Источник Аулия. Почему его стоит увидеть.
Источник Аулия на горе Ауштау. Республика Башкортостан, Учалы, Республика Башкортостан
В республике Башкортостан тысячи родников: от тонких струек до целых озер кристальной воды. Одни «гремят» на всю страну, другие безымянными журчат в лесной глуши. Есть среди них один источник, снискавший славу целебного и даже святого. Увидеть родник Аулия можно только весной и если повезет – в начале лета. Но живописные окрестности привлекают внимание туристов и в другое время года. Так зачем же ехать на гору Ауштау, и какие легенды хранит эта земля?
Едва появляется на березах молодая зелень, как по лесной тропе у подножия Ауштау устремляется нескончаемый поток людей. Полные сил юноши, сгорбившиеся под тяжестью лет бабушки, младенцы в колясках… Кого только не встретишь здесь на исходе весны. Идут в основном молча, думают о чем-то сокровенном, но каждый непременно несет ведра, пластиковые бутыли, а где-то промелькнет и внушительная фляга. Всего 20 дней будет бить из земли святой источник Аулия, избавляющий от телесной и душевной боли и дарующий долголетие и силы, поэтому надо успеть запастись природным «лекарством» на целый год.
- О целебных свойствах родника слышала давно, еще от бабушки, но побывать здесь довелось впервые, - говорит жительница Стерлитамака Фания Гайрашина. - Проехали почти 500 километров. Знающие люди говорят, что эта вода сравнима с источником Зэм-Зэм в Мекке.
Среди паломников широко распространен обряд: если взять у подножия камень и донести его до вершины, то искупятся грехи. Также необходимо обойти могилу и повязать ленточку на дерево. Однако подобные действия не имеют никакого смысла и наносят урон древнему погребению. На пути к вершине установлены информационные таблички, но судя по тому, что каменная насыпь постепенно растет, а ветки деревьев «цветут» трикотажем, правила соблюдают не все.
Бывает, что источник просыпается рано, в 20-х числах апреля, чаще всего запасаться можно в течение мая-июня. А по местному поверью, истинную силу он набирает лишь после 15 мая.
По своему составу родник - талая вода, в которой повышено содержание кремнезема в виде коллоидов. Элементы способствуют хорошему самочувствию, нормализуют обмен веществ, повышают физическую и умственную работоспособность. Табличка у входа предупреждает, что целебные свойства связаны с выпитым количеством. Но чтобы хватило всем, введено ограничение: не больше пяти литров на человека… А местные еще добавят: старики рассказывают, что прежде ее пили, как лекарство, маленькими ложками.
Несмотря на то, что основная достопримечательность этих мест «работает» всего около месяца, неверно думать, что с уходом родника жизнь в Старобайрамгулово замирает. Могилы трех мусульманских святых верующие посещают круглый год. Не зря второе название Ауштау - гора пророков. Она привлекает не только людей религиозных, но и спортсменов - здесь регулярно проводятся встречи парапланеристов. Удобную площадку для взлета и невероятной красоты природу оценили экстремалы из Челябинска, Екатеринбурга, Перми.
Для удобства туристов удалось создать некоторое подобие экологического парка. Предприниматели построили стоянку, наладили заготовку воды, в поселке можно снять жилье, а у подножия горы селянки продают самые настоящие экопродукты: творог, сметану и молоко.
Еще одна «изюминка» - озеро Аушкуль. Несмотря на небольшой размер, водоем имеет множество примечательностей. Во-первых, его дно покрыто яшмовой галькой, ведь именно здесь добывают особый аушкульский кварц, известный с XVIII века. Местная яшма палевого цвета, испещренная черными жилками. Ее использовали для изготовления превосходных каменных чаш и ваз, некоторые из них украшают парадную лестницу Эрмитажа. Во-вторых, вода в озере минерализована из-за особого состава, она считается слабощелочной, а значит, очень мягкая. Еще одна достопримечательность - небольшой островок в виде сердца, обрамленный густой зеленью. Кажется, сама природа позаботилась о том, чтобы эти места были овеяны романтическими легендами. И их немало.
Самая известная объясняет происхождение источника, названия горы и озера, а также могил на вершине. Так, на одном из погребений установлена плита с арабской вязью. Она гласит: «Это усыпальница Шейха (по имени) Муххаммад Рамазан аль-Ауш 651 года хиджры. В век Берке-хана, строителя (города) Сарай…». Ее, взамен старой, установил Зайнулла Расулев - религиозный деятель, известный башкирский ишан и врачеватель. Утверждают, что плита была привезена из Бишкека в 1905 году.
По легенде, аулия Рамазан пришел из Аравии, но жители кочевья не вняли ему и убили. Но на следующее утро они увидели, как странник поднимается на гору, держа в руках свою голову. Жители испугались и похоронили праведника с почестями на вершине Ауштау. Вскоре возле могилы забил родник, омыв в котором глаза, прозрел слепой старик. Так началась слава источника.
Другие сказания повествуют об освоении территории башкирами или их укладе. Так, одна из них гласит: отделившись от племени, группа искала себе свободные земли, со временем они вышли к озеру. Осмотревшись, один из переселенцев сказал: «А гора - Ауыш», то есть «наклонная». Еще одна версия связывает название с распространенным топонимом: перевал или ущелье.
В конце XIX века здесь побывал писатель, археолог и этнограф Филипп Нефедов. По итогам своих странствий он написал немало очерков и рассказов. Один из них - «Ушкуль» - создан на основе местного сказания, записанного им со слов коренных жителей. Об озере поет Курайчи - сказитель и музыкант, передавая события эпохи раннего Средневековья, где во имя любви к своему народу и прекрасной девушке юный Галлей сражается с коварным и злым Шайтаном. Слово «ушкуль» здесь приобретает новый смысл - испытание и самопожертвование. Рассказ Нефедова ценен не только красивыми образами главных героев, но и точным этнографическим описанием башкирского кочевья.
Еще одну версию, пожалуй, самую невероятную, рассказала 86-летняя Мухлиса-апай, приезжавшая на родник вместе с дочерью. Она связывает возникновение источника с самим Зайнуллой Расулевым. По ее мнению, он завещал похоронить себя на горе Ауштау, после чего и забил родник. Хотя достоверно известно, что просветитель похоронен в Троицке, а родник был известен задолго до его кончины.
В отличие от другого именитого башкирского источника Нарыстау, археологические работы здесь не проводились. Поэтому данные местных легенд не подтверждены, но и не опровергнуты. Выбирайте ту, что больше нравится.
Комментарии