Тайны пещерного города - ХранителиРодины.рф

Здесь родилась одна из известных женщин средневековья – Джанике, дочь хана Тохтамыша. Жизнь у неё была бурная, с путешествиями и политическими интригами. Джанике даже смогла отстоять свои права на престол Кырк-Ора и правила там 17 лет.

За городской стеной – обрыв. И за двумя другими тоже. Войти в этот город можно только с восточной стороны. Так располагались «большие» ворота. С юга тоже была тропа, выходившая к «малым» воротам. Дорога, что прямо за воротами, расчерчена глубокими бороздами. Это – колеи от колёс. Только представьте, сколько времени нужно, чтобы на камне остался такой след! Пещерному городу Чуфут-Кале, музею под открытым небом, очень много лет…

У мавзолея Джанике

Полторы тысячи лет назад на этом месте началось строительство византийской крепости – охранять подступы к владениям Херсонеса. А вот что происходило в следующие восемь веков после этого, неизвестно. Но в XIII веке необычный город на горном плато впервые упомянул один из путешественников. Имя, правда, было иное: Кырк-Ор, что означало «сорок крепостей».

Город поражал издалека: стены, казалось, вырастали из самой скалы, дома будто балансировали над пропастью. А примыкающие к городу скалы с выдолбленными пещерам казались огромным ульем. Люди просто взяли то, что предложила природа – идеальное место, где можно не бояться врагов, и немного дополнили защиту.

Хотя на всякую защиту есть своя хитрость. Пещерный город не устоял перед вторгшимися в Крым в XIII веке войсками Золотой Орды. За несколько дней осады враги выявили самый уязвимый участок укрепления и, отвлекая оборонявшихся, смогли пробить стену.

Так пещерный город поменял хозяев. И даже какое-то время был столицей Крымского улуса Золотой Орды.

Здесь родилась одна из известных женщин средневековья – Джанике, дочь хана Тохтамыша. Жизнь у неё была бурная, с путешествиями и политическими интригами. Джанике даже смогла отстоять свои права на престол Кырк-Ора и правила там 17 лет. Её мавзолей сохранился, и возле него экскурсоводы рассказывают самые разные варианты старинных легенд о Джанике. Народу больше нравилось представлять её не хитроумной и прагматичной правительницей, а простой девушкой, погибшей при осаде крепости. Или юной красавицей, живущей во дворце, которая пожертвовала жизнью ради простых людей.

В XV веке население города было пёстрым: здесь жили мусульмане, иудеи, христиане. Когда сто лет спустя хан решил перенести свою резиденцию в Бахчисарай, люди стали переселяться в долину, где, как бы сказали сегодня, было больше возможностей.

Уже в XVII веке пещерный город называют Чуфут-Кале («иудейский город»). «Стоит двести домов иудейских, покрытых красной черепицей…», – писал турецкий путешественник Эвлия Челеби, который осматривал город почти четыреста лет назад. Сюда всё необходимое приходилось доставлять из долины. Каждый день в город заходили повозки – вот как появлялись колеи в камне.

К досаде путешественника, достопримечательностей в городе было немного. Из-за дефицита места на плато, не существовало ни рыночной площади, ни бань. Ни садов и виноградников – те были внизу, в долине.

Достойной упоминания Челеби показалась разве что ханская тюрьма: «Из тюрьмы этой Чуфут-кале освободиться никак невозможно. Разве что, если выйдешь из неё в гробу. Вот какая это тюрьма – адская темница…. Наш господин Мухаммед Герай-хан заключил везиря Шеремета (русский воевода Василий Шереметьев, просидевший здесь 21 год) в тюрьму этого Чуфут-кале …»

«Тюремную пещеру» посетителям демонстрируют. Можно там посидеть, подумать о вечном. Там удивительная акустика: слышно малейший шорох… Хотя учёные считают, что пещеры в городе использовали исключительно под хозяйственные нужды: держали там скот, запасы продуктов.

Кенассы – Большая и Малая

Долгое время Чуфут-Кале был самым большим поселением караимов. Этот тюркоязычный народ исповедовал иудаизм в его особом виде. Караимы признавали письменную Тору, но отвергали устное учение.

В Крымском ханстве караимы больше были известны как купцы и ремесленники. В Бахчисарае им дозволялось держать торговые места, но жить запрещалось. Поэтому жили караимы в Чуфут-Кале, в пешей доступности от столицы ханства. Уезжать отсюда они начали после присоединения Крыма к России – теперь могли жить, где угодно. В XVIII веке обитателей города насчитывалось около тысячи или полутора тысяч человек.

В Чуфут-Кале сохранились дома, да также Большая кенасса – молельный дом караимов. Невысокий дом обнесён галереей с десятью колоннами, украшенными орнаментом. Здесь, на террасе, люди оставляли обувь – внутри кенасса была устелена коврами. Женщинам положено было молиться на небольшом балконе, закрытом деревянной решёткой. У кенассы верующие ждали начала службы, тут же проходили суды, во время которых старейшины оценивали те или иные проступки жителей города и выносили приговоры.

Кенасса и многие другие здания сохранились отлично. Само положение города – высоко на плато, уберегло постройки от «набегов» жителей окрестных селений, желающих раздобыть «дармовой» стройматериал.

Малая кенасса Чуфут-Кале связана с именем Авраама Фирковича, которого путешественники называли последним обитателем Чуфут-Кале. «Престарелый раввин встретил своих гостей на одной из мертвых улиц мертвого города. Если бы его не провожал другой караим, совершенно житейского вида, Фирковича нетрудно было бы принять за призрак», – описывал встречу с 90-летним исследователем краевед Евгений Марков. Тогда, в конце XIX века, Фирковичу было 90 лет. В Малой кенассе Фиркович занимался разбором старинных рукописей, здесь хранил свою богатую библиотеку.

Усадьба Фирковича, где он жил с 30-х годов XIX века, нависающая над обрывом отлично сохранилась: остался и сам дом с верандами, и ограда с калиткой, летняя кухня, сеновал, стоки для воды. Сейчас нижний этаж превращен в небольшой музей, где можно полюбоваться на старинные гравюры, фотографии, бытовые вещи.

На самом деле, самыми последними жителями древнего города, уже после Фирковича, были братья Пигит. Они всегда радушно принимали путешественников. А после них в пещерном городе жили только смотрители.

В Чуфут-Кале не раз бывали члены императорской семьи. Здесь установлена памятная плита – в честь посещения города в 1886 году императором Николаем I и его супругой Марией Фёдоровной. Принимали гостей торжественно: «У главных ворот караимские мальчики, выстроившись в линию, под начальством стариков газзанов, пели духовную песнь… Караимские женщины встретили также августейших посетительниц у ворот города, укутанные белыми покрывалами, но с открытыми лицами… Государыня императрица удостоила своим посещением дом одного из зажиточных караимов – Мангуби, где была угощена завтраком, состоявшим по восточному обычаю, большей частью из варенья, конфет и азиатского блюда «халва».

Полвека спустя караимы принимали Александра III с супругой и наследником, побывал здесь Николай II с женой и детьми.

Горшок менялы

Очень долго учёным, изучавшим пещерный город, не давала покоя вот такая загадка: откуда же жители такого большого города брали воду? Она требовалась не только им, но и скоту. Колодцы и даже бассейн для того, чтобы поить скот, имелись. Получается, жители надеялись только на осадки, которые наполняли их. Ну, а в плохие времена воду сюда просто привозили в бурдюках.

Тайна открылась тридцать лет назад. В одной из старых караимских легенд упоминался колодец Тик-Куйю, который располагался за стенами крепости. Его стали искать – и обнаружили. Оставалось… откопать, потому что выдолбленный в камне ствол колодца был весь забит землёй. Что странно – разве могли жители пещерного города, дорожившие каждой каплей воды, уничтожить ее источник?

Когда колодец был раскопан на 25 метров в глубину, обнаружился уходящий в сторону горизонтальный ход. Эта галерея тянулась параллельно городской стене. Значит, это не подземный ход, выводящий в случае осады в безопасное место или подводящий к источнику воды. Галерею учёные признали водосборной. Внушительное гидротехническое сооружение заканчивается колодцем, где накапливалась вода.

Во время раскопок на потолке и стенах галереи нашли выцарапанные на камне рисунки и непонятные знаки. Галерею засыпали где-то в XVIII веке – об этом учёным рассказали две монеты тех времен, найденные в земле. Но почему потом нигде о такой работе не упоминалось? А труд был немалый: не просто завалить колодец, но и наносить земли внутрь галереи, чтобы засыпать огромное пространство.

Когда вход в подземную галерею оборудовали для туристов, Чуфут-Кале преподнёс ещё один подарок.

...Представьте, что у вас есть горшок серебра и золота. Куда бы вы его спрятали? Думайте быстрее, ситуация критическая. Место нужно такое, чтобы и соплеменники там не копались, и чтобы потом найти легко было. Когда убирали лишнюю породу у входа в галерею, лопата ударилась о глиняный горшок, блеснули монеты. Кырк-Орский клад (так его назвали), оказался богатым: 4287 золотых и серебряных монет XIV-XV веков. Венецианские дукаты, генуэзские и византийские монеты, египетский динар, золотоордынские дирхемы, даже молдавский грош и деньга рязанского князя Ивана Фёдоровича! Скорей всего, всё это богатство принадлежало местному ростовщику-меняле.

Подземная галерея открыта для посещения туристами. И каждый может спуститься глубоко под землю, к древнему колодцу.

Как добраться

С автовокзала Бахчисарая ходит автобус № 2. От конечной остановки начинается пешеходная тропа на Чуфут-Кале. Пещерный город является памятником, входящим в Бахчисарайский историко-культурный заповедник. Закрыт для посещения осенью и зимой. Телефон для справок: 8(06554) 4-77-93.

Комментарии