Одобрено редакцией
Заглянуть в кладовую Кавказа
Историко-краеведческий музей "Крепость", Кисловодск, Ставропольский край
Первые экспонаты краеведческого музея «Крепость» кисловодчане увидели в оконных рамах городского исполкома. В то, что через 55 лет «музей в окошке» превратится в крупнейшее хранилище историко-культурного наследия Юга России, не верил никто. Только энтузиасты, которые не покладая рук собирали под одной крышей аланские причудливые черепа, походную кровать времен Первой мировой войны и лопату-сувенир, выплавленную из железных немецких крестов. А виной всему – хрущевки. Да, вы не ослышались. Итак, обо всем по порядку.
С миру по нитке
К созданию историко-краеведческого музея «Крепость» подтолкнула «хрущёвская оттепель», точнее строительство знаменитых типовых пятиэтажек в Кисловодске. Возводили их с конца 50-х годов прошлого века потому, что люди «страдали, жили, как клопы, в каждой щели, в одной комнате по нескольку человек, в одной квартире много семей». По крайней мере, так вспоминал руководитель коммунистической партии и страны Никита Сергеевич Хрущев. Неизбалованные советские граждане были счастливы покинуть тесные коммуналки и получить квартиры со всеми удобствами и собственной шестиметровой кухней.
– Люди стали выходить из полуподвалов, подвалов одноэтажных ветхих домов, заселяться в построенные дома с новой мебелью и утварью. Благо приобретать их было где: как раз активно открывались мебельные фабрики и другие промышленные объекты. А что происходило со старыми предметами быта? С ними прощались. Отдавали, иногда просто выбрасывали. Но были энтузиасты, которые озадачились проблемой сохранения материальной культуры и стали собирать осиротевшие реликвии.
Активисты Краеведческого общества, организованного в сентябре 1962 года, решили создать народный музей и объявили сбор экспонатов. Временным пристанищем для нового островка культуры стала комната кисловодского горисполкома – местного органа власти. Первый предмет подарил музею семиклассник Сергей Войтенко. Это был глиняный сосуд из разрушенного могильника на въезде в Кисловодск. Фонды крохотного музея пополнялись с миру по нитке: жители и гости курорта несли предметы быта народов Северного Кавказа, фотографии, документы, оружие, одежду. Ветераны военного лихолетья снимали с кителей ордена и медали и передавали музейщикам, чтобы сохранить их для будущих поколений. Скромные коллекции поначалу стали выставлять прямо в оконных рамах – больше и негде было.
Со временем количество экспонатов росло, и необходимо было расширяться. Совет краеведческого общества добился передачи сохранившейся башни Кисловодской крепости под помещение городского музея. С исторической точки зрения выбор был полностью оправдан. Кисловодская крепость, основанная в 1803 году, положила начало городу. Она входила в разветвленную сеть оборонительных сооружений на Кавказе. Свое назначение – оберегать больных, принимающих живительный нарзан, от набегов горцев – строение уже утратило. Потребовалось немало усилий, чтобы превратить каменные стены в музейное пространство.
Археологи, ау?
Вобравший лучшие традиции местного краеведения сегодня музей «Крепость» сохраняет преимущественно археологическую направленность. Кисловодские окрестности скрывают много загадок. Разгадывать их в разное время приезжали ученые из Ставрополя, Санкт-Петербурга, Москвы, США и Великобритании. Более 20 тысяч предметов откопали археологи на земле, богатой не только минеральными водами. Эти экспонаты – материальные свидетели древнейшей истории региона.
В музейной коллекции есть аланские черепа, найденные в окрестностях Кисловодска. Около этих экспонатов всегда аншлаг. Виной тому чрезмерно вытянутая форма, которая превышает обычный размер человеческой головы почти вдвое. Что это? Инопланетные создания? Оказывается, нет. В предгорьях Северного Кавказа с V до VIII века нашей эры был распространен обряд преднамеренной пожизненной деформации черепной коробки. Практически сразу после рождения, пока кости не окрепли, голову младенца плотно перематывали кожаными лентами. В результате череп вытягивался по мере роста ребенка. Исследователи считают, что это показатель принадлежности к знатному роду, но документальных свидетельств, увы, нет.
Кроме удивительных находок археологов внимание посетителей музея привлекают предметы повседневной жизни. Неподдельный интерес у туристов вызывает походная кровать 1915 года, принадлежавшая участнику Первой мировой войны Захарьину. Война – войной, а сон – по расписанию. В окопах она за считанные секунды разбиралась до полноценного спального места, в сложенном же состоянии напоминала небольшой сундук.
Кстати, о сундуках. В музее можно ознакомиться с интерьером зажиточного кисловодчанина начала двадцатого века. Впечатляет огромный ларь с плетеными ярусами внутри. Дамы, совершавшие променад по Кисловодску и мечтавшие, как писал М. Ю. Лермонтов, встретить «под нумерованной пуговицей пылкое сердце», меняли наряд по четыре–пять раз в день. Где хранить такое несметное тряпичное богатство? Естественно, в сундуке, занимавшем значительную часть комнаты. Шкафов-купе и в помине тогда не было. Зато была столовая горка, граммофон, напольные часы, фисгармония и многое другое. Они здесь тоже позируют для фото, источая благородный аромат дерева.
Экспозиция музея разнообразна. Она рассказывает об отдельных этапах истории народов Северного Кавказа, исследованиях минеральных источников, развитии кисловодского курорта и даже об освоении космического пространства. Целый зал посвящен Кисловодску как крупнейшей госпитальной базе в годы Великой Отечественной войны.
Все это создано людьми, которые любят свою работу.
Замороженные смотрители
Главный хранитель музея Елена Ивановна Зайцева устроилась в музей в 1983-м году. Признается, что уйти отсюда невозможно, прикипаешь душой. Не всегда все шло гладко, как сейчас. С содроганием она вспоминает те времена, когда наступала зима. Температура воздуха в крепости до ремонта не поднималась выше девяти градусов. Отопления было слабым, смотрители, научные сотрудники кутались в шубы и пуховые платки, но продолжали вести экскурсии с полной самоотдачей.
В конце 80-х годов городские власти передали под музей все помещения Кисловодской крепости. Радость была недолгой. Началась реставрация, которая затянулась на годы, а в перестройку и вовсе прекратилась. Экспонаты перевезли в обычный жилой дом по ул. Жуковского. Бывало, что комнаты затапливали жильцы сверху, но музей вопреки всему не остановил свою работу и научные сотрудники не разбежались, а продолжили наращивать фонды и открывать новые выставки. После реставрации «Крепости» люди и экспонаты вернулись в родные стены, и началась новая страница в музейной жизни. Яркая и насыщенная. Об этом свидетельствует поток туристов, с раннего утра выстраивающийся в кассы музея.
Как найти
Музей находится рядом со знаменитым национальным парком «Кисловодский» по адресу проспект Мира, 11. Добраться до «Крепости» можно на общественном транспорте. Регулярно курсируют автобусы № 1, 8, 10, 11, 15, 17, 18, 104 (остановка «Свято-Никольский собор»). Рядом с музеем есть бесплатная парковка для личного транспорта. С объектами питания и гостиницами проблем не возникнет, они в пешей доступности. Музей работает с 10 до 18 часов без выходных.
Телефон кассы: +7 (87937) 3-71-23. Сайт музея: http://www.museum-krepost.ru/
Комментарии