В гостях у терских казаков - ХранителиРодины.рф

Экспонаты в этнографическом центре «Казачье подворье» в станице Боргустанской на Ставрополье можно не только посмотреть, но и подержать в руках, в обрядах – поучаствовать, а национальную кухню – попробовать. Что умели девочки-казачки, какую роль играли крёстные отцы казачат и многое другое показывают и рассказывают гостям.

Хата стала музеем

Станица Боргустанская – это одно из множества казачьих поселений, основанных в предгорьях Кавказа в конце XVIII – середине XIX века. Они появлялись вдоль Азово-Моздокской укреплённой линии – череды крепостей и редутов для обороны от враждебно настроенных горцев.

Жили казаки небогато. Емельян Павленко, построивший в 1908 году хату на улице Гоголя в Боргустанской, считался зажиточным лишь потому, что крыша была покрыта железом, а на стенах висело множество фотоснимков. И то и другое было роскошью по тем временам.

Старшему сыну хозяин построил отдельный дом, а младший с семьёй остался жить с родителями. У казаков пожилые люди на старости лет не оставались без присмотра детей. Потом наследники продали домик чужим людям. А те не дорожили ни фотоснимками, ни мебелью, ни, тем более, вещами прежних владельцев. Поэтому, когда директор турфирмы «Зори Кавказа» Наталья Дудко присмотрела эту хату под этнографический музей, а глава администрации станицы Раиса Холодная выкупила её в муниципальную собственность, казачьих артефактов в ней оставалось немного – фотографии, угловые шкафы, сундук, комод да курточки из плюша. Цела была русская печь. Её топят и сейчас, чтобы сохранить аутентичный казачий быт и атмосферу.

Наполнить дом предметами, которыми пользовались казаки 100 лет назад, помогли станичники. Из своих кладовок они принесли глиняные горшки, чугунные утюги, прялки, самовары, рубель – доску для глажки белья, домотканые дорожки и вышитые шторы, накидки, рушники. Всё это можно взять в руки, пощупать и даже применить. Девушки могут присесть на сундук с приданым невесты и посмотреть, сработает ли примета о скорой свадьбе. По словам Натальи Дудко, некоторые посетительницы, приехав во второй раз с мужьями, уверяют, что сундук и впрямь вещь очень ценная.

Входя в хату, сначала попадаешь в сени. Дверь налево ведёт в горницу, направо – в «чисту хату». Там стоит единственная в доме кровать, на которой спали молодые. Дети ночевали на лавках и на полу, пожилые – на печке. Старики могли жить и в отдельном домике, построенном во дворе, – летней кухне. До сих пор большинство подворий в Боргустанской состоят из двух домов – для разных поколений. Позади двора – большие огороды на 15 соток. За музеем тоже есть участок, но этнографический центр арендовал только строения.

И споют, и накормят

Хата была в относительно хорошем состоянии. Пришлось менять только крышу: за сто лет железо прохудилось. А вот ветхие турлучные постройки во дворе полностью снесли и на их месте возвели новые. В музейный комплекс входит летняя веранда «летница», где привечают гостей, летняя кухня с печкой, где готовят вареники для туристических застолий, сувенирная лавка, и административное здание, где собираются на репетиции казачки станичной фольклорной группы «Вольные казачки». Они поют, проводят показательные обряды, например, сватовства, готовят снедь для туристов, ухаживают за цветниками. Пожилые казачки выступают в этнографическом центре на волонтёрских началах.

- Наши бабушки поют и говорят на южно-русском диалекте – смеси украинского и русского, как говорили их родители, дедушки и бабушки. В репертуаре – более 300 песен, которые они поют под аккомпанемент баяна. Есть также три-четыре боргустанских песни-баллады, исполняемые акапельно. Это живая фольклорная музыка, которую я хочу записать в студийном качестве для потомков. Ведь они постепенно уходят из жизни, самой старшей нашей солистке 83 года, а молодые так уже не споют.

Наталья Дудко

Казачья жизнь была чередой побед и потерь, потому и песни у казаков либо бравые, залихватские, либо грустные, трагичные. Равнодушно петь не получается, так что и зрители безучастными не остаются.

За полтора часа экскурсии туристам рассказывают историю появления казаков на Кавказе, показывают их быт и обряд сватовства, в котором участвуют все желающие, а потом знакомят с казачьей кухней. Угощают салом, картошкой, которой славится станица Боргустанская, пирожками, соленьями, варениками. Взрослым подают чарку, детям наливают компот – узвар.

Не рукавом трясти

Школьные экскурсии на подворье принимают по особой программе с мастер-классами для мальчиков и девочек. Казаки-мужчины поголовно воевали, поэтому казачат с детства готовили к походам. На плечах женщин держалось домашнее хозяйство, так что казачки учились сызмальства его вести. Большую роль в воспитании играли крёстные родители, чей статус до сих пор остаётся высоким в семье.

- Крёстный отец отвечал за подготовку казака к армии, помогал готовить ему справу – военное снаряжение, черкесску, которую казаки позаимствовали у горских народов. Сейчас она утверждена как парадная форма у терских и кубанских казаков. А девочки с семи лет нянчили младших братьев и сестёр, с 11 лет – начинали готовить себе приданое. Крёстная мать учила вышивать, прясть, стряпать.

Наталья Дудко

В музее роль крёстных берут на себя станичные казаки и казачки. В подпрограмме «Казак и воин, и хозяин» мальчикам показывают старинное казачье оружие – мосинскую винтовку, пищаль, пику, шашку, ногайку, и учат ими владеть: рубить шашкой лозу, махать нагайкой, набрасывать аркан. Программа для девочек называется «Дом вести, не рукавом трясти». Им демонстрируют прялку, рубель, колотушку для стирки белья, ухваты, утюги, коромысла. Учат шить обережных кукол – тряпичные амулеты. Заканчивается детская экскурсия, как и у взрослых, за столом, с песнями и рассказами о казачьих блюдах, которые тут же можно отведать.

Тяга к предкам

Наталья Дудко и сама наполовину казачка – по отцу. Родилась в Молдавии, а потом переехала на Кавказ, вышла замуж за потомственного казака из станицы Боргустанской и попала в казачью среду. Свёкор и свекровь любили петь казачьи песни, соблюдали традиции, насколько это было возможно в советские годы, после страшных репрессий и расказачивания. Крестить детей в те времена запрещали, но казаки это делали тайно. Придерживались свадебных обычаев, клали новорождённых на шубу, состригали и прятали первые волосы годовалого ребёнка, почитали стариков, уважали матерей и тепло привечали гостей.

В середине 1980-х годов Наталья Павловна, будучи директором Дома культуры в посёлке Нежинский, участвовала в создании одного из первых казачьих хоров. Артисты много гастролировали, ездили на фестивали на Дону, на Кубани, на Волге, видели, как повсеместно начиналось казачье возрождение.

Поднялось казачество и на Тереке. Станичники из Боргустанской создали своё казачье общество и вошли в Терское войско. Интерес к своим корням, традициям, культуре и истории возрос по всему Ставрополью. Наталья Дудко, зная, каким успехом у туристов пользуются этнографические центры за рубежом, предложила создать нечто подобное и в своей станице. Власти идею поддержали, и в 2011 году в Боргустанской открылось «Казачье подворье».

Как добраться

Экскурсии на «Казачье подворье» предлагают многие турагенства и санатории Кавминвод. Можно приехать туда и самим, но только в день, когда подворье принимает группу. Надо предварительно позвонить по телефону Натальи Павловны Дудко 8-(928) 346-16-26.

Этнографический центр находится в 25 км от Ессентуков. От Верхнего рынка рядом с автовокзалом до Боргустанской ходит маршрутка № 103. В станице гостиницы пока нет, поэтому поселиться можно в любом из городов КМВ.

Точный адрес: Ставропльский край, Предгорный район, ст. Боргустанская, ул. Гоголя, 25.

Комментарии