Школьный музей крылатого оружия - ХранителиРодины.рф

На тихой улице в частном секторе Дубны, во дворе школы стоит настоящий бомбардировщик Су-24M, с навешенными крылатыми ракетами. В здании школы – целый музей крылатого оружия.

Музей – уникальный во всех смыслах этого слова. Здесь воссоздали и хранят российскую историю дальней авиации и крылатых ракет. Историю, наполненную поступками личностей, создавших ее. Это – главные конструкторы и рядовые инженеры, испытатели самолетов, техники и рабочие.

Стоит себе небольшая школа под высокими соснами. Вокруг – бывшие финские домики, переделанные в коттеджи.

Тишина, хвоей пахнет, птички поют, травка зеленеет. Справа от школы – стадион, слева – площадка для выставки самолетов и крылатых ракет. Внутри школы – несколько залов с ракетами и моделями разнообразных летательных аппаратов – от эпохи Николая II до орбитального самолета системы «Спираль» эпохи космоса.

Первые в мире

Вы скажете – во времена Николая II не было еще никаких самолетов. Где-то, может, и не было. А в России были. Первая в мире эскадра тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков была учреждена российским императором Николаем II в 1914 году. Об этом, кстати, рассказывают в музее истории крылатых ракет в дубненской школе.

Первый в мировой истории авиации серийный многомоторный самолет-бомбардировщик построили в России в 1913 году. Назвали – «Илья Муромец». Его модель в этом музее тоже есть. Парит в воздухе рядом с моделями знаменитых «тушек» – от первого советского стратегического бомбардировщика поршневого Ту-4 до сверхзвукового турбореактивного Ту-160 – знаменитого «Белого лебедя».

Кстати, если вы думаете, что раз все эти самолеты и крылатые ракеты стоят в школе, то и музей – школьный, то вы ошибаетесь. Музей – самый настоящий, профессиональный. История его не длинная, но интересная.

Дубне всего-то ничего – родилась в 1956 году вместе с Объединенным институтом ядерных исследований. Семнадцатью годами раньше Дубны появилась в этом месте авиация. Авиацию и ядерные исследования в один город с названием Дубна объединили в 1960-м году.

На берегу водохранилища

На бетонном берегу водохранилища Канала имени Москвы в 1939 году построили авиационный завод № 30. Вместе с заводом здесь появился рабочий поселок Иваньково. По имени поселка назвали водохранилище и здешнюю ГЭС.

Почему авиационный завод построили на берегу водохранилища? Да потому, что на этом заводе изготавливали гидросамолеты. Их очень удобно было испытывать на обширной водной глади.

Водохранилище находится по соседству с малой родиной авиаконструктора Туполева – селом Пустомазово. Завод должен был выпускать гидросамолеты Туполева, вот Туполев и позаботился, чтобы разместили этот завод на большой воде, недалеко от села Пустомазово.

В 1970-е годы завод № 30 выпускал уже не гидросамолеты, а другую авиационную технику. У завода образовалась история, ее знаки и предметы решили выставить в заводском музее. Это было в 1960-е.

В заводском музее собирались ветераны, юношам и девушкам вручали паспорта, молодежь водили на экскурсии и агитировали учиться на инженеров-конструкторов.

И тут грянула Перестройка 1980-х. Заводской музей захирел. Не до музеев тогда было.

Но ветераны завода и конструкторского бюро не сдавались – просили руководство уберечь и развить музей, собирали экспонаты для него, агитировали администрацию города помочь им сохранить историю авиастроения в Дубне.

И вот в 2016 году экспонаты заводского музея разместили в небольшой дубненской школе № 10 на улице Ленина. Эта экспозиция стала основой нового и уже профессионального музея истории ракетной техники в Дубне.

Хранительница музея

Хранителем музея стала учительница русского языка и литературы Валентина Ивановна Ушакова. Казалось бы, что общего у учителя русского языка и литературы с крылатыми ракетами? «Знаете, я жила в одном городе с конструкторами этой техники и не знала, что рядом со мной существует такой сложный мир. А когда узнала, увлеклась историей», – отвечает Валентина Ивановна. Выходит, хранителем музея она стала, чтобы войти в параллельную реальность, где жили и работали невидимые герои, создатели секретной военной техники. А Музей истории создания крылатых ракет в Дубне – это портал в тот самый секретный параллельный мир.

За последние четыре года через портал в Дубне в параллельном мире истории крылатых ракет побывали больше десяти тысяч человек из разных стран мира.

На вывеске музея написано, что это отделение истории создания крылатых ракет в Дубне – отделение Музея Дубны. Ну, не важно – музей или отделение. Важно, что теперь экспонаты истории дубненского авиа- и ракетостроения можно рассматривать хоть целый день, да еще и с экскурсоводом, который все разъяснит.

Расскажет, что под крыльями Су-24М подвешены крылатые ракеты X-58 и X-59 и покажет целую коллекцию крылатых ракет других типов. Покажет модели первого в мире дальнего бомбардировщика «Ильи Муромца», рожденного в начале ХХ века, и его правнука из XXI века – сверхзвукового «Ильи Муромца»-младшего, оснащенного крылатыми ракетами.

Увидите, как отличаются двигатели крылатых ракет разных поколений. Узнаете, как и почему летают ракеты – какие силы заставляют их летать и управлять ими. Это те самые ракеты, что летят низко над землей, повторяя рельеф местности, и потому незаметные для радаров. Это та физика, которую учат в школе и не понимают, для чего. Вот для этого. Она не так сложна, как кажется.

Окунувшись в атмосферу времени начала создания крылатых ракет, посмотрите, как работали конструкторы ракет шестьдесят лет назад, какими инструментами пользовались, как жили, с кем дружили. Как изобрели задолго до Илона Маска первый в мире орбитальный самолет-космоплан системы «Спираль» – его модель тоже есть в музее.

Как найти

Отделение истории создания крылатых ракет в Дубне расположено в левобережье Дубны, на улице Ленина, 39, в здании школы №10. Вход в музей – с левого крыльца здания. Рядом со входом в музей – открытая площадка с военной техникой. Телефон: 8 (496) 218-18-20. Сайт http://muzei-dubna.ru/deyatelnost/krylatyye-rakety/

Историю создания сложной и уникальной техники в Дубне продолжает экспозиция Музея истории Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ). Он находится в правобережье Дубны, на улице Флерова, 6/2.

В Дубне стоит посетить ландшафтный парк вокруг памятника Ленину у входа в канал имени Москвы в левобережной части города, полюбоваться на Иваньковское водохранилище, прогуляться по правобережной набережной Волги, сходить в исторический Храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино, на стрелке рек Волги и Дубны.

Добраться в Дубну из Москвы можно на электричке с Савеловского вокзала или автобусом № 415 от станции метро Алтуфьево. Можно доехать на автомобиле по Дмитровскому шоссе. Пообедать – в ресторанах на проспекте Боголюбова в правобережье Дубны. Переночевать – в гостинице «Дубна» с собственным рестораном (ул. Векслера, правобережье) или в «Резидент отеле» ОЭЗ «Дубна» (левобережье). С парковкой в Дубне проблем нет.

Комментарии