Музей каменных жерновов под Великим Новгородом
"Всё перемелется!", Великий Новгород, Новгородская область
Вам скучно в обычных музеях? Вам не разрешают даже дышать на экспонаты, не то что потрогать руками? Тогда приезжайте в частный музей каменных жерновов в посёлке Панковка под Великим Новгородом. Вам разрешат самим намолоть муки и испечь из неё лепёшки, а потом угостят кофе, который вы сами намелете на кофемолке XIX века.
Жернова между двух мельниц
Вам уже интересно? Вы хотите сами жернова поворчать? Тогда запоминайте, как добраться.
Главный совет столичным экскурсантам при покупке билетов: не перепутать Великий Новгород с Нижним. Наш Новгород стоит на древней реке Волхов. Дайте знать, когда приезжаете, и хозяева Музея каменных жерновов могут вас встретить хоть на железнодорожном вокзале, хоть на автовокзале. Ну, а если вы сами с усами (то есть на машине), то это ещё и надёжнее. Выезжаете из Великого Новгороде по Псковской улице и…
Как подсчитали хозяева музея Елена Михайлова и Владимир Львовский, от величественных стен Детинца в центре Великого Новгорода до их первого жёрнова у стен дачного домика ровно девять километров. Даже остановка пригородных автобусов называется «9-й километр Псковского шоссе». Хотя, как убеждены Елена и Владимир, как только на повороте в дачный массив появится красивый дорожный указатель на их Музей каменных жерновов, остановку народ тут же стихийно переименует.
А если внимательнее присмотреться к карте, то получается, что Музей каменных жерновов под Великим Новгородом оказался практически между двух мельниц: деревней Старая Мельница и Новая Мельница. В этом географическом и топонимическом соседстве точно что-то пророческое есть. А ведь всего год назад коллекция каменных жерновов (а именно с коллекции как правило и начинаются все музеи) находилась в 150 километрах от Великого Новгорода, по другую сторону древнего озера Ильмень – в посёлке Марёво.
Точка притяжения
Кто-то яйца Фаберже коллекционирует, а кто-то мельничные жернова. Увлечение марёвского блогера Владимира Львовского долгое время ничего кроме усмешек земляков ему не приносило. Но когда он познакомился с ещё одним блогером, журналистом, общественником, депутатом и мамой троих детей Еленой Михайловой, которая и предложила идею создания частного музея, то все 100 с лишним серых круглых камней на его участке заиграли совсем другими красками.
Переезд в пригород Великого Новгорода дался нелегко, но эффект получился потрясающим. Марёвцы сейчас, читая в областных СМИ и в интернете про растущую популярность частного Музея каменных жерновов, локти кусают: потеряли такую шикарную «Точку притяжения»!
Единожды побывав в этом музее с друзьями или с семьёй, посетители долго не могут успокоиться. Они не просто без конца рассказывают о своих впечатлениях, пишут посты в соцсетях и делятся потешными фотографиями и видео. Они постоянно зазывают новые компании знакомых съездить, посмотреть, потрогать всё руками, покрутить жернова, полетать в ступе, порубить головы драконам, наносить воды для свежемолотого кофе…
Всё перемелется!
Люди получают не только впечатления, но и массу интересной информации о традициях своего народа. И вот уже слова из сказки, в которые никто из сегодняшних детей не вдумывается и без переводчика не поймёт, обретают своё воплощение наяву.
В Музее каменных жерновов вам покажут «прародительницу» мукомольного промысла – ступу с пестом. И покажут, как нелегко было добиться получения однородной массы из зёрен. Заодно напомнят про поговорку «Толочь воду в ступе», а с неё, и сами не заметите, начнётся конкурс поговорок про мельницы, жернова, хлеб…
Если успеете, то застанете этой осенью в музее рядом со старой дореволюционной ступой-раритетом заготовку для новой ступы. Её мастерит Владимир из куска старинного дуба, который ещё недавно красовался на обрыве реки. Мастерит по всем правилам: чтобы и муку в ней молоть было можно, и чтобы переворачивалась легко. Зачем переворачивалась? Приезжайте. Вам всё расскажут. И обязательно предложат сфотографироваться в образе Бабы Яги верхом на ступе да с метлой в руках.
Кстати, топоры для изготовления ступы и другие инструменты точить можно тут же во дворе. На своём сайте создатели Музея каменных жерновов предлагают посетителям приезжать со своими ножиками – заточат здесь первоклассно.
– Мы не раз сталкивались с тем, что нам предлагают взять в свою коллекцию жёрнов, а на деле это оказывается точильный камень, – рассказывает Владимир Львовский. – Мы и такие подарки в наш музей принимаем, но объясняем, как отличить, на что обратить внимание. Люди так погружаются в тему, так увлекаются историей жерновов, что становятся в итоге нашими большими друзьями. Кстати, практически в каждой экскурсии есть человек, который спрашивает, почему на срезах одних жерновов отводящие муку желобки прямые, а на других – изогнутые или прерывистые. У нас нет пока точного ответа, так как в письменных источниках мы разъяснений не нашли. Но можем предположить, что, экспериментируя, люди пытались добиться более мелкого помола.
Кстати, каким бы ни было твёрдым зерно, жернова рано или поздно с ним справятся. Какими бы большими ни казались нам житейские трудности – и они будут преодолены. «Всё перемелется!» – любят повторять хозяева частного музея, сделав эту фразу своим девизом.
«Дайте мне попробовать!» – кричат посетители
Жерновов в музее столько много, что куда ни бросишь взгляд – всюду они. Ими обрамлены садовые дорожки (но наступать на жернова не разрешают из уважения к их священному статусу), они украшают фундамент дачного домика (складывается ощущение, что это «дом на колёсах»). Из самого большого музейного жернова хозяева создали на улице стол. Здесь потчуют посетителей музея всем тем, что они сами в музее намелют. Но посетители выстраиваются не в очередь за угощениями, а в очередь к жерновам.
Чтобы раскрутить верхний круг жёрнова, установленного в одном из домиков, нужна недюжинная сила.
– Оба круга вместе весят 80 килограммов, – поясняет Владимир Львовский и показывает, как надо вращать.
Кряхтя и охая, дамы-экскурсанты пытаются сделать хотя бы по три-четыре круга. Зерно в глазке жернова есть, а мука с краёв полоза и не думает появляться.
Трудно. Кому-то удаётся правильно встать и распределить вес и… Вот они – первые белые крошечки пшеничной муки появляются на ткани, постеленной вокруг жерновов.
У мужчин из нашей группы получается энергичнее и продуктивнее. Зрители оценивают горячими аплодисментами.
В архиве Музея каменных жерновов есть видео, где Владимир Львовский на одной из выставок, куда был приглашён, вращает сразу два жёрнова одновременно. Диджей, да и только!
– Как они друг за друга-то держатся? – спрашиваю я, – Ведь то в одну сторону, то в другую надо толкать, чтобы прокрутить.
– А вот – смотрите!
И специально, чтобы удовлетворить любопытство экскурсантов, Владимир снимает верхний жёрнов и показывает механизм крепления: веретено и параплицу.
Мы ещё раз убеждаемся в том, что в этом музее можно всё: самому молоть муку, самому молоть кофе в деревянной меленке, которое более 120 лет, самому черпать воду из колодца, оседлать ступу или размахивая тесаком, срубить головы дракону, который хозяева музея специально для ребятни смастерили из упавшей во время грозы яблони.
– Наши посетители в восторге от того, что каждый экспонат в Музее каменных жерновов можно потрогать руками. Всё это для того, чтобы проще было понять, как что устроено, как работает. И это даёт нашим гостям (особенно детям) гораздо больше понимания того, как был устроен быт наших бабушек и дедушек, – рассказывает Елена Михайлова.
Все трое её детей-подростков охотно участвуют в проведении экскурсий. А когда среди гостей есть их сверстники, то диалог настраивается в считанные минуты.
«Колобок стопудово был сладким!»
Мука, вода и… Хозяйка уже угощает гостей первыми лепёшечками, приготовленными из только что намолотой муки. В тесто не было добавлено ни грамма соли или сахара, а ощущение такое, что это самый вкусный на свете хлеб. Вы не поверите, но он сладковатый.
Кто-то из гостей уверенно заявляет: «Колобок стопудово был сладким!» Мы дружно соглашаемся и тянем руки за новыми лепёшками.
Маленькими глоточками отхлёбываем только что смолотый и сваренный кофе. Наслаждение – словами не передать.
Вокруг стола-жёрнова очень уютно. Уезжать не хочется. Но нам пора.
Мы обязательно вернёмся!
Комментарии