Легенды и мифы музея Ессентуков - ХранителиРодины.рф

Как выглядит царская мебель? Чем фарфоровый король отблагодарил церковь целителя Пантелеймона в Ессентуках? Из чего строили золотоордынские мавзолеи? Увлекательную экскурсию в прошлое предлагает совершить Ессентукский государственный историко-краеведческий музей им. В. П. Шпаковского.

Мебель для дочери Петра I

Ессентуки – самый молодой курорт Кавказских Минеральных Вод. Атмосфера города располагает к умиротворению, вызывает желание пофилософствовать о смысле жизни и, в некотором роде, как сейчас принято говорить, обнулиться. А когда целебная вода и лечебные грязи возвращают отдыхающим силы, к ним приходит желание познакомиться с достопримечательностями. Заслуживает внимания и краеведческий музей, носящий имя его основателя, почетного гражданина Ессентуков – Владимира Павловича Шпаковского. Среди 30-ти тысяч экспонатов, собранных в разные годы, есть редкие фотографии, предметы быта казачьей станицы Ессентукской – прародительницы современного города, оружие времен Первой и Второй мировых воин, награды и денежные знаки разных веков, собран богатый материал о фауне и палеонтологии региона. Самыми уникальными экспонатами музея являются царский мебельный гарнитур, фрагменты фарфорового иконостаса и остатки строительного материала времен золотой Орды.

Мебельный гарнитур был изготовлен по заказу Петра I для самой Елизаветы Петровны. Надо сказать, что императрица предпочитала все заграничное. Мебель для ее дворцов и резиденций изготавливалась в основном во Франции, где после многовекового засилия итальянцев начался расцвет мебельного искусства, отличавшегося особым шиком, изысканностью и качеством. Гарнитур, покрытый черным лаком, состоит из бюро, книжного шкафа, трёх стульев, дивана, курульного кресла, считавшегося символом власти. Прикасались ли к нему руки императрицы, и кому он принадлежал после ее смерти, остается загадкой. Глядя сегодня на гарнитур, восхищаешься изысканностью линий, изгибов, филигранностью работы мастеров, ведь мебель выполнена без единого гвоздя. Особую изящность ей придает инкрустация из слоновой кости.

В город-курорт мебель прибыла в 1922 году из национализированного фонда Москвы, сюда большевики свозили богатства из помещичьих усадеб со всей страны. Более 30 лет гарнитур украшал один из санаториев Ессентуков и только в 1963 году превратился в музейный экспонат.

За исцеление – иконостас

Обязательно музейщики подведут посетителей к фрагментам фарфорового иконостаса и расскажут его печальную историю. В XIX веке в России бурными темпами стало развиваться производство керамики и тонкого фаянса. Законодателем моды в этом направлении считался Матвей Кузнецов, выходец из старообрядческой семьи. В 1896 году его Товарищество представило на Нижегородской ярмарке фаянсовый иконостас, который произвел настоящий фурор и привел к перевороту в оформлении внутреннего убранства церквей. Традиционно для изготовления иконостасов использовали дерево. Фаянсовые иконостасы имели ряд преимуществ – они были более долговечные, не поглощали звук, что способствовало лучшей акустики, и конечно, поражали своей прямо таки небесной красотой. Всего кузнецовским товариществом было изготовлено 38 иконостасов, которые разъехались по православным церквям России: в Санкт-Петербург, Царицын, Казань, Дулев, Керчь, Владимир, Баку, Шадринск, Ново-Афонский монастырь. Один из них даже оказался в чешском городе Марианске-Лазне.

Через четыре года на Всемирной выставке в Париже фарфоровый иконостас Товарищества М. С. Кузнецова был высоко оценен искушенной французской публикой и удостоен награды «Гран-При-де-Франс». На родине Матвей Кузнецов к тому времени уже носил титул короля фарфора.

Матвей Сидорович подарил иконостас, подобный парижскому, Ессентукскому храму Святого Пантелеймона. Он был уверен, что с божьей помощью и благодаря целебным водам его супруга исцелилась от бесплодия. К сожалению, в 1935 году храм был разрушен большевиками, от иконостаса остались небольшие фрагменты, хранящиеся в краеведческом музее и в восстановленном храме Святого Пантелеймона.

Золотоордынские кирпичи

О происхождении названия города Ессентуки существует множество легенд. Одна из них гласит, что название созвучно имени хана Ессентуга – властителя крупного золотоордынского поселения, расположенного неподалёку от современного города. Близ Ессентуков археологи обнаружили 8 мавзолеев, связанных с золотоордынским периодом на Северном Кавказе. Они относятся ко времени принятия мусульманства Золотой Ордой в качестве официальной религии и к началу строительства мусульманских культовых зданий. Регулярные экспедиции дают ученым представления о том, что служило строительным материалом в столь давние времена. Находки в дальнейшем становятся музейными экспонатами. Почти у всех мавзолеев в том или ином состоянии сохранились фрагменты стен, которые традиционно обрабатывались плитами мергеля и известняка на глиняной основе. Внутренние помещения отделывали белой штукатуркой, пол – жженым кирпичом также на известковом растворе.

Об убранстве сооружений говорят найденные поливные и майоликовые кирпичи с традиционным растительным орнаментом. В музее они представлены самых разнообразных форм и размеров.

Золотоордынские каменщики были отличными мастерами, строили, как говорится, на совесть. Благодаря им сегодня у нас есть возможность заглянуть вглубь веков.

Камушек на тысячи долларов

Музейщики – народ увлеченный. О своей работе и экспонатах они могут рассказывать часами, как экскурсовод, историк по образованию Ольга Чихун. В ессентукском краеведческом музее она работает более десяти лет. Визитной карточкой музея она считает чучело кабана. На ее памяти еще ни разу не было случая, чтобы маленькие и взрослые посетители прошли мимо него, оставив без внимания. Чучело появилось в экспозиции благодаря основателю музея Владимиру Шпаковскому. Сегодня, уверяет экскурсовод, таксидермистов (чучельников) днем с огнем не найти, профессия редкая. Поэтому и кабан – экспонат редкий, помещен под стеклянный колпак. Но ощущение такое, что сейчас под его мощными клыками разобьется вдребезги стекло, и он вырвется на свободу.

А еще Ольга Николаевна любит показывать посетителям неприметный с виду камень, который сами музейщики называют «утюжок». Камушек принес молодой человек несколько лет назад на экспертизу и рассказал, что нашел его на горе Машук. Каково же было всеобщее удивление, когда специалисты камень оценили в несколько тысяч долларов! Вот как полезно, прогуливаясь смотреть себе под ноги… Вещицу парень продавать не стал, хотя деньги нужны были очень, забрал и уехал. А спустя год вернулся и широким жестом передал в дар ценный экспонат музею.

– Я люблю подводить детей к «утюжку» и спрашивать: что это такое? Каких только ответов не пришлось выслушать, салфетница, игрушка-уточка. А все гораздо проще. «Утюжок» – вещь хозяйственного назначения и относится она к доисторическим временам. С ее помощью скорняки выглаживали кожу, счищали жир и остатки плоти. Подобные вещицы встречаются в Австралии, Европе, Америке.

Ольга Николаевна

– Ходите в музеи чаще, и перед вами откроются тайны и мудрость, собиравшаяся десятилетиями.

Ольга Николаевна

Как найти

Ессентукский краеведческий музей им. В.П. Шпаковского

Телефон: (87934) 66-441

Сайт: https://esmus.ru/

Адрес: 357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Кисловодская, д. 5

Проезд: от Москвы до Ессентуков 1354 км по прямой. Можно добраться поездом или самолетом до г. Минеральные Воды, затем на рейсовом автобусе.

Остановка в г. Ессентуки Театральная площадь

Режим работы: вторник–воскресенье, с 10.00 до 18.00. Касса работает до 17–30

Комментарии