Увидеть Балхар и полюбить - ХранителиРодины.рф

Говорят, что нет в мире того, что в Балхаре не могут изготовить из глины. Балхарские кувшины не раз срывали восторженные взгляды на выставках в Москве и Париже. Но не только глиняные изделия завораживают своей красотой, ещё больше впечатляют пейзажи вокруг и самобытность чудесного аула.

Древний аул Балхар находится в Акушинском районе Дагестана, всего в трёх часах езды от дагестанской столицы. Приехать сюда значит забыть о суете городской жизни и полюбить уклад былых времён, завитки пустующих улиц и увлечённость балхарских мастериц древним ремеслом.



Всё дело – в глине

Окрестности села всегда были богаты залежами глины. Вот и в наши дни можно увидеть здесь женщин с мешками и лопатами в руках в поисках хорошего сырья. Балхарские мастерицы знают, где нужно искать цветную «землю» и во что её можно превратить. Только после обжига глина покажет свой оттенок, рассказывает местная жительница Минажат Гасаева, мастер гончарных дел со стажем, - главное сейчас - успеть набрать запасы до наступления холодов, иначе всё останется под снегом.



- Первого балхарского гончара звали Калкуччи. Год был засушливый, неурожайный, он сел возле костра, а в руках у него оказалась глина, он помял её и бросил в костёр, и из этого куска получилась фигурка, он понял, что можно заниматься этим делом и, считается, что именно он научил остальных гончарному делу. С тех времён в этих краях в каждой семье был свой мастер.



Древнюю легенду нам передаёт глава села Абдулмажид Абакаров, именно его голосом оповещают всё село о самых важных для жителей событиях. Редко где можно встретить такие колоритные выступления по громофону, которым внимает весь аул, и это тоже его особенность.



О глубокой древности балхарских изделий говорят узоры на них, по историческим данным, подобные декоративные элементы зародились ещё во времена неолита, в третьем тысячелетии до нашей эры. Издревле кувшины и тарелки лепили женщины, а мужчины заготавливали хворост для обжига и торговали готовой посудой. Горцы грузили лошадей и ослов балхарской керамикой и отправлялись в путешествие по Дагестану. Нет ни одного села, куда бы не приходили путники со своим товаром и ни одного дома в горах, где бы не было пузатой маслобойки или кувшина для воды.



Для каждого случая свой кувшин... без джина



Конечно же, дома самих балхарцев это настоящие музеи, где на полках в шкафу хранятся, например, глиняные чаши, вылепленные еще пробабушками. Так и в доме мастерицы Заремы Ибрагимовой есть специально отведенная комната, где можно найти кувшин на любой случай.

- Более 50 наименований изделий было, которыми мы пользовались в быту раньше. Одних только кувшинов десятки – для воды один, для молока другой, для вина – третий, доить корову – другой, ещё один – чтобы масло взбить. Есть кувшины с традиционными балхарскими узорами, это случайный человек может не отличить, а мы их не спутаем с другими, потому что знаем, где какой цветочек, где линия.

Прежде чем сесть за лепку, глину тщательно готовят. Женщины добавляют в неё воду и по старинке прямо босиком разминают её ногами. «Сложно!» - признаётся Зарема и рассказывает с улыбкой о предании, что в былые времена невест в Балхаре подбирали специально грузных да ещё и с плоскостопием, чтобы легче было обрабатывать глину.

- Опытная мастерица за один раз может небольшое изделие слепить. Но, допустим, кувшин так не соберёшь – нужно отдельно корпус сделать, потом высушить, потом украсить, за один день не получится.





Редкие мастера



В 2016 году Зарема стала лауреатом международного конкурса гончаров. А когда-то смущённо приходила учиться на местный комбинат художественных промыслов. Три дня смотри, - сказала ей одна из женщин, а на четвёртый усадила на своё место и доверила своё дело.

В советские времена балхарки обучались мастерству не только на комбинате, но и на уроках труда. Но больший размах дело обрело именно на комбинате, заработавшем когда-то в полную мощь и утратившим сегодня свой успех. Теперь в зале комбината сидят несколько женщин, обычно они работают на дому, но приходят сюда как к месту своей силы. Вместе с ними за гончарным кругом трудится и единственный мужчина, занимающийся балхарским ремеслом, директор комбината Абакар Газимагомедов. Почти сорок лет он хранит дело предков. Тут же его творения, одно из них – поднос для хинкала (традиционное дагестанское блюдо из мяса, теста, картошки и чесночной подливы), который больше нигде в мире не найти.

- Уходит наше ремесло, молодёжь не приходит учиться, некому продолжать его, это сегодня главная проблема, - сетует мастер гончарных дел. – Потерям..

Да и именно здесь сегодня растапливают две из трёх в Балхаре удивительных печей для обжига глины. К этому действу мастерицы готовятся месяцами, копят свои работы, нельзя чтобы печь впустую работала. А затем несколько дней растапливают огромную «жаровню» дровами и кизяком. В первый день женщины на свой риск заходят в растопленную печь, чтобы аккуратно разложить и уместить все кувшины. Но не все кувшины щадит огонь, бывало, не раз в узоры вписывались трещины, а то и вовсе разбивались. В старые времена такие убытки переживали как траур.



Но не только кувшины и подносы издавна обжигали в печи. Отдельной популярностью пользовались игрушки, и это не только ослики с хуржинами, но и множество несуществующих зверушек, как результат воображения автора и оставшейся на его воплощение глины.



Вместо кувшинов чайники и горшочки

Со временем менялись запросы общества, менялся и брусок на гончарном круге. Сегодня с него снимают не только кувшины и игрушки, но и вполне адаптированные на современной кухне горшочки для выпекания, например, или заварочные чайники. Чего только не встретишь в доме-музее балхарского семейного ансамбля. Тут не только кувшины предков, но и сувениры со всего мира, который ансамбль объехал под зурну и барабан. Особенно ценный экспонат – традиционный наряд балхарки, сегодня стоимость его может исчисляться шестизначными числами. Но даже в этом случае продавать платья и украшения здесь не намерены, только показать любопытным туристам, которых, по словам хозяйки дома Миясат Гаммадовой, было немало со всех концов света.



...как в Париже



Приехав в Балхар, нужно обязательно прогуляться по аулу. Здесь можно найти что-то очень ценное, завораживающее, как дело местных мастериц, и воодушевляющее, как полёт орла, пролетающего вдали. С каждой стороны села открывается великолепный вид. Но самые яркие впечатления на улочках аула. А столько колоритных дверей можно увидеть разве что в Париже. Только на этих балхарских теперь часто висят замки и мало где в окнах горит свет. Тишина, которая хранит былые времена, и которая рассказывает каждому новому туристу что-то близкое ему. На годекане ещё собираются горцы по вечерам, а горянки чаще видятся у родника. Остывают потихоньку балхарские печи... Тем ценнее возможность увидеть это уникальное место.

Комментарии