Тайна писателя-натуралиста - ХранителиРодины.рф

«Революция – расплата за мечту»– напишет Михаил Пришвин в своих дневниках, которые увидели свет благодаря труду и усилиям сотрудников музея, что стало возможным лишь после 1991 года.

Знакомый с детства по «Лисичкиному хлебу» и множеству других рассказов о природе русского леса, писатель-натуралист берег от посторонних глаз главную тайну своей жизни – свидетельства и осмысления истории нашей страны.

В доме-музее писателя бережно сохраняются убранство комнат и его личные вещи – безмолвные очевидцы жизни великого человека.

Михаил Пришвин (1873–1954), русский и советский писатель, вошел в историю отечественной литературы как натуралист и знаток природы. Но оказалось, что в толще его неопубликованных архивов скрывалась тайна всей его жизни – дневники, которые писатель вел всю жизнь, начиная с 1905 года, о содержании которых никто не подозревал.

В деревне Дунино, в 30 км от Москвы под г. Звенигородом, находится дом писателя, принадлежавший ему с 1946 по 1954 год. Музей представляет интерес как историко-культурный памятник и природный заповедник. В небольшой музейный комплекс входят: усадьба писателя, куда он приезжал на летние месяцы, вместе с супругой Валерией Дмитриевной Пришвиной, хозяйственно-административный блок – служебное помещение для сотрудников, переделанное из гаража Пришвина, бокс с автомобилем писателя и участок с аллеями и садом.

Выбор отшельника

«Мой дом над рекою Москвой – это чудо! Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки мои или сны».

В поисках места для летней дачи, Михаил Михайлович в принципе не рассматривал Переделкино, поскольку предпочитал образ жизни, «что-то вроде пустынножительства – люблю слушать ветер в трубе и быть самим собой». Сделав свой выбор, Пришвин приобрел деревянный дом в финском стиле с большим участком, заросшим парковыми и лесными деревьями, что напоминало ему детство в Ельце. Дом находился в деревне среди леса, вблизи Москва-реки.

Дача в деревне Дунино стала последним любимым домом писателя, здесь он провел счастливые плодотворные годы своей жизни, рядом с любимой женой.

Внутри дома лаконичное убранство – жилье писателя-аскета. Здесь все сохранилось, со времен жизни Михаила Пришвина. Каждый предмет хранит следы его прикосновений и память о нем.

Под шум дождя

Летом дача утопает в зелени деревьев. Посетителей приглашают на веранду, откуда можно наблюдать первозданную роскошь свободно растущих на участке деревьев, не тронутых временем – все бережно сохранено сотрудниками музея. Вековые липы, ели, яблони, кусты сирени и жасмина – все сохраняется так, как было при жизни Пришвина. Именно здесь он больше всего любил работать: «Дождь мелкий и ровный шумит по липам, идет, идет, ближе, ближе, а я сижу на веранде под крышей, читаю, пишу, пишу, еще пишу, а он все идет, и я знаю: он никогда не придет к моему столику…» На веранде сохранилась мебель писателя – кресло-качалка и топчан, плетеные из лозы.

С веранды – вход в столовую, где по центру расположен стол, который из обычных досок сделали солдаты – в доме, во время войны, был госпиталь.

Среди милых друзей

Самовар и сервиз, напоминает о чаепитиях в кругу друзей. Деревянный резной буфет, украшенный декоративной росписью, о котором, гостившая у писателя Лидия Сейфуллина, пошутила: «Ваш буфет – как наша жизнь – цветы да решетка».

Дом писателя посещали самые разные люди, среди которых было много выдающихся – дирижер Евгений Мравинский, академик Петр Леонидович Капица, скульптор Сергей Коненков.

За буфетом, на стенке ближе к двери в коридор, трогательно-забавна своеобразная «ключница», изобретение жены писателя: каждый ключ привязан Валерией Дмитриевной к резиновой игрушке с пищалкой, на случай, если ключ обронят в траву – всегда можно легко найти, стоит лишь наступить.

Далее – в коридоре деревенский умывальник и раковина.

Жена

«Доведу любовь свою до конца и найду в конце ее начало бесконечной любви переходящих друг в друга людей. Пусть наши потомки знают, какие родники таились в эту эпоху под скалами зла и насилия».

Из коридора вход в комнату жены писателя – Валерии Дмитриевны Пришвиной.

Она стала ему женой в 1940 году, случилось это, когда Михаил Михайлович искал секретаря, которому можно было доверить обработку архива – прежде всего, тайного дневника, который писатель вел с 1905 года. Так, вместе с надежным соратником Пришвин обрел и любящую жену.

Прожили они вместе 14 лет, являя собой образец супружества: «Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя…».

Письменный стол с пишущей машинкой. На полке книги по философии и по садоводству – подаренные Пришвиным в годы ее страстного увлечения садом. Вдоль кровати, на стене, прикроватный коврик с вышитыми маками. Кровать упирается в шкаф, расположенный торцом к стене, в образованном углу висит икона Казанской Божьей Матери, прикрытая шторкой. У самого входа, справа, самодельный платяной шкаф, где за стеклянной витриной представлены платья Валерии Дмитриевны.

Кабинет

Из комнаты жены вход в кабинет – святая святых писателя.

Все самое необходимое и дорогое – в правом углу. Самодельный лежак для собаки, сшитый из крест-накрест натянутых на раму обрезков гобеленовой дорожки и охотничьи сапоги писателя – высокие, хромовые. Сумка-патронташ висит на спинке кровати. Интересное приспособление, в виде доски с вырезанным закруглением вовнутрь, предназначенное для стягивания с ноги сапога. Заправленная кровать, два книжных шкафа с библиотекой писателя. Слева – рабочий стол с пишущей машинкой. В маленькой коробочке – остро заточенные карандаши для работы с записной книжкой, которая всегда с собой в течение дня.

Пришвин-фотограф

«Я, когда делается плохо, начинаю заниматься фотографией».

В глубине комнаты – фотоуголок писателя: там дорогие в то время фотоаппараты: германская «Leica», более поздний советский аналог – ФЭД, фотоувеличитель, бачки для проявки.

Фотографии Пришвина – всегда отдельная тема для разговора: ей он придавал огромное значение, однажды назвал ее «светописью»

Первый свой аппарат писатель приобрел в 1926 году, с тех пор постигал весь фотопроцесс, в то время очень трудоемкий: помимо съёмки необходима была последующая проявка пленки и самостоятельная печать фотографий.

Стоило только освоить все навыки фотографирования, как это стало наиважнейшей составляющей творческой жизни писателя, и теперь, кроме записной книжки, он повсюду берет с собой и фотокамеру.

Несколько его работ представлено в экспозиции музея.

Интересные экспонаты

В интерьерах музея находится хрестоматийный портрет Михаила Пришвина, выполненный графиком Георгием Верейским в технике литографии.

Музею принадлежат два первых авторских оттиска.

Хозяйственно-административный блок в экспозицию не входит, но один из боксов открывается для посетителей – там сохранился «Москвич-400» Михаила Пришвина, на котором он уезжал на охоту.

Хранители музея

Первый хранитель и создатель музея – Валерия Дмитриевна. Она работала над архивом писателя: расшифровывала дневниковые тетради и создавала машинописный текст дневника, писала о Пришвине, публиковала то, что было возможно опубликовать. После ее кончины в 1979 году в музее продолжилась работа.

Лилия Александровна Рязанова и Яна Зиновьевна Гришина – сотрудники музея, которые помогали Валерии Дмитриевне в 1970-е годы – тогда это был музей «на общественных началах». Сейчас они занимаются не только музейной работой, но и изданием дневника Пришвина.

Здесь были систематизированы, расшифрованы и подготовлены к печати дневники писателя, которые он вел с 1905 по 1954 годы. Научными сотрудниками музея составлено 18 томов на материале этих ценных документов истории, с дополнительными разъяснительными текстами и комментариями.

Как все было

Овдовевшая Валерия Дмитриевна с большим нежеланием ехала на летнюю дачу. Ей казалось, что со смертью мужа жизнь остановилась, и дом умер вместе с ним. Предстояло много хлопот: нужно было снимать щиты с окон, белые покрывала с мебели, ее укрывали на зиму, и казалось, ни на что уже не было сил. Однажды она обнаружила записку и прочла ее. Оказалось, что к дому приходили читатели Пришвина, поклониться его памяти.

Это вернуло Валерию Дмитриевну к ощущению смысла жизни и побудило к продолжению деятельности. У Валерии Дмитриевны было четкое понимание того, что она должна делать с архивом, а записка помогла ей понять, что нужно хранить все, как было при Пришвине для будущего музея.

После смерти Валерии Дмитриевны, по ее завещанию, в 1980 году, дом-музей отошел в ведение Министерства культуры РСФСР и стал филиалом Государственного Литературного музея.

Лилия Александровна и Яна Зиновьевна продолжают работать. Сейчас в Дунине замечательный коллектив, в котором нет случайных людей – благодаря им музей живет, дышит и помнит Пришвина.

Как добраться

Проезд: Метро «Молодежная», 1-й вагон из центра, маршрутка № 121 до конечной остановки «Лесные дали», далее 20 минут пешком до деревни Дунино.

Или Станция «Жаворонки», автобус № 1025 до конечной остановки «Лесные дали», далее 20 минут пешком до деревни Дунино

Расписание работы: вт–вс 11:00–18:00, пн – выходной.

Контакты: 8-926-014-66-21

Email: dunino@mail.ru

Сайт: www.prishvin.ru

Комментарии