Одобрено редакцией
Колокольный мир Валдая
Музейный колокольный центр, Валдай, Новгородская область
Единственное место в России, где собраны колокола со всего мира Под дугой почтовой тройки, на перроне железнодорожного вокзала, в фойе театра, на удочке рыбака или на рождественской ёлке – колокольчики во все времена служили пожеланием удачи, счастья и добра... А магически звучащее слово «Валдай» всегда было синонимом настоящего защищающего от невзгод колокола. Как рождаются колокола? Что такое малиновый звон? Отчего европейские колокола поют, а российские говорят? Почему ямские колокольчики стали прародителями спецсигналов? О самом интересном из колокольного мира можно узнать, побывав в Музее колоколов в Валдае и Музейном колокольном центре.
Повозка со спецсигналом
Именно в Валдае впервые в мире колокол определили не в арку церковной звонницы, а под дугу конской упряжи. Новой стала и технология литья валдайских колокольчиков, сильно отличавшаяся от производства церковных. Взятые на вооружение учрежденным в 1802 г. Министерством внутренних дел, ямские колокольчики становятся своеобразным спецсигналом для почтовых и полицейских экипажей. Повозке с колокольчиками в упряжи предоставлялось приоритетное право передвижения по тракту, в том числе на повышенной скорости. Некоторое время даже существовал запрет на использование колокольчиков неслужебными видами транспорта. Такой спецсигнал не просто так появился именно в Валдае. Ведь первая русская шоссейная дорога, соединявшая Москву с Петербургом, проходила прямо через центр этого небольшого города и его жители, как никто, были заинтересованы в безопасном движении.
Однако валдайские колокольчики оберегали не только прохожих от лихих «водителей кобыл», но и сам экипаж – от диких зверей, не терпящих колокольного звона. Поэтому мастерам так важно было рассчитать параметры звучания – «ультразвук», которым славится валдайский колокольчик. Слышно его за многие версты вперед – и в лесу, и на постоялом дворе, где гостям уже заранее ставили самовар. Сегодня люди жалуются на городской шум, но и полтора века назад тишины на улицах не было. Дальняя дорога тем более была своеобразным испытанием звуком – колокольчики и бубенцы не умолкали на протяжении всего пути из Петербурга в Москву, который с остановками занимал неделю. Единственным спасением от назойливости звона была ямщицкая песня. При этом надо было в определенном ритме выталкивать из себя по слогам тексты песен, что позволяло пульсировать барабанным перепонкам и защищало слуховой аппарат от аудиальных перегрузок. Но эти колокольные шумы нарушали тишину городской среды, в связи с чем был издан указ, обязывающий извозчиков «завязывать языки» своих колокольчиков в черте населенных пунктов, развязывая их для обеспечения дорожной безопасности только за околицей.
В Музейном колокольном центре выставлены наспинные часы ямщика, позволяющие пассажирам наблюдать за временем в пути, а также дорожный прейскурант с расценками обязательной оплаты за версту прогона, а также указанием на чаевые.
«Купи, денег не жалей…»
В 1802 году появляются надписи на колокольчиках. На них ставились имена мастеров, место производства, дата отливки, различные фразы и символические изображения. Считалось, что колокольчик говорит то, что на нем написано. При этом самой популярной была фраза: «Кого люблю того и дарю». По традиции жених невесте должен был к свадьбе отлить именно такой колокольчик. Если он не был готов, то свадьба отменялась. В коллекции музея представлено все многообразие напутственных надписей: «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей», «Подай голосок тому предмету, которого милее нету», «Кто колокол купит, тот счастлив будет», «Мчится тройка удалая, колокольчик – Дар Валдая» и проч. Последняя фраза, взятая из известной песни, постепенно укорачиваясь, во второй половине XIX в. преобразовалась в самую знаменитую колокольную надпись «Дар Валдая». Её, как знак качества, ставили на своих изделиях мастера различных литейных центров России, Польши, Финляндии, пытаясь повторить оригинал. Колокольчики с этой надписью до сих пор не только самые популярные, но и самые подделываемые в мире.
Открытие Николаевской железной дороги в 1851 году (с 1923 она переименована в Октябрьскую) сделало главное шоссе невостребованным и больно ударило по колокольной отрасли в Валдае. Производства с трудом выживали за счёт литья церковных и сигнальных колоколов – для железной дороги, пожарных экипажей и кораблей. Окончательную же точку поставила революция. Колокольный звон, размерявший каждый день русских городов и сел, смолк на рубеже 1920–30-х годов, в разгар варварской антирелигиозной кампании. Колокола сбрасывали со звонниц, разрушали, переплавляли. В Музейном колокольном центре есть специальная экспозиция «Колокольные трагедии ХХ в.», а панорамная видеостена позволяет реально увидеть и осознать роковые события того времени.
Услышать экспонаты
Возрождаться колокольное искусство начало лишь в конце 1980-х годов, когда в стране вновь стали отливать колокола. А первая экспозиция, посвященная валдайскому колокольчику, была открыта к Олимпийским играм 1980 года. Готовила её тогда Надежда Яковлева, которая до сих пор работает в музее старшим научным сотрудником. Постепенно собранная ею колокольная коллекция в 1995 году была выделена в отдельный Музей колоколов, который разместился в историческом здании Екатерининской церкви и стал первым в России музеем такого рода. Сегодня здесь можно не только увидеть, но и услышать экспонаты – на трёх колокольных звонницах, – а также познакомиться со звонарной техникой и попробовать себя в качестве звонаря.
– Начиналось всё с пяти колокольчиков. Но сразу появилась мысль, что заниматься только валдайским колокольчиком – мало. Иначе невозможно понять, чем он отличается от касимовского Рязанской губернии, пуреховского Нижегородской губернии, тюменского или вятского. Всё это нужно было изучать на месте, по частным коллекциям – трогать, переворачивать, чувствовать фактуру руками.
Со временем коллекция настолько разрослась, что в Валдае был открыт и Музейный колокольный центр (2015 г.), в котором сегодня представлено 1000 подлинных экспонатов. Это и древние колокольные предметы, обнаруженные в ходе археологических раскопок; и русские церковные, сигнальные, подарочные колокола; поддужные колокольчики; бубенцы; ритуальные барабаны; гонги; била и др. В экспозицию включены и исторические предметы, позволяющие ощутить дух того времени, когда колокольчики были важной частью жизни русского человека: детский тарантас, театральная шаль Шаляпина и проч. Сердце посетителей особо откликается на такие трогательные вещи. С редкими колокольными артефактами соседствуют и мультимедийные технологии. Например, с помощью интерактивного сенсорного стола посетитель может даже сам запрячь тройку.
– И это не просто развлечение. Соприкасаясь с историей, человек начинает осознавать в себе национальное, русское. Понимать, почему именно у нас, например, появилась тройка. Ведь в Европе до сих пор поражаются, как три лошади, запряженные в ряд, бегут разным аллюром и не рвут упряжь… Или как была обустроена транспортная система в стране, занимавшей 1/6 часть земной суши. И что хляби дорожные, как и небесные, это была не беда, а возможность получить испытание, как внутреннюю укрепу. И нам есть, чем гордиться.
Кстати
Фактически у всех народов колокольные предметы воспринимаются в качестве хранителей и проводников голоса всевышнего. И в колокольный звон вкладывается особое сакральное значение. Однако в период Великого поста нельзя было звонить в колокола в обычном режиме – им завязывали языки. В это время звучали била.
Как добраться?
Москву и Валдай разделяют всего 363 км. Сюда легко добраться на машине, рейсовом автобусе или поезде. Лучше всего остаться здесь на несколько дней, чтобы насладиться не только культурной программой, но и первозданной природой. Не зря Валдай называют «маленькой Швейцарией».
Музейный колокольный центр
Новгородская обл., г. Валдай, Комсомольский пр., 1
Музей колоколов
Новгородская обл., г. Валдай, ул. Труда, 2а
muzey.kolokolov@mail.ru
Комментарии