Шелковый путь сибирского села - ХранителиРодины.рф

Когда-то очень давно рядом с современной Тюменью проходил Великий шелковый путь. Торговля шла активная. Караваны бухарских купцов привозили в Сибирь шелка, ткани, кожу, сушеные фрукты, пригоняли скот. Они же стали основателями села Ембаево.

Купцы – меценаты

С тех пор Ембаево считалось одним из богатейших населенных пунктов. Здесь жили несколько купеческих семей. Их истории и роли в жизни села посвящены несколько экспозиций в местном музее. Одним из известнейших купцов является Нигматулла Кармышаков-Сайдуков. В 1884 году он начал в возведение мечети, стройматериалы для которого везли со всей страны. Рядом с храмом купец-меценат 2 гильдии построил библиотеку, гостиницу, столовую и медресе, в стенах которого и находится сегодня музей.

– Когда-то в этом здании учились шакирды – студенты Магометанского духовного училища. Жили они в гостинице, питались в столовой. Их обучал и содержал на собственные средства Нигматулла хаджи. В библиотеке купца насчитывалось около 2800 книг. Самая большая была размерами метр на метр, ее покрывало сусальное золото и драгоценные камни. Стоила книга 500 рублей, для сравнения: цена лошади тогда была 25 рублей, коровы – 5 рублей. В революцию библиотеку разграбили, самую дорогую книгу положили в обоз, говорят, под ее весом прогнули спицы колес, и вывезли, но куда до сих пор неизвестно.

Нэля Файзуллина, хранительница музея

Большинство книг были куплены купцом во время большого путешествия по территории Османской империи. В эту поездку он совершил второй по счету хадж. После чего отправился в Стамбул, Египет, Иерусалим, Сирию. Из этого путешествия Нигматулла Кармышаков-Сайдуков привез книг на 36 тысяч рублей (около 20 млн. руб. по современному курсу). В его библиотеке было много ценных рукописей. Например, два списка сочинения «ат-Талвих» Саадатдина Тафтазани, древний манускрипт ал-Газали «Ихйа улум ад-дин», печатные книги Ш.Марджани, А.Баруди, Хуббатулах-ишана и др.

Отстроил после пожара 170 новых домов

В 1881 году в селе произошел большой серьезный пожар, были уничтожены десятки домов. на собственные деньги построил односельчанам 170 новых домов, 59 из которых были двухэтажные. Если до пожара дома стояли хаотично и близко друг к другу, то новые уже строили согласно плану. Несколько двухэтажных домов Нигматулла хаджи до сих пор стоят в Ембаево, а одном из них расположена администрация села.

Еще одной состоятельной семье в Ембаево были Муртазины, владельцы собственного «Торгового дома Муртазиных» в Китае. Привозили они товары из Средней Азии, Туркестана и Китая. В родном селе Муртазины тоже построили мечеть, но деревянную, в одном из пожаров она сгорела. Спустя некоторое время сыновья купца Кабир, Каюм, Сафар и Гани на этом месте возвели каменный храм, который сегодня местные называют «малой» мечетью.

– В 1918 году Муртазины принимали у себя опальных отставного главу временного правительства князя Георгия Львова, тульского дворянина Николая Лопухина и бывшего председателя Всероссийского земского союза Александра Голицына. Они переждали в Ембаево смутные времена, а дальше Муртазины помогли им сначала уехать в Омск, а затем и за границу.

Нэля Файзуллина

Сохранили, что могли

После революции и раскулачивания, многие семьи, спасаясь, уехали из села. Их вещи раздали местной интеллигенции. Благодаря этому удалось сохранить шкаф, стол, венский стул и другие предметы купеческого быта, представленные сегодня в музее. Сохранились и некоторые фотографии этих людей.

— Это Речапова Бибигайша, самая богатая и самая красивая девушка тех лет. Судьба ее трагична, после революции она бежала с семьей. По рассказам, перед тем как навсегда покинуть родные края, она бросила свои драгоценности в озеро.

Нэля Файзуллина

Прототип манежа

Всего в музее около трех тысяч экспонатов. И ни один из них не был куплен, все подарены жителями сел Ембаево, Тураево, какие-то привезли в дар из областного центра. Есть среди них и уникальные вещи. Например, изю – татарское украшение, нагрудник на женское платье с золотым шитьем. Этому элементу национального наряда татарского женского костюма более 130 лет. Еще один интересный экспонат – сарауц – повязка на голову. Такой головной убор был только у сибирских татарок.

– Местные женщины никогда не носили хиджаб. Бывает, приходится сталкиваться с таким мнением, но фотографии, сохранившиеся элементы одежды тех лет наглядно показывают, что татарские женщины любили красивые, яркие платья и головные уборы, их обувь украшала вышивка тюльпанов – одного из национальных орнаментов одежды.

Нэля Файзуллина

Есть в музее и целая коллекция самоваров. Но из десятков почти одинаковых выделятся самовар-кухня. Эта универсальная кухонная утварь была незаменима в полевых условиях. Самовар с секретом состоит из двух половинок, в одной кипятили чай, а в другой в это время варился суп.

Познакомят гостей музея и бытом сибирских татар. Помимо известных многим маслобоек, жерновов, есть здесь и прототип современного детского манежа. Гости часто принимают его за бочку для солений, однако, это вырубленный стул для малышей конца 19 века. Сохранился здесь и первый деревянный утюг 1907 года. Сырую одежду наматывали на палку-скалку, а другой разглаживали.

Тайна переписки

Отдельный зал в музее посвящен подвигам солдат и тружеников тыла в годы Великой Отечественной. Помимо боевых наград, здесь хранятся письма с фронта. Сотрудникам музея недавно удалось разгадать тайну одной переписки – молодого офицера Хамита Кулбалиева, призвавшегося на фронт из Гурьевской области Казахстана, и молодой учительнице Расимы Абдуллиной из Ембаево Тюменской области. До войны они не были знакомы, а в военное время между ними завязалась переписка. «Треугольники» с фронта продолжали приходить до ноября 1944 года. Расима Абдуллина всю жизнь бережно хранила эти письма. Только после ее ухода из жизни, они были переданы в музей.

- Нам стало интересно, как завязалась эта переписка и почему она прервалась, что стало с тем бойцом. К счастью, нам удалось найти родственников Хамита Кулбалиева. Они живут в Казахстане. Оказалось, в годы войны молодые люди часто переписывались заочно. Из тыла писали на фронт – для поддержки боевого духа, так и завязалось это заочное знакомство. Мы узнали, что в 1944 году капитана Кулбалиева комиссовали по состоянию здоровья в Джамбульскую область. Он прожил достойную жизнь. У него была большая семья, а не стало его 1985 году.

Нэля Файзуллина

Отдельный зал в музее посвящен образованию. Помимо традиционных пионерских галстуков, деревянной парты, здесь расскажут историю детских домов села. Первый из них появился еще в военные годы, когда из Ленинграда в Ембаево эвакуировали детский дом.

Хранится в этом зале и история создателей музея. Идея принадлежит нескольким людям. Одним из них был председатель Сельского совета Фатхуллин Заит Хамидович. Старожилы вспоминают, как он привез как-то из одной деревни старинный стул и заявил, что в Ембаево будет музей. Его поддержал директор школы Биктимиров Сулейман Колчакович, а воплотила в жизнь их мечты супруга Биктимирова Венера Адиятовна. На протяжении 16 лет она была бессменным руководителем музея и с нуля собрала то, чем сегодня богаты его фонды.

Как найти

Музей находится по адресу: Тюменская область, с. Ембаево, ул. Советская, 81.

Комментарии