Игрушка – зеркало жизни человеческой - ХранителиРодины.рф

Искусствовед и коллекционер Николай Бартрам однажды сказал своей дочери: «Если все имеющиеся у меня игрушки систематизировать, можно даже из них создать экспозицию небольшого музея». Его мечта, конечно же, сбылась, а коллекция игрушек преумножилась. В фондах художественно-педагогического музея игрушки, расположенного в двухэтажном особняке из красного кирпича в стиле Historismus на высоком холме Волокуша, прямо напротив Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, хранится 167 579 предметов. В 5 выставочных залах представлены уникальные коллекции советской промышленной, русской и зарубежной игрушки XIX–XX веков, коллекция живописи, графики и рисунка.

В Зале русской народной игрушки представлена обширная коллекция произведений мастеров глиняной промысловой, тряпичной, резной, токарной, плотницкой и самодельной игрушки – более 800 экспонатов. Русская народная игрушка славится своим разнообразием. Игрушечный промысел сохранил традиции искусства резьбы и росписи по дереву.

В экспозиции представлены игрушки ведущих деревообрабатывающих промыслов. Самые крупные центры находятся в Сергиевом Посаде и посёлке Богородский. Коллекция музея даёт возможность проследить развитие промысла от истоков до сегодняшнего дня: первые куколки из соломы и ткани, свистульки, фигурки всадников, ремесленников, дам, гусар и солдатиков, архитектурные наборы, куклы-кормилицы и, конечно же, матрёшки, самой старшей из них 110 лет.

История «страны» в куклах

А как только появилось папье-маше, в каждом доме – по «коняшке». Во всех мастерских лепили коней: кони-качалки, кони-каталки, кони, запряжённые в возки. В советское время на фабрике игрушек и культтоваров тоже стали выпускать таких лошадок, но при транспортировке они ломались, а из-за того, что их нельзя было мыть с хлоркой, детские сады отказались от любимой детьми игрушки и производство лошадок угасло. Так в музее поселились лошадки, став экспонатами, и будто бы удивлённо взирают на развитие игрушечного дела: в 70-е появились игрушки из пластмассы, в 80-е из ПВХ.

Идеология того времени сильно изменила внешний облик игрушки. Куклы, ещё недавно блистающие в пышных платьях на балах переодеваются в строгую одёжку рабочих и колхозниц, космонавтов, халаты врачей, форму офицеров, а в детских комнатах появляются новые персонажи – пионеры из трикотажа. Герои советских мультфильмов, космические корабли и коллекционные машинки, пирамидки и железная дорога, знаменитые Чебурашка и Гена – по игрушкам можно проследить, как развивалась история страны от революции и гражданской войны до наших дней, какие мультики были популярны у советских детей, какие сказки они слушали.

Кисейные барышни и императорский конь

В зале игрушек царских особ есть одна игрушка – конь. На нём качался сам цесаревич Павел, будущий император Павел I. Екатерина II заказала коня русским мастерам не случайно – сын ещё с детства должен был играть в игрушки, которые готовили его к взрослой царской жизни и научили бы мечтать о новых завоеваниях Русского престола. На том коне глубокое с изгибом седло из кожи, настоящие подковы, стремена, удила и попона самая царская с вензелем императрицы. Да и судьба лошадки интересна – она уцелела и оказалась в фондах музея благодаря преднамеренному умалчиванию её царского происхождения.

В залах Династии Романовых представлены поистине царские игрушки. С 1918 года по 1931 год игрушки Романовых экспонировались в Александровском дворце, а потом игрушки «угнетателей трудового народа» были свезены в детские дома и приюты. Просто чудом часть из них сохранили сотрудники Загорского музея-заповедника в запасниках под названием описи «Игрушки XIX века» и в Загорском НИИ. И в 1932 году они вошли в собрание музея Игрушки.

Княжны учились рукоделию и шили платья для кукол – им мама дарила наборы для шитья. У детей царя Николая II было много кукол. «Осетинка», «татарка», «армянка», кукла в костюме московской крестьянки – детей в царской семье учили уважать народности большой империи. Чудесные куклы с натуральными волосами, в пышных батистовых и атласных платьях, в кружевах. Эти куклы были привезены из Европы в подарок. Но самыми любимыми были фарфоровые куклы германского производства – они закрывали и открывали глаза, носили сумочки и зонтики, любили украшения, как всякая красавица царского дома, их хозяйка.

Несмотря на то, что цесаревич Алексей был болен, его всё равно воспитывали как будущего царя. Железная дорога со станциями, туннелями и огромным паровозом. Солдатики, винтовка, сабли, корабли, настольные игры…

Когда узнаёшь, в какие игры и игрушки играли их высочества в детстве, то тогда складывается целостный образ царя или царицы и становится понятным, почему эти герои истории России стали именно такими. Да и не только цари, а обычные люди, ведь на самом деле не мы играем в игрушки, а они играют с нами, воспитывают нас. Поход в музей игрушки – это всегда экскурс в историю государства. Потому что игрушечный мир – зеркальное отражение истории, только в меньших размерах. И если перефразировать крылатую фразу, то она будет звучать так: «Скажи мне, в какие игрушки ты играл в детстве, и я скажу кто ты»...

Выставки

«Хозяин леса» – посвящённая полюбившемуся образу медведя. Мишки из папье-маше, глины, дерева, мягко-набивные, пластмассовые. Наверняка у каждого из вас был свой косолапый любимец, и эти мишки вернут вас в прекрасную пору вашего детства.

Выставка «О доблести, о подвиге, о славе» посвящается 75-летию Победы. В небольшой коллекции представлены игрушки из собрания музея на военно-историческую тему.

В начале сентября посетителей ждёт экспозиция «Любимых книг забытые страницы», посвящённая литературным образам в игрушке.

Зимой для любителей восточной игрушки и её истории откроется выставка «От праздника фонарей до «Хагоита».

Все выставки формируются из собраний фонда музея.

На мастер-классах вы научитесь изготавливать бумажные, тряпичные, деревянные игрушки, расписывать матрёшек и глиняные игрушки различной величины.

Игрушка – зеркало жизни человеческой

А ещё Николай Бартрам в том же разговоре с дочерью произнёс очень глубокую фразу: «Каждая игрушка – это зеркало жизни человеческой...». И каждая игрушка несёт в себе отпечаток культуры народа, который её создал – уверена Вера Алексеевна Полякова, хранитель коллекции «Русская народная игрушка», а русская игрушка всегда отличалась от других тем, что учила мудрости, добру и красоте. Возразить хранителю, проработавшему только в Музее игрушки 40 лет, нечего. Остаётся лишь задуматься о смысле игрушки вообще и её предназначении.

Вера Алексеевна глубоко убеждена, что игрушка призвана воспитывать человека, формировать его будущее. Игрушка готовит маленького человека к выбору профессии, прививает любовь к труду, моделирует семейные отношения. Ещё игрушки можно мастерить и, чтобы стать мастером своего игрушечного дела, надо поступить в Высшую школу народных искусств, Сергиево-Посадским филиалом которой и является Музей игрушки имени Николая Дмитриевича Бартрама.

Музейщиками не становятся

Музейщиками рождаются – считает Хранитель коллекции «Русская народная игрушка», как впрочем, и врачами, учителями, живописцами. Стать музейщиком нельзя: ты приходишь работать уже по призванию, готовым музейщиком, и из тебя уже «долепливают» то, к чему есть большая склонность. Так становятся научными сотрудниками, хранителями, экскурсоводами, исключительно по призванию, которое не всегда можно распознать. Хотя, ещё в детстве можно определить музейщик ты или нет. Вера Алексеевна заметила, что если ребёнок любит собирать, хранить, подолгу рассматривать, изучать, классифицировать, описывать коллекции предметов, то он – точно музейщик.

Возможно, влечение коллекционировать сразу приведёт его работать в музей, а может – и нет. Например, если мальчик увлечён коллекционированием военной игрушки, то он вполне может стать офицером, но всё равно будет трепетать на любой экспозиции музея, продолжать собирать свою детскую коллекцию солдатиков, а, завершив военную карьеру, всё равно придёт работать именно в военно-исторический музей, следуя тому самому нераспознанному в детстве призванию. Любая выбранная ранее профессия не закрывает двери в музей – вернуться к призванию может каждый.

Вера Алексеевна Полякова ещё в 9-м классе знала, что она прирождённый музейщик. Её всегда привлекал Загорский (Сергиево-Посадский) музей-заповедник и даже когда её одноклассники в свободное время проводили в кинотеатрах, то её можно было найти только в музее, и сразу после школы Вера пришла работать в свой любимый Загорский музей-заповедник. Поступила на заочное отделение Историко-архивного института, окончив 2-й курс перешла работать в Музей игрушки и ни разу не пожалела о выборе профессии.

По её мнению, каждая коллекция в музее будет интересна старшекласснику, выбирающему будущую профессию. Приглядитесь повнимательнее, может быть, кто-то из вас захочет стать «игрушечных дел мастером» и создаст свою именную коллекцию, а кто-то, увидев куклу в военной форме или в белом халате в собрании коллекции «Советской промышленной игрушки» поймёт, что профессия военного или врача – это и есть ваше призвание. В любом случае, игрушки – это радость и вечное детство.

Возвращаясь к своей любимой работе, Вера Алексеевна на прощание произнесла: «Музей жизни не научит, зато научит понимать красивое, светлое, вечное. Мы все разные – кто-то увидит грязную лужу, а кто-то отражение прекрасных звёзд»...

О музее

Художественно-педагогический музей игрушки основан Николаем Бартрамом в 1918 году. Ещё в 1910 году его первая экспозиция разместилась в четырёх комнатах его московской квартиры. Официально, для посетителей, музей распахнул свои двери в 1920 году, но через 4 года музей перевели на Пречистенку (тогда Кропоткинская). Сейчас это литературный музей имени А. С. Пушкина. В 1931 году, после смерти основателя, музей перенесли в Загорск, ныне Сергиев Посад.

Как добраться

Электропоездом от Ярославского вокзала до станции Сергиев-Посад, с вокзала до музея можно пройти пешком.

На автобусе № 388 с автовокзала станции метро ВДНХ до предпоследней остановки «Кооперативная».

Комментарии