В гостях у каски - ХранителиРодины.рф

Когда в 1942 году из тира Лысьвенского металлургического завода на фронт забрали последнего мужчину-стрелка, то отстреливать каски вызвались девчонки, которым не исполнилось и 16-ти. Отработав 12-часовую смену на своём основном производстве, они шли в тир.

Здесь под разными углами с расстояния 25 метров юные снайперши из трёхлинейной винтовки «расстреливали» несколько касок из каждой партии. С такого расстояния пуля «трёхлинейки» пробивала шейку железнодорожного рельса. Однако если в двух касках после отстрела повторялся брак (вмятина больше трёх миллиметров или небольшая трещина), то вся партия из 200 штук шла в переплавку.

Такой жёсткий контроль в годы Великой Отечественной войны проходил стальной шлем СШ-40 на заводе №700. Именно так назывался тогда Лысьвенский металлургический завод – единственное предприятие в СССР, выпускавшее во время войны солдатские каски. Шлемы, которые спасли тысячи жизней и стали одним из символов Победы.

Поэтому вполне логично, что в небольшом уральском городке открылся и работает единственный в России Музей каски.

Главная каска

Первым делом посетители Музея каски попадают в своего рода тамбур – небольшую медиазону. Здесь установлены три экрана, на которых транслируются отрывки из известных фильмов и рассказывается эволюция защитных головных уборов – от шлемов древних греков до пробковых английских шлемов, использовавшихся в колониальных войнах. После такого короткого экскурса в историю гостей ждёт первый выставочный зал, где демонстрируются каски XX века из разных стран.

Разумеется, в центре экспозиции – легендарный стальной шлем СШ-40 в полной комплектации (корпус, подтулейное устройство и подбородочный ремень). Сейчас уже доподлинно не установить, кому принадлежала «главная» каска коллекции. Но точно известно, что она побывала на Великой Отечественной войне, и её владелец вернулся с фронта живой. Исторический факт: «лысьвенка» по своим защитным свойствам превосходила каски зарубежных армий. При этом была достаточно лёгкой (толщина всего 1,2 мм) и удобной, идеально повторяя форму человеческого черепа. В зависимости от размера каска весила от 800 граммов до 1,4 кг.

Таких касок лысьвенский завод отправил на фронт более 10,5 миллионов. Эта цифра тем более поражает, если учесть, что в годы войны завод №700 также массово выпускал фугасные и зажигательные бомбы, гильзы для зенитных установок, артиллерийские снаряды, взрыватели для противопехотных мин, стрелковые щитки, противогазы, разную армейскую утварь (котелки, кружки, фляги, тарелки).

Оригиналы этих изделий военной поры также можно увидеть в зале каски XX века. Среди них особое место занимают «предки» современных бронежилетов – стальные нагрудники. Их делали для «спецназа» Великой Отечественной войны – штурмовых инженерно-саперных бригад резерва (ШИСБр). Это был почти штучный продукт.

Мировые каски

Посетители музея могут примерить как эти нагрудники, так и каски. А шлемов-подлинников разных стран, начиная с Первой мировой и заканчивая холодной войной, в коллекции представлено около двух десятков. Французские, английские, итальянские, румынские, немецкие, американские, чешские, времён царской России и советские. Коллекция постоянно пополняется (так что здесь уже задумываются о расширении экспозиции), причём, в основном, за счёт дарителей.

Например, управляющий коммуникационного агентства «BERLIN-Communications» Томас Райтер пришёл в такой восторг от музея (назвав его «явлением мирового масштаба»), что подарил каску, в которой служил в армии ФРГ в годы холодной войны. А представители Общества чехословацких легионеров (Чехия) и Пражского военно-исторического музея передали лысьвенским хранителям чешскую каску образца 1932 года.

Несколько экспонатов, найденных при раскопках на полях сражений, предоставили поисковые отряды. Органично дополняют экспозицию касок четыре военные диорамы, которые специально для лысьвенского музея создал известный российский художник Олег Никитин.

Под грифом «Секретно»

Многие десятилетия полная технология производства касок оставалась неизвестной. И только в 2019 году рассекретили заводские архивы и документацию. Благодаря этому сотрудники музея при помощи коллег из архивов подготовили содержательный анимационный ролик «Каска. Как это работает?».

В нём доходчиво и наглядно показан весь процесс изготовления каски (от подготовки материалов для плавки стали до штамповки и сборки шлема), устройство и технические характеристики СШ-40, состав стали.

- Особенно этот ролик любят смотреть подростки и дети. Нам он помогает раскрыть и объяснить им процесс изготовления касок на лысьвенском заводе. Для современного поколения ведь важна визуализация. Тем более что многие из них представления не имеют, что такое мартен, шихта и т.д. Для нас ролик – это большое подспорье.

Татьяна Колодкина, специалист по музейно-образовательной деятельности и экскурсовод

В общем, ролик удачно «вписался» в зал технологий, рассказывающий о работе завода и производстве касок в военные годы. Именно сюда попадает посетитель после осмотра экспозиции касок XX века. Помимо технологии производства касок здесь посетитель узнает о тех, кто разрабатывал СШ-40, доводил его до ума и непосредственно выпускал.

Создатели музея постарались в интерьерах зала воспроизвести заводской цех. Им удалось передать атмосферу военного производства: полумрак, «всполохи» мартеновской печи, подлинные инструменты и промежуточные детали касок. Дополняют картину редкие архивные фотографии и уникальные документы.

Образцы каски СШ-40 были готовы ещё за год до войны. Но потребовалось время, чтобы поставить производство касок на конвейер (это сделали к началу 1942 года), усовершенствовать сталь и наладить её прокат на заводе (до 1943 года её привозили из других предприятий). Отдельный стенд посвящён конструкторам и инженерам завода №700. Одни из главных творцов СШ-40 – Александр Филин, Иван Ястребов, Александр Кривилев и Александр Пашкевич – в 1943 году получили за каску Сталинскую премию.

«Заводчане» из детских садов

В зале технологий взгляд сразу же приковывает огромный панорамный снимок на стене. На одной из редких фотографий завода №700 военной поры в расплывчатой дымке едва различимы силуэты рабочих. Зато отчётливо видны каски на конвейерной ленте. Настолько отчётливо, что, кажется, они сейчас сойдут с конвейера прямо в ваши руки!

А ещё в этом зале у многих посетителей возникают вопросы по поводу неказистой, на первый взгляд, тряпичной куклы. Она, словно устав, опёрлась на швейную машинку. Этот экспонат специально создали к открытию музея.

Руководитель швейного отделения, где в годы войны шили подушечки для касок, один из ветеранов завода Игорь Счастливцев позже вспоминал:

«К концу 12-часовой смены, когда мутилось в глазах от холода и голода, а острые иглы прокалывали детские пальчики, кто-то бросал на конвейер тряпичную куклу-самоделку с плоским и нарисованным химическим карандашом лицом. Кукла проплывала перед девчатами, и они улыбались.»

Эта незадачливая шутка дарила смех и облегчение, пусть и минутное, от тяжёлого труда совсем юным девочкам подросткам!

- Когда мы прочитали эти воспоминания Игоря Счастливцева, то нам очень захотелось иметь такую куклу в музее. И когда открывали его в 2009 году, пригласили ветеранов, которые девчонками трудились в этом цехе. Они принесли материалы для куклы, сохранившиеся у них в сундуках ещё со времён войны. И под их чутким руководством сшили копию тех кукол, которые скрашивали их тяжёлые трудовые будни в годы войны.

Татьяна Колодкина

Голос Левитана для Лысьвы

Как и на других предприятиях, в годы войны на Лысьвенском заводе ушедших на фронт мужчин заменили женщины, подростки и дети. А для выполнения отдельных операций, которые были не под силу взрослым, специально привозили воспитанников детских садов.

- Когда каска была уже почти готова, в ней пробивали шесть отверстий – для крепежа подтулейного устройства. Но надеть на приклёпку маленькие шайбочки взрослые не могли этого сделать. Здесь нужны были маленькие руки. И в военное время на заводе пришлось так выходить из положения: из детских садов привозили мальчишек и девчонок.

Они работали по 2-3 часа. Потом их кормили обедом и снова возвращали в цех на 2-3 часа работы. И только после этого ребят отправляли обратно в детсад. Но каждый день это было делать накладно, поэтому детей стали принимать в штат завода, вот так в стране в тяжелейшем труде «ковалась» Победа.

Татьяна Колодкина

Таких поразительных и трогательных историй и фактов из военной жизни завода и города можно узнать немало, если посетить Музей каски. Здесь вам объяснят, зачем разработчики каски мазали свои головы клейстером и обклеивали их газетами. Вам расскажут про похоронные бригады, которые негласно существовали почти в каждом цехе. Кстати, если в 1941 году списочный состав цеха №8, выпускавшего каску, составлял 749 человек, то к концу войны в нём не набиралось и 450 работников.

А ещё в Музее каски вы услышите уникальный архивный аудиоэкспонат. Специально для лысьвенцев в благодарность за их подвиги и труды в годы Великой Отечественной войны диктор Юрий Левитан сделал запись. Начинается она так: «Слушайте, потомки…». И в это время на большом экране демонстрируются имена погибших на фронте лысьвенцев и фотографии тружеников тыла. Это завершающий аккорд экскурсии, от которого по коже бегут мурашки и перехватывает дыхание.

Как найти

Музей каски находится в городе Лысьва (Пермский край) на улице Мира, 4.

Добраться до Лысьвы можно из краевого центра на личном автомобиле, междугороднем автобусе или поезде. Расстояние от Перми –160 км.

Телефон музея: +7 (34249) 3-00-65

Электронная почта: lysva-musei@yandex.ru

Комментарии