место жительства десятки раз, столько же нужно собрать и разобрать жилище. При хорошей погоде на это уходит в среднем 1,5 часа. В это время забот у хозяев заметно прибавляется. В «пути» женщинам нужно будет успеть к следующей зиме сшить и красиво украсить, вышить одежду для мужчин.

Ирина Малых, руководитель этностойбища

Затаив дыхание гости слушают о роли духов в жизни ненцев. Например, у каждого жителя тундры есть несколько имен. Настоящее знают только самые близкие родственники. Их может быть два, три и так далее. Все это для того, чтобы запутать злых духов. Сейчас второе имя коренные народы Севера выбирают проще – то, что указано в паспорте. Истинным именем ненца называют только дома, в тундре.

У ненцев даже детские  музыкальные игрушки окутаны поверьями. Так, выфка - две тоненькие дощечки, соединенные между собой ниткой, - может поднять сильный ветер. Инструмент издает звук, похожий на вой ветра. Играть на нем разрешают максимум полчаса, иначе можно призвать ветер и испортить погоду. А сильные ветра для чума тяжелое испытание, несмотря на конусовидную форму, мощный порыв может перевернуть жилище.

Охотники и рыбаки

Если ненцы кочевники, то ханты и манси ведут полуоседлый и оседлый образ жизни. Они – охотники и рыбаки. На этностойбище гости могут зайти в «Юх хот» - хантыйскую избушку. Обычно она рассчитана на одну семью, но не редко со временем делают пристрои, в которые селятся родители, братья, сестры со своими семьями. В избушке – оленьи шкуры, полог и берестяная люлька. Между прочим, что такое опрелости и аллергии хантыйские малыши не знают, у них особые памперсы и пеленки – прослойка из стружки и шерсти лося. В отличие от не перерабатываемых магазинных подгузников, традиционные легко и без вреда для окружающей среды сжигаются в печи.

У входа в избу стоит главный «транспорт» охотников зимой – подбитые мехом лыжи – волокуши. Двигаются они только вперед. Из-за откатывания лыж охотник может промахнуться, а это значит, что семья останется без пропитания. Трепетно относятся в стойбищах и к обласам – лодкам-долбленкам из цельного ствола дерева. В «Увас Мир хот» их несколько. Тот, что из осины обычно используют для хозяйственных нужд, а облас из кедра – для состязаний. На ее счету тринадцать медалей, завоеванных на чемпионатах по гребле.

Особая роль в стойбище отводится к лабазам. В них хранят рыбацкие сети, демисезонную одежду, кедровые орехи, травы для чая, продукты: мука, сахар, крупы и многое другое. Особенность хантыйских кладовок в том, что стоят они на ножках в виде шляпки гриба, а лестницу приставляют только когда нужно зайти в лабаз, все это для защиты от грызунов.

Еще один «экспонат» в этностойбище – охотничий домик. Хантыйские угодья тянутся на много километров. Охотник может в них заночевать, поэтому в них есть все необходимое: печка, стрелы, луки, шкуры, метательные топоры, береста, керосиновая лампа, печка, консервы с едой. Каждый охотник обязательно оставляет что-то после себя: еду, патроны.

Женский дух

Каждую весну в этностойбище празднуют «Вороний день» - один из почитаемых праздников у ханты и манси. Одна из хантыйских легенд гласит: «Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста. Ун кер тылыщ 7 – мет хатл». В представлении обских угров ворона ассоциируется с женским духом, а вороний день – с солнцем. Сама птица считается покровительницей женщин и детей. Обские Угры связывают прародительницу Калтащ Анки, помогающей при родах, с небесной Девой Матерью, принимающей облик вороны.

- Программа каждый год насыщенная – театрализованное представление об истории праздника, традиционные обряды, например, гостей окуривают дымом чаги, чтобы очистить от недобрых мыслей, болезней и грехов. Не обходится и без угощений национальными блюдами, игр и спортивных состязаний

Ирина Малых, руководитель этностойбища

 

Попробовать себя гостям предлагают в видах северного многоборья – прыжках через нарты, тройном прыжке с места, национальная борьба, перетягивании палки, метании тынзяна на хорей.

В завершении Ворону угощают традиционной кашей - Саламат и пробуют ее сами. А на счастье, здоровье и благополучие гости завязывают ленточку на священном дереве.

В 2019 году этностойбище получили Президентский грант (более 1 млн руб.) на развитие комплекса. Уже осенью 2020 года на дне культуры КМНС в Тюменской области гости смогут оценить новые обласы, яркую национальную одежду, печи для хлеба – посетители смогут попробовать хантыйскую выпечку и гостевой дом с камином.

Этностойбище «Увас Мир хот» находится в 30 км от Тюмени, следуя по объездной дороге, нужно повернуть в строну песчаного карьера. Адрес: Тюменский район, деревня Кыштырла, переулок Прохладный, 2. К сожалению, добраться на общественном транспорте до этностойбища нельзя, но гостям могут предоставить автобус из Тюмени. Договориться об экскурсии можно по телефону 8 932 47 400 20 Малых Ирина Юрьевна.

Комментарии