Такая она, Гниловская
Небольшая ж/д станция Гниловская СКЖД, Ростов-на-Дону, Ростовская область
В самых малых местах малой Родины отражена вся ее история: стоит только присмотреться
И отправимся мы с вами в путешествие во времени … на электричке. Тут – недалеко, ехать на электропоезде Ростов-Таганрог всего-ничего, минут 10-12.
Есть такая легенда: мол, потревожил нежный носик путешествующей по Мертвому Донцу Елизаветы Петровны запах гнилой рыбы, огромное количество которой находилось на берегах. Она и спросила: «Откуда гниль такая?!» Отсюда и название вроде пошло.
Ан — нет, говорят знатоки донской истории. Гниловской стан получил свое название от малороссийских переселенцев с рек Гнилой Тикич и Гнилой Еланец, притоков реки Южный Буг. Появившись на Дону, они и принесли с собой название своего прежнего места жительства. Разные источники называют датой его основания 1747 года — на два года раньше года, считающегося годом рождения Ростова. В 1797 году стан стал станицей.
Сегодня Гниловская — часть донской столицы. И чего здесь только нет: право же, стоит побродить по округе.
Наши паровозы
За первым чудом и ходить не надо — вот он, расположившийся прямо на соседних с электричкой путях музей железнодорожной техники.
В стране это четвертый подобный музей, но в отличие от прочих любой из его экспонатов после непродолжительной подготовки снова готов отправиться в путь. Тем более, что музейные пути соединены с главными станционными путями. Это так же для других российских музеев не характерно.
Если бы не ставили паровозы в качестве памятников (таковых на СКЖД – восемь), то подрастающие поколения знали бы о них только по картинкам. Но паровоз на пьедестале – это не то! Есть экземпляр на Нижне-Гниловской, диаметр колес у которого достигает почти двух метров! Имеется в музее и легендарный локомотив серии ФД (Феликс Дзержинский), спроектированный и построенный за 100 дней на Луганском паровозном заводе для основных магистральных путей. Машина оказалась такой мощной, что ее рекорд не побит и современной техникой – в 1938 году на Уральской железной дороге он взял с места и провез без дополнительной тяги состав весом в 10,5 тысяч тонн! Действующих машин этой серии осталось в мире всего две: одна – на Украине, другая – в музее Северо-Кавказской железной дороги.
А есть экспонаты с точки зрения исторической памяти и вовсе уникальные. Стоит на музейных путях один паровоз, вроде бы по мощности и статям другим уступает, но притягивает внимание надписью на боку: «Мир победит войну!» Это участник Сталинградской битвы, «латки» с заклепками у него по всей длине закрывают боевые раны, а надпись – самая что ни на есть настоящая военных времен.
Сами экспонаты музея расположены так, что видеть их могут и посетители музея, и пассажиры проезжающих поездов и электричек.
Когда молчали колокола
С другой стороны железнодорожных путей— храм Преполовения, восстановленный в наши дни. А известен этот храм, что как только стали мимо него ходить поезда (а это 1869 год. о чем скажем ниже), так и пошли трещины по его стенам. А нынче Он, восстановлнный на прежнем фундаменте, стоит и не шелохнется (новыестроительные технологии, что ли?!), и звон его колокольни далеко слышен.
А еще глядя на его колокольню, можно вспомнить, как бережно относились к рыбным запасам на Дону. Когда шла рыба на нерест, колокола церквей, что по берегам рек стояли, звонить переставали, боясь напугать беременных «рыбных мамочек».
Местный паренек против Мэри Пикфорд
А сама бывшая станица Нижне-Гниловская примечательна и тем, что именно здесь Сергей Эйзенштейн снимал свою «Генеральную линию». В 1927 году он приступил к работе над фильмом посвященном коллективизации. Часть съемок этой картины и проходили под Ростовом. Свидетельства тому сохранили газеты того времени. Великий режиссер был верен себе и тому, что начал в «Броненосце Потемкине» - в его фильмах снимались (кроме главных персонажей) обычные жители тех мест, где он работал.
Так и озаглавила свой репортаж о съемках местная газета «Молот» в 1927 году: «Мишка против Мэри Пикфорд», противопоставляя степенное поведение донских жителей на съемочной площадке привычной крикливости и искаженным актерским лицам, как только их обладатели попадали в фокус камеры.
Вот только памятной доски в честь Сергея Эйзенштейна ни на здании станции, ни рядом никто не установил, а жаль…
Добро пожаловать к меотам
Комментарии